Книжное оборзение
АрхивОгород КозловскогоВернёмся к старой, пыльной, ветхой и, подозреваю, пустой задаче: сеять разумное, доброе, вечное. Завлекать прелестями новых моделей читалок в надежде, что, коль кто завлечётся, — может, и читать станет побольше.
В который раз нарушаю собственный зарок и пишу про очередные электронные читалки на e-ink. Зарок же давал потому, что после совершенно революционного их возникновения, после полной адаптации к языку, после появления в широченной московской продаже перебирать мелкие, непринципиальные особенности той или иной модели стало скучно. И тем не менее. Тем не менее перемены на этом рынке происходили, хоть не столь и заметные. Ну, например, смена первых, тускловатых экранов на существенно более контрастные: так называемое «второе поколение» бумаги, поначалу примененное на Sony PRS-505 и на украинских LBook’ах V3, а потом — и на самую малость ещё более яркие («второе-с-половиной поколение»), которое производители стали ставить на все последующие модели. Потом — «третье поколение», отличающееся от «второго» и «второго-с-половиной» уменьшенными размерами при прежнем разрешении, то есть заметным ростом dpi, чёткости.
Само появление этих «третьих» — из-за повышения «карманной таскабельности» — тоже, похоже, ступенька заметная, во всяком случае и я, и жена, и почти все знакомые перешли на карманный формат, подробно описанный на примере PocketBook 360° в одноимённом («360°») «Огороде», www.computerra.ru/own/ogorod/466374. Всё прочее — вроде разветвлённых меню, увеличения/уменьшения числа, расположения и количества «железных» управляльных кнопок, обретения или лишения сенсорных управляющих возможностей, приращения возможностей осветительных: когда — встроенных прямо внутрь, когда — прилагаемых к обложке, — всё прочее назвать принципиальным трудно, это ближе — если по-автомобильному — к числу посадочных мест и цвету кузова: по потребности и по вкусу.
И тем не менее, когда мне в очередной раз Iyonishe (на www.theebook.org, его же сайт — elbook-shop.ru) принес очередные книжки, я чуть поморщился от скуки, сунул их под стол, но некоторое время спустя подумал, что eink-читалки всё ещё не заняли места, которое должны были б занять по праву, и я просто нравственно обязан продолжать информировать читателя о хоть чём-то, о интересных новых моделях — для того хотя бы, чтобы заражать и пропагандировать.
В качестве вступительного отступления не могу не заметить, что недостаточная (на мой вкус) популярность в народе eink-читалок вызвана отнюдь не их сравнительной дороговизной и не массовой компьютерной безграмотностью населения, которому никак не удается втолковать главное достоинство e-ink по сравнению с любыми прочими цифровыми дисплеями: отсутствие рефреша и, соответственно, утомляемости глаз и мозга, — но сменой общей парадигмы получения народом информации, чистой и художественной. Вот появись такие читалки в позднесоветские времена, когда народу буквально нечем было себя занять и оставалось только читать: в пустое рабочее время, в пустое — досужное, — из-за чего эта социальная система (как выяснилось — поневоле) обрела славу самой читающей в мире, — да ещё и при сумасшедшем дефиците любопытных текстов, так что приходилось перепечатывать их на разных «Эриках» и читать — кому везло — со слепого пятого «папиросного» экземпляра, или ехать через весь город за «тамиздатской» книжонкой, которую выдавали ровно на ночь… Так вот, если б читалки появились в те времена — у них был реальный шанс стать одним из самых популярных и востребованных товаров — даже невзирая на цену! — почти наряду с джинсами. Увы (или, скорее, по счастью) время то пока миновало, более того — читалки опоздали и к обвалу на рынок прежде дефицитных или вообще запрещённых текстов, и теперь эта некогда «самая читающая страна» отскочила по популярности такого сомнительного удовольствия, как чтение книг, на какие-нибудь двадцатые-тридцатые места. Вдобавок разное там кино, телевидение, бубнящее с утра до утра почти на любой вкус, и… и, конечно, Интернет! В котором тоже новостям, блогосплетням и проч. отдается сегодня куда больше внимания, чем книжкам. Привычка отворачиваться, когда много букф. К тому же книжки стали писать короткие и — по преимуществу — пустые: они больше не объясняют устройство нашей жизни (см. публицистику, блоги, новости), да и объяснения эти — как вдруг и совершенно неожиданно для многих оказалось — ни на что в устройстве не влияют, а больше развлекают. Но это развлечение стоит где-нибудь тоже — месте на двенадцатом. То есть, плохо видная вблизи, похоже, происходит глубочайшая революция информационного потребления, которую язык так и поворачивается назвать регрессом, но это, наверное, было бы несправедливо и более всего походило бы на стандартное, испокон веков, старческое брюзжание типа «в наше время и вода была мокрее» и «нынешняя молодежь совсем никуда не годится…» — так что воздержимся. И вернёмся к старой, пыльной, ветхой и, подозреваю, пустой задаче: сеять разумное, доброе, вечное. Завлекать прелестями новых моделей читалок в надежде, что, коль кто завлечётся, — может, и читать станет побольше. А хорошо это или плохо — вопрос на сегодня (для меня) безответный.
Итак: две новые читалки, оказавшиеся в моих руках, — это стандартно шестидюймовая PRS-600 от Sony, так (на коробке) называемая Touch Edition (Трогательная Редакция), и пятидюймовая, карманная «Азбука» от знаменитой в России и на Украине LBook. Ну, то есть очевидно, что и ту и другую делают где-то в Китае, а что Sony, что LBook — имена заказчиков и разра(дора)ботчиков.
Подробного описания ни той книжке, ни другой давать не буду: отправляйтесь в Интернет и удовлетворяйте любопытство. По PRS-600 — на sonystyle.com, по «Азбуке», полностью, формально, называемой «Электронная книга «Азбука», модель n516», — на официальный сайт azbooka.com.ua.
Напишу про главные отличия и впечатления о них (сказав заранее, что впечатления довольно скверные). Начну с PRS-600. Главное её достоинство — чувствительный экран, позволяющий листать страницы не кнопками, а прямо пальцем, а также набирать тексты для поиска на виртуальной клавиатуре, для чего в книжку вставлен стилус. Странное дело: разработчики даже компактных устройств вроде HTC Hero или iPhone, принципиально отходят от стилусов, полагая, что, коль у человека пальцы всегда при себе, лишних деталей и сущностей плодить не обязательно. То есть такой идет бесстилусный тренд. «Сонька» же пошла «поперёк прогресса», — и это при сравнительно огромной площади экрана, на которой легко разгуляться даже самым толстым, сарделечным, пальчикам1. В отличие от своего «трогательного» первенца, PRS700, нынешняя touch-накладка на экран не мутная и не снижает (во всяком случае, заметно) контрастности текста. Зато она блестящая, знаете, как на глянцевых экранах некоторых ноутбуков. Оно, конечно, гламурненько, — но сразу ставит перед читателем проблему: расположиться так, чтобы экран бликовал поменьше. Не слепил отражением торшерной лампочки или пляжного солнца, не являл то и дело ваш автопортрет. Занятие непростое и сильно снижает комфорт от использования. Листать же кнопками, пожалуй, удобнее, чем мазать пальцем, — при том что не каждый мазок приводит к желаемому результату. Если же поиск так уж необходим (а многим он и впрямь необходим), — почему не прибегнуть к никак не более сложной системе меню и экранной клавиатуре, использованных в тех же PocketBook’ах? Нажимать на кнопки джойстика немногим неудобнее, чем извлекать стилус, который, надо полагать, должен выпасть и потеряться в самом скором времени.
PRS-600 от Sony. это не дефект снимка. Это такой экран
Главная же — для наших читателей — «прелесть» «шестисотки», кроме несоразмерной цены под пятьсот баксов (возможно, и виртуальной, поскольку я плохо представляю себе «портрет покупателя»), — это её нерусифицированность. Кто помнит мои на этот предмет многочисленные «Огороды», дело русификации заключается в подмене урезанной Unucode-таблицы на полноценную (почему её не ставить изначально полноценной, понять невозможно; неужели из экономии нескольких центов на авторские отчисления? Насколько мне известно, существуют и бесплатные шрифтовые таблицы).2 И сегодня, при таком сравнительном обилии на рынке моделей русифицированных eink-читалок, плохо представляю себе, кто захочет пускаться в эти «невероятные приключения». Даже амазоновские книжки легко русифицировали, а сам Amazon заявил недавно, что намерен распространить свое влияние и свои сервисы и на остальной, за пределами Штатов, мир: глядишь, и до нас со временем дело дойдёт.
Кроме всего прочего, Sony, хоть и задрала цену и оставила дырочки для крепления обложки, обложкой книжку не снабдила — только полипропиленовым чехольчиком, который и не защищает ни от чего, и сам издерётся в первые две недели до дыр.
Итак: PRS-600, на мой вкус, — самое нелепое создание (из читалок), выходившее когда-либо из-под пера Sony.
Перейдем к «Азбуке». Ее главным достоинством профессионалы считают разительно (на пару тысяч рублей) упавшую цену, углядывая в этом положительную тенденцию. Хотя на мой вкус, если б даже производитель уронил цену и на пять тысяч, это не сделало бы «Азбуку» достаточно привлекательной: во-первых, по слухам (проверить — дело неподъёмное), она дёшева, потому что использует экраны «второго сорта» (негладко прошедшие ОТК) по сниженным ценам, во-вторых — потому что софт для неё наверняка писал забесплатно какой-нибудь студент-первокурсник, да ещё и троечник3, — иначе интерфейс не был бы так глуп, непонятен, неинтуитивен, а «Азбука» не висла бы по делу и без дела с удивительной регулярностью.
Что касается меня, мне от души понравились в «Азбуке» только две вещи: роскошная, толстенная, почти кубическая коробка глянцевого картона, сделанная в виде книжки (красные закладки на верхнем и нижнем обрезах), ослепительно белая, с красивой буквой «Аз» посередине. И вторая — способ крепления книжки к обложке прессованной кожи (которая в данном случае — прилагается): на четырех магнитиках, входящих в соответствующие углубления на корпусе книжки. Оно, конечно, не новость, но если вспомнить первые крепления LBook’ов к обложкам: на резиновых ленточках-уголках, — не может не восхитить сам прогресс.
Электронная книга "Азбука", модель N516
Все остальное — не годится никуда. Пятидюймовый экранчик (как раз тут-то от обложки можно было бы и отказаться, коль ставка — на портативность), особой вялости которого я, правду сказать, не заметил, неимоверное обилие кнопок (больше даже, чем на первых «Соньках»): и цифровых, и специализированных, — после PocketBook’ов смотрящихся как явный анахронизм, полная невнятица и неудобство их применения. Конечно, LBook’и обещают новые прошивки, но судя по тому, как они за годы не сумели добавить в предыдущих моделях хождения по гиперссылкам, — обещания так ими и останутся.
Моя жена, в ожидании новой 360° (в которую, как я уже писал, вполне влюбилась), отдала свою 505-ю кузену и, чтоб дочитать последний роман Минаева, загрузила его в «Азбуку». И мы вдвоем полчаса пытались догадаться, как увеличить шрифт, в процессе чего «Азбука» дважды зависла, а потом никак не могла вспомнить место, на котором остановила чтение.
Сумасшедший дом!
"Компьютерра" №39 (803)
1. Почему так — догадаться несложно. Читать с заляпанного пальцами экрана — удовольствие на любителя. — В.Бир. [назад ].
2. Русификация от Igorsk и Boroda уже почти готова и к моменту выхода номера наверняка будет доступна. — Прим. Iyonishe. [назад ].
3. «Азбука» использует openinkpot, это свободный проект операционки специально для электронных книг (tinyurl.com/yhg8n9u). — Прим. Iyonishe. [назад ].