Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Nokia N-Gage: конец №2

АрхивСтатьи
автор : Алексей Стародымов   02.11.2009

Компания Nokia, похоже, так и не нашла места на рынке видеоигр для своих же смартфонов. Первый игровой проект N-Gage, включавший две модели консолей, был закрыт в 2007 году. Вторая версия N-Gage, уже полностью программная, "умрёт" в 2010-м.

В последние годы я являюсь ярым поклонником "мультимедийных комбайнов": мне хочется, чтобы в моем мобильнике была нормальные камера и музыкальный проигрыватель. С недавних пор (диагонали экранов растут!) в этом списке появился и третий пункт – видеоплеер. Но я никогда не считал, что телефон может заменить ещё один гаджет – игровую консоль.

Единственным исключением являлись аппараты Nokia N-Gage и N-Gage QD, выведенные на рынок в 2003 и 2004 годах соответственно. И всё потому, что эти модели обладали правильной эргономикой: по большому счёту, для фотографирования, просмотра видео и прослушивания музыки форма корпуса и клавиш не так уж важна, а вот для игр она имеет огромное значение. С эргономикой у "Гаг" всё было в полном порядке. Более того, картину ничуть не портил даже вертикально ориентированный экран с палитрой в 4096 цветов и разрешением 176х208 точек – игрушки на нём выглядели очень даже неплохо. Ничего подобного не мог обеспечить ни один телефон или смартфон, присутствовавший тогда на рынке.


Nokia N-Gage

Однако компанию Nokia ожидал оглушительный провал: с 2003 по 2007 год (именно тогда была снята с производства модель N-Gage QD) было продано всего около трёх миллионов аппаратов, хотя финский производитель рассчитывал на в два, а то и в три раза большую цифру.

Неординарный внешний вид и отличная эргономика сыграли со смартфонами злую шутку: они не воспринимались пользователями как "гибрид" приставки и полноценного средства связи. Пользователи видели только приставку и волей-неволей сравнивали её с конкурентами. С какими именно? Для начала – с той же Nintendo Game Boy Advance 2001 года выпуска, а затем и с Nintendo DS в обнимку с Sony PlayStation Portable (PSP), которые вышли в 2004 году. Стоит ли говорить, что при сравнимой стоимости N-Gage и в особенности N-Gage QD (в ней нет плеера и радио) не могли ничего противопоставить японским консолям?


Nokia N-Gage QD Silver Edition

Да и с играми всё сложилось не слишком просто. Всего было выпущено шесть десятков игрушек, однако версии настоящих хитов для N-Gage появились не сразу, хотя, казалось бы, ими следовало сопроводить вывод консоли на рынок. Было заметно, что Nokia – новичок в этом нелёгком деле. Это касалось и концепции дистрибуции игр: вариант "одна MMC-карта – одна игра – цена в несколько десятков долларов" сделал своё дело, игры были моментально взломаны и разошлись по Сети. Более того, многие игрушки отлично запускались на других смартфонах Nokia, на Siemens SX1 и даже на Sendo X. А ведь не секрет, что основные прибыли производители консолей получают именно от продаж игр. Nokia же заработала на них сущие копейки (по своим меркам, конечно). Самолично наблюдал ситуацию в магазине: два паренька покупали N-Gage QD Silver Edition за 140 долларов (вполне может быть, что ниже себестоимости – аналогичная по большинству параметров Nokia 6600 стоила чуть ли не в два раза дороже). Консультант рассказывал об игровых возможностях смартфона и предложил купить хотя бы одну игру – показав коробку с двумя десятками фирменных флешек. Парни сказали что-то вроде "В Инете этого добра навалом на шару", оплатили аппарат и ушли. (О том, сколько моих приятелей резались в фирменные игрушки на 7610 и 6670, я и вовсе промолчу.)


"Nokia N-Gage будущего" глазами неизвестного дизайнера

Надо заметить, что это в своем роде уникальный случай – достать карты у нас было довольно трудно. Знаю нескольких людей, которые купили аппарат, но банально не нашли для него игр (с Интернетом они на тот момент не дружили). Возможно, Nokia следовало бы поставлять в комплекте со смартфонами хотя бы одну яркую, красочную игру – дабы заинтересовать пользователей и продемонстрировать возможности N-Gage. Но этого не произошло: покупателям предлагались "голые" устройства с кучей дразнящей макулатуры. Складывается впечатление, что в Nokia разочаровались в проекте буквально после запуска и последние годы развивали его, чтобы не опозориться: мол, только открыли и сразу уничтожили.

Уничтожили его позже, в 2007-м. Для того, чтобы спустя год запустить N-Gage 2 – уже не столько аппаратный, сколько программный. Логика компании предельно ясна: обычные смартфоны пользуются вполне приличным спросом, так почему бы не продавать игры по Интернету обладателям обычных устройств? Ведь специализированные "игровые чебурашки" показали свою несостоятельность! В итоге мы получили целый набор смартфонов, которые позволяют устанавливать игры N-Gage (уже другие, написанные для платформы S60 Third Edition). Сперва поддержку новой игровой платформы получили модели N81, N81 8GB, N82, N95 и N95 8 Gb, а затем N78, N79, N85, N96, 5320 XpressMusic, 6210 Navigator, 5630 XpressMusic, 5730 XpressMusic, 6720 Classic, E52, E55, E75, N86 и N97. В комплекте со многими моделями поставляется код, позволяющий бесплатно активировать одну из игр. Тем временем, энтузиасты заставили N-Gage-клиент работать и на остальных современных смартфонах компании. Ранее Nokia обещала добавить поддержку N-Gage в несколько старых моделей (N73, N93 и N93i), однако позже она от этих планов отказалась. Впрочем, установка ряда игр на эти устройства всё же возможна.


Играть на двойном слайдере Nokia N85 несколько удобнее, чем на других смартфонах:
здесь хоть клавиши есть с двух сторон! И всё равно – это вам не "слоновье ухо"...

По дороге к новой концепции, которую в Nokia рассчитывали сделать прибыльной, было потеряно главное – эргономика, а вместе с ней – и игровой дух моделей N-Gage и N-Gage QD. На выходе получилась кучка современных аппаратов, не обеспечивающих качественный игровой процесс: я не раз пытался засесть за игры на своей Nokia N82 и ещё ряде аппаратов, взятых на тестирование, но спустя полчаса "попаданий мимо кнопок" это занятие оставлял. Да и сами игры не блистали особым качеством: на дворе эпоха PSP и iPhone, а графического скачка по сравнению с устройствами пятилетней давности Nokia обеспечить не смогла. Замечу, что моя избалованность PSP здесь никакой роли не сыграла – иногда я с удовольствием гоняю в Asphalt и Asphalt 2 на видавшей виды Nokia N-Gage QD, оставшейся у меня "с тех времен".


N-Gage-игра на дисплее Nokia N97

И главное: почему я в очередной раз пересказал историю N-Gage, которая в общем-то и так всем известна?

Дело в том, что эта самая история подходит к концу. В пятницу Nokia объявила о прекращении выпуска игр для N-Gage и закрытии онлайнового сервиса N-Gage.com, который уйдёт в небытие в конце 2010 года. Продажи существующих игр продолжатся до будущего сентября. Новые, ещё не представленные смартфоны уже не будут официально поддерживать N-Gage – в продаже появятся лишь те "игровые" устройства с предустановленными клиентами и играми, которые были анонсированы в недалёком прошлом. Nokia обещает, что теперь игры будут доступны в магазине приложений, который являются частью экосистемы Ovi Store. Игровая же платформа N-Gage 2 вместе с одноимённым брендом уйдет в прошлое. Так и хочется добавить: "Туда ей и дорога". Ну а "чебурашки" (которые просто N-Gage, без двойки)… Это прекрасные устройства, которые даже сегодня используются популярностью у "коллекционеров". Не знаю, какой из двух проектов был менее убыточным для Nokia, но я уверен, что пользователям больше понравился первый. Он был настоящим – его можно было потрогать руками. С удовольствием.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.