Услуга сохранения номера: за и против
АрхивСтатьиУслугу сохранения мобильного номера при смене оператора хотели ввести еще в 2004 году, однако окончательное решение было принято только сегодня. По мнению ряда операторов, MNP может привести к увеличению для пользователей затрат на связь.
Сохранение номера при смене оператора сотовой связи – штука весьма удобная: если какой-либо ОПСОС окончательно замучил вас отвратительным качеством связи (невыгодными тарифами, низкой скоростью доступа в Сеть, СМС-спамом – нужное подчеркнуть), вы сможете обзавестись стартовым пакетом другой компании, и при этом вам не потребуется сообщать всем друзьям, знакомым и коллегам новый номер.
Здорово? С точки зрения пользователя – конечно. А вот что касается друзей-знакомых… Предположим, ваш приятель уверен, что вы пользуетесь услугами оператора "А". И у него есть сим-карта этого же ОПСОСа. Он решает позвонить вам и поболтать "за жизнь". Но откуда ему знать, что вчера вы перешли к оператору "В", сохранив старый номер? Вы мило поболтали с приятелем в течение получаса, и с его счета исчезла приличная сумма – куда большая, чем он рассчитывал потратить на внутрисетевой разговор.
В России услугу переносимости мобильного номера (Mobile Number Portability, MNP) хотели ввести ещё в 2004 году. Однако спустя два года обсуждений чиновники решили, что возможность сохранять номер при смене оператора должны иметь сразу все абоненты – как мобильных, так и фиксированных сетей. А поскольку 40% отечественных фиксированных сетей по сей день остаются аналоговыми, нововведение технически невозможно. Тем не менее, в начале сентября этого года министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щёголев заявил, что Россия всё же "стремится к внедрению технологии MNP".
Сегодня Министерство связи и массовых коммуникаций РФ обсудило вопрос о предоставлении пользователям сотовой и фиксированной связи возможности сохранять телефонные номера при смене оператора и признало её необходимость. Авторы инициативы – Инфокоммуникационный союз и Министерство информатизации и связи Республики Татарстан, на территории которой услуга сохранения номера предоставляется в тестовом режиме с начала года.
Что же касается аналоговых фиксированных сетей, которые стали "камнем преткновения" в прошлый раз, то 28 октября Игорь Щёголев представил проект по переходу с аналоговых телефонных станций к цифровым на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики. Планируется, что к 2015 году 70% абонентов фиксированной связи будут переведены на гибкие программные коммутаторы.
Услуга MNP доступна в Южней Корее, США и Австралии. Директива, обязывающая сотовых операторов уступать друг другу номера вместе с абонентами, действует и в странах Евросоюза. Известно, что сервис MNP вскоре заработает в Грузии. То и дело разговоры о MNP возникают и на Украине. Мы попросили отечественных операторов поделиться мыслями относительно введения услуги в России.
По словам Романа Володина, директора по продукту "TELE2 Россия", возможность сохранения номера при смене оператора может вылиться в увеличение затрат на связь для пользователей. Ведь абонент может сменить не только ОПСОСа, но и регион, и в этом случае звонок будет тарифицирован как междугородний. Кроме того, внедрение данного принципа будет означать дополнительные расходы для оператора на обновление инфраструктуры, которые он будет компенсировать за счет повышения тарифов. Что касается отрицательных сторон для операторов, то это однозначно дополнительные затраты всех ресурсов: денег, времени, трудозатрат сотрудников на обновление сетевой, коммутационной и ИТ-инфраструктуры, возможно, подходу к тарификации и взаимодействию с абонентами. Дальнейшее усиление конкуренции в связи с введением такого принципа может оказаться позитивным (улучшение качества обслуживания), а может – и деструктивным (существенный рост инвестиций, ценовые войны и пр.).
Ксения Корнеева, пресс-секретарь ОАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн"), также считает, что введение MNP может привести к росту стоимости услуг для конечных пользователей. В то же время, аудитория услуги неясна: по данным независимых исследований, недовольны своим оператором и хотят его поменять единицы процентов от общей абонентской базы.
По словам Ирины Осадчей, пресс-секретаря ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (бренд "МТС"), от внедрения MNP выиграют операторы, обладающие сильным брендом, предлагающие максимально широкий спектр услуг по оптимальной цене и национальной сетью сервисного обслуживания и роуминга. То есть, прежде всего, выиграют операторы "большой тройки". Процедуры, связанные с введением MNP для такого оператора как "МТС" обойдутся в порядка 130 миллионов долларов. Кроме того, стоимость организации клирингового дома составит ещё около 47 миллионов (без учёта стоимости каналов связи). Реализация услуги MNP также потребует внесения изменений в действующее законодательство.
По словам заместителя министра связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязи) РФ Наума Мардера, "переносимости номера как фиксированной связи, так и мобильной - быть". Минкомсвязи одобрило процесс внедрения MNP и выделило на подготовку инженерной базы запуска этой услуги пять лет. До 2015 года сохранить номер при переходе к другому оператору будет нельзя; впрочем, не исключено, что в обозримом будущем будет создано ещё несколько тестовых зон, аналогичных татарстанской.
В общем, работы предстоит много – и для чиновников, и для операторов. А после введения MNP головной боли добавится ещё и простым пользователям – поди, узнай, куда ты сейчас звонишь, и во сколько обойдется тебе этот звонок. На той же Украине таких понятий как "сменить регион" и "междугородний звонок по мобильному" нет в принципе. А в огромной РФ – есть. Не факт, далеко не факт, что введение данной услуги у нас вообще целесообразно.