Умрет ли российская игровая индустрия?
АрхивСтатьиПо некоторым данным, продажи отечественных игр за последний год сократились в 50 (пятьдесят) раз. Что это? Коварный удар кризиса или следствие многолетних усилий самих игроделов? Оправится ли индустрия после такого epic fail?
Мировой финансовый кризис хорошенько прошёлся по большинству высокотехнологичных отраслей: какие-то направления пострадали меньше, какие-то – больше, но избежавших этой "атаки" попросту нет. Сегодня ситуация выглядит несколько по-другому: кое-какие отрасли уже приступили к восстановлению, другие оправились от кризиса практически полностью, а третьи до сих пор находятся в состоянии "крутого пике".
В США рынок консолей, аксессуаров и игр (как для приставок, так и для ПК) начал рушиться в феврале. По данным аналитической компании NPD Group, за первые семь месяцев 2009 года он сократился на 14% по сравнению с тем же периодом 2008-го, составив $8,16 миллиарда. Например, в июле объём рынка в денежном выражении составил 849 миллионов долларов, что на 29% ниже прошлогоднего результата, когда продажи оценивались в 1,2 миллиарда. Спрос на игры в этом месяце упал на 26% (почти на треть). В августе американцы потратили на консоли, игры и аксессуары $908,7 миллиона. Это на 16% меньше прошлогоднего показателя, когда августовский объём рынка оценивался в $1,08 миллиарда. Продажи игр упали на 15%, составив в денежном выражении 470,3 миллиона долларов. Положительная тенденция наметилась в сентябре: впервые за семь месяцев объём рынка игр и приставок вырос в годовом исчислении. По итогам девятого месяца в году соответствующий сегмент отрасли цифровых развлечений оценивался в $1,28 миллиарда. Это на один процент больше прошлогоднего показателя, когда объём продаж составил $1,27 миллиарда. Спрос на игры по сравнению с сентябрём-2008 увеличился на 5%.
Российский игровой рынок весьма серьезно (можно даже сказать – кардинально) отличается от американского. На последнем правят бал консоли седьмого поколения (Ninendo Wii, Sony PS3 и Microsoft Xbox 360), занимающие по разным оценкам от 70 до 80%. А у нас на одну проданную игру для приставки пока приходится не менее пяти лицензионных компактов с проектами для ПК. По мнению ряда экспертов и аналитиков, виной тому – знаменитые русские "флибустьеры": диски с играми для компьютеров бывают как лицензионными и сравнительно дорогими, так и пиратскими и дешёвыми. В открытой продаже доступны оба варианта (и это уже не говоря о возможности скачать образ из Сети). В то же время, игры для консолей взлому поддаются несколько хуже (скажем, пиратских версий игр для PS3 вообще не существует в природе), а лицензионные диски стоят дороже аналогов для ПК. Впрочем, хотя обзавестись консолью может себе позволить далеко не каждый гражданин России (отдать 400-500 долларов ради возможности поиграть за деньги, когда дома стоит комп, позволяющий развлекаться бесплатно?!), в последние годы консоли начали набирать популярность – об этом говорит хотя бы масса фанклубов, создаваемых их обладателями в Сети. Да и купить игры для них можно в каждом более-менее крупном городе. Преимущества же консолей перед ПК и вовсе очевидны.
Отечественная игровая индустрия также заметно отличается от американской. И главное её отличие в том, что качественных игр (да и вообще игр как таковых) в её недрах создаётся довольно мало: в основном наши исконно игровые фирмы занимаются переводом и изданием разнокалиберных и разномастных разработок забугорных компаний. Очевидно, что в России рынок лицензионных игр не имел значительного объёма (по сравнению с так называемым "палаточно-развальным") и до кризиса; так что же с ним происходит сейчас? Мы попытались выведать эту информацию у крупнейших разработчиков и издателей, однако они от комментариев отказались. Складывается впечатление, что говорить просто не о чем – настолько всё плохо, и лишний раз рассказывать о своих поражениях компании не захотели. Из неофициальных, но заслуживающих стопроцентного доверия источников нам стало известно, что, например, продажи игр отечественного производства упали по сравнению с тем же периодом прошлого года в ПЯТЬДЕСЯТ раз. И если раньше хороший тираж игры был 100 тысяч экземпляров, то сейчас – всего 2 тысячи.
После некоторых уговоров прокомментировать ситуацию согласился бывший высокопоставленный сотрудник одного из производителей игр, пожелавший сохранить анонимность.
"Я охотно верю в такое падение. Иначе и быть не могло. И не факт, что виноват кризис. Скорее, он выступил в роли катализатора, чем причины.
Десять лет назад щенячий восторг вызывал сам факт, что игра написана у нас. Качество, за очень редким исключением, оставляло желать лучшего, но всё равно же брали. Особенно те, кто по каким-то причинам не понимали, о чём говорят и пишут в импортных играх. Это создало ложное ощущение, что не надо париться вообще - не надо искать нормальных программеров, не надо думать над дизайном, не надо придумывать сюжет. Всё надо заказать зачупыжинским студентам, потом напечатать побольше рекламных плакатов и продавать-продавать-продавать.
Это работало, пока не стали появляться качественные, глубокие локализации западных игр. Сейчас, когда даже в FIFA появился российский внутренний чемпионат, патриотизм перестал быть двигателем торговли. А расхлябанность, непрофессионализм и наплевательство по отношению к покупателям игр осталось. И это непонятное мне упорное стремление выпускать на рынок бета-версию, потом писать к ней срочно десять патчей, с которыми всё равно ничего толком не работает.
Плюс мои бывшие коллеги откровенно проморгали рынок приставок. Для приставок писать трудно - там суровые издатели, жесткие сроки и нечеловеческие требования к качеству. Для нас это трудно, для нас это обидно - выслушивать чьи-то там неласковые отзывы. Мы лучше ещё одного "Василий иваныча" на коленке сделаем и гонки какие-нибудь.
Резюмирую. Падение есть, оно гигантское, и лично я не уверен, что наши игры будут пользоваться хоть какой-то популярностью в будущем."
При всем желании не можем поспорить с экспертом: качественных российских игр – раз, два и обчелся. Ещё с 90-х годов прошлого века нас кормят играми для ПК - милыми, но по общечеловеческим понятиям третьесортными. Между тем, врываться на рынок игр для консолей почти никто из отечественных игровых девелоперов почему-то не спешит. А ведь это очень неплохой вариант: да, выше приведена не слишком эффектная статистика, но ведь рынок-то этот всё равно растет! И его с удовольствием осваивают зарубежные конторы. Причем в прямом смысле: в России есть немало ушлых фирм и фирмочек, которые в чемоданах возят диски для консолей из-за рубежа. На отсутствие перевода (и уж тем более того ужасного перевода, которым игры нередко дополняются у нас) фанам PS3 и Xbox 360 во многих случаях плевать: пусть уж лучше игра будет на английском сейчас, чем её спустя год созреют выпустить наши издатели-локализаторы. А уж ждать, чтобы они сделали что-то путное... Увольте! И тем приятнее найти исключение на общем фоне: по словам Сергея Амирджанова (компания "СофтКлаб"), проект "Ил-2 Штурмовик: Крылатые хищники" для PlayStation 3 и Xbox 360, созданный российской студией Gaijin Entertainment, занял третье место в чартах продуктов для приставки Xbox 360 в Великобритании и стал четвёртым в аналогичном списке для платформы PlayStation 3. Но "Штурмовик" – он такой один, а сколько крутейших зарубежных игр для консолей в российских интернет-магазинах? То-то же.
Между тем зарплаты у отечественных программистов, чья специализация называется "Создатель игрушек" (образно говоря, конечно), в полтора-два раза ниже, чем у тружеников кода из других отраслей. А ведь создание игр – процесс архисложный, и кадры, могущие принять в нём активное и плодотворное участие, по идее должны особо цениться на рынке. Но этого нет в принципе. Как нет и достойных игр с клеймом "Сделано в России". Есть мнение, что развитие нашей игровой индустрии пошло наперекосяк изначально – и теперь его уже ничем не наставишь на путь истинный. Начало нашествия консолей, как видим, оказалось бессильно. Ну а выставка "Игромир", об участии в которой так бодро рапортовали отечественные игровые фирмы, в 2009 году представляла собой жалкое зрелище. Что, впрочем, вполне закономерно: какая индустрия, такие у неё и витрины.