Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Дело было в Красково

АрхивИнтерактив
автор : Александр Милицкий   13.11.2009

В минувший вторник, 10 ноября, состоялся первый за 12 лет уличный протест против монополизма в области связи. Протестовали жители подмосковного Красково, вышедшие на пикет к зданию местной администрации.

Во вторник, 10 ноября, в пос. Красково Люберецкого района Московской области состоялся пикет перед зданием местной администрации. Жители протестовали против провайдерского монополизма.

Мы уже писали про Красково (Провайдер говорит: "ФАС!"), действия, а точнее – бездействие администрации которого стали причиной для обращения подмосковного провайдера ООО "КДМС" в Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области. Как нам стало известно, в ответ на это, а также на обращение ещё одной компании, ООО "ВИП НЕТ", УФАС возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства.

История о том, что администрация посёлка не впускает на свою территорию провайдера, не прошла мимо прессы, – в частности, в "МК" появилась статья "Чиновники изобрели сетевой фильтр". Узнав из неё о происходящем, зашевелились и жители в лице общественного движения "Мой двор", – инициативная группа во главе с Владимиром Лактюшиным подала в администрацию уведомление о проведении пикета. Проведение пикета было поддержано депутатом Госдумы Ильей Пономарёвым, написавшим об этом в своём блоге.

Чиновники предложили перенести пикет от здания администрации на поселковый стадион, мотивируя это соображениями безопасности, – т.е. в такое место, где в середине рабочего дня пикетирующих попросту никто не увидит, – однако пикет состоялся в заявленном месте.

Необходимо сказать, что момент для пикетирования выдался очень даже подходящий: буквально накануне президент России Д.А.Медведев высказался на тему дороговизны и медлительности Интернета в России. Понятно, что к столицам эти претензии не относятся, – в Москве работают десятки провайдеров, уровень конкуренции крайне высок, а цены и скорости давно уже привлекательнее, чем в США и большинстве стран Западной Европы. Так, в большинстве европейских стран абонентская плата за доступ составляет около 30 евро в месяц, а в рамках разного рода акций и специальных предложений – около 20 евро в месяц. В то же время, в Москве "безлимитный" доступ на скоростях порядка 3 Мбит/с начинается от 400 – 450 руб./мес. (менее 10 евро), а за 30 евро в месяц можно получить доступ на скоростях 25 – 30 Мбит/с (в зависимости от провайдера). Такие успехи были достигнуты не в последнюю очередь благодаря высокой конкуренции, – сегодня в столице трудно найти жилой дом, где не предлагали бы свои услуги хотя бы пять операторов доступа, включая "Стрим" (технология ADSL), "Акадо" (DOCSIS – доступ в Интернет по сетям кабельного телевидения), "Корбину" (ныне работающая под брендом "Билайн"), "NetByNet", "QWERTY" ("Центральный телеграф") и многих других Ethernet-операторов.

Вне столиц ситуация обстоит отнюдь не настолько радужно, и основных причин этому три. Во-первых, в отдаленных регионах крайне высоки по сравнению с московскими расценки на межоператорский трафик. Причинами тому – и огромные расстояния, и сравнительно небольшой уровень потребления на местах, и фактическая дуополия двух основных магистральных провайдеров на существенной части территории страны.

Во-вторых, в отличие от крупных городов, где потенциальных клиентов много, и они сосредоточены довольно кучно, небольшие населенные пункты с их небольшим же населением представляют собой для провайдеров куда менее лакомые кусочки. И желающих войти в посёлок, где уже кто-то работает, – существенно меньше, чем игроков на рынках крупных городов.

Наконец, в-третьих, существуют и довольно серьёзные административные препоны. Где-то местная администрация искренне не понимает, зачем в поселке нужен ещё один провайдер, если один-два уже есть; местами же, по заверениям аналитиков, наличествуют и коррупционные схемы, когда администрация, находясь в сговоре с провайдером-монополистом, не впускает на свою территорию новых игроков, что позволяет удерживать на ней монопольно высокие тарифы.

Как видно на примере Красково, именно административный фактор в ряде случаев является определяющим: сам поселок расположен в двух шагах от Москвы, где магистральный трафик стоит весьма дёшево, да и желающие работать в нём операторы имеются. Дело в административных запретах.

Сделав основным лейтмотивом своего выступления поддержку инициатив президента, пикетчики избрали беспроигрышную стратегию, – очевидно, что противодействовать проведению подобного мероприятия или, скажем, его разгонять, у администрации не было особой возможности.

Необходимо отметить, что пикет в Красково – первое, насколько мне известно, за 12 лет уличное выступление против монополизма в области связи в России. Предыдущим был митинг 20 декабря 1997 г. у здания московской мэрии, собравший несколько сот человек, протестовавших против предполагавшегося введения МГТС повременной оплаты за телефонные переговоры. В истории российских массовых мероприятий это было, пожалуй, первое из тех, что собирались через Интернет и другие телекоммуникационные сети (ФИДО и "Спринт"). Митинг имел успех: были организованы слушания в Московской городской думе, по результатам которых внедрение "повремёнки" было отложено. Результаты этой акции трудно переоценить: если бы проект о внедрении повременной оплаты вступил в силу тогда, – по развитию Интернета (доступ в который в то время осуществлялся почти исключительно по телефонным линиям при помощи модемов) был бы нанесён серьёзнейший удар.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.