"Книга Мастеров": старая сказка на новый лад
АрхивИнтерактивДвадцать девятого октября на экранах страны появится первый российский проект студии Disney "Книга Мастеров". Мы узнали, в каких непростых условиях шла работа над спецэффектами картины, и на что способны наши специалисты.
Двадцать девятого октября на экраны выходит художественный фильм «Книга Мастеров» - первый российский проект студии Disney. Это фильм-сказка, поставленный в добрых традициях советского и российского детского кино, фантазия на тему известных каждому с детства сюжетов, но при этом интересная не только детям, но и взрослым. Кинокомпания Disney, по словам главы её российского представительства и продюсера фильма Марины Жигаловой-Озкан, решила возродить в российском кинематографе тот сказочный жанр, основоположниками которого можно считать Александра Роу, Александра Птушко и других не менее известных мэтров. Вместе с тем, перед съёмочной группой была поставлена задача, сделать фильм и в диснеевской традиции.
Таким образом, по замыслу создателей «Книги Мастеров», должно было получиться семейное кино, где детей привлек бы захватывающий сюжет, молодежь бы волей-неволей сравнила фильм с современными голливудскими блокбастерами, а родителям пришлась бы по душе встреча со знакомыми и любимыми с детства актёрами. А нас, как специализированное ИТ-издание, не мог не заинтересовать процесс создания спецэффектов в фильме. Дело в том, что весь процесс съёмки и последующей доработки осуществлялся исключительно российскими кинематографистами и специалистами, без привлечения дополнительных сил из Голливуда. Чтобы узнать подробности, мы отправились в компанию «Синематека», специалисты которой и занимались разработкой спецэффектов к первому российскому проекту Студии Disney. Супервайзер проекта Никита Аргунов рассказал нам о наиболее интересных моментах данного процесса.
Прежде всего, несмотря на масштабы проделанной работы, стоит отметить, что создание спецэффектов заняло всего девять месяцев, что не так уж и много. Последние штрихи были сделаны уже в августе – начале сентября. По словам Никиты Аргунова, в рабочем процессе не использовалось какое-то сверхдорогое и сверхмощное оборудование. Все было нарисовано на обычных графических станциях, а для рендеринга применялась рендер-ферма среднего масштаба. Часть работы была сделана непосредственно в «Синематеке», а часть была отдана сторонним специалистам – сотрудникам других студий или фрилансерам. «На самом деле, это типичная практика для всех российских проектов, такова экономическая ситуация. Одну большую студию содержать нецелесообразно, так что собирают команду под конкретный проект. На Западе другая ситуация, там есть коллективы, которые сидят годами на зарплате, но там и проекты идут сплошным потоком», - резюмирует Никита.
Постепенно углубляемся в анализ творческого процесса создателей «Книги Мастеров». Наверняка те, кому уже удалось посмотреть фильм, заметили, что целый ряд сцен напоминает фильм «Властелин Колец» Питера Джексона, особенно его первую часть. Башня Каменной княжны – ну чем не чертоги Саурона, скачущие на конях каменные воины-ардары очень похожи на назгулов и т.д. Правда, Никита Аргунов заверил нас, что никто - ни режиссер, ни художник, ни создатели спецэффектов не стремились специально добиться сходства с всемирно известной киноэпопеей. «Сам образ диктует определённое сходство, то есть возможное копирование закладывается на этапе идеи. У каждой творческой задачи есть ограниченное количество правильных решений. Если нас просили сделать эффектно, то мы неизбежно придём к тому же, к чему пришли создатели «Властелина Колец». В противном случае следует поменять задачу», - объясняет он.
Башня Каменной княжны и окружающий её безжизненный пейзаж – одна из наиболее впечатляющих сцен фильма. Разумеется, никто никогда не стал бы возводить подобное сооружение. Башня и все, что её окружает, была полностью нарисована, а реально снята была только сама княжна (Ирина Апексимова). Лишь небольшие глыбы слева и справа от неё не являлись плодом творчества компьютерных художников. «Это необходимо, так как даже в полностью рисованных сценах те объекты, которые находятся в непосредственной близости от героя, будут не цифровыми, а настоящими, иначе это было бы дорого и некрасиво, - поясняет Никита Аргунов, - да и оператору бывает невозможно скомпоновать кадр и выбрать нужный ракурс, ориентируясь только на одного актера».
Конечно, в Голливуде имеются продвинутые системы, позволяющие оператору видеть сцену уже в таком виде, в каком она будет фигурировать потом в фильме. «Правда, это весьма дорогие решения, которые существенно влияют на бюджет фильма. «Книгу Мастеров» же удалось снять за такие деньги, за какие на Западе даже малобюджетные фильмы не снимают. Мы были зажаты в определенные рамки, поэтому были вынуждены выкручиваться, решать сопоставимые задачи с несопоставимыми ресурсами», - говорит наш собеседник.
«Создание башни происходило в несколько этапов. Вначале художник рисовал эскизы, затем специалисты по компьютерной графике создавали простую модель, которую, тем не менее, можно вращать в разных ракурсах. И уже после этого я начал работать с этой моделью, искать нужные точки для съёмки, всё это очень похоже на обычный съёмочный процесс. Полученные результаты записываются, а затем монтируются. И, наконец, режиссёр выбирает нужный вариант. На последнем этапе обрабатывается выбранный режиссёром вариант, и это уже то, что зритель видит в кинотеатре», - объясняет Никита Аргунов.
Внушительно выглядит массовая сцена с многотысячным войском ардаров. При её реализации также был применен комбинированный метод. Ардары, снятые крупным планом – это живые загримированные актёры, а всё остальные – просто нарисованные «статисты». Опять же, это было сделано в целях экономии средств, так как съёмка живой массовки – весьма дорогой и трудоёмкий процесс. Ещё одна задача, которую уже не успели реализовать создатели спецэффектов, заключалась в том, что ардары, когда они разлетались на куски, должны были выглядеть раскалёнными, а затем постепенно остывать. К сожалению, сроки и бюджет уже не позволили сделать это.
Интересно, что и сказочный лес, в котором расположена избушка Бабы-Яги (Лия Ахеджакова), практически весь был нарисован. Изначально съемка велась в достаточно хилом лесу, с редкими деревцами, а после того, как над ним поработали коллеги Никиты Аргунова, в такой чащобе не стыдно было поселиться и приличной Бабе-Яге.
Очень драматичным является тот момент в фильме, где Катя (Мария Андреева) стоит на вершине горы и постепенно начинает каменеть, а Иван (Максим Локтионов) взбирается на эту гору, куда его привел волшебный клубок. «Из пенопласта было выстроено некое сооружение высотой три метра, на вершине которого и находилась актриса. Что же касается волны окаменения, то для реализации этой задачи была создана «каменная» компьютерная модель актрисы, которую совместили с настоящим объектом, а дополнительно наложен эффект пламени. На самом деле, всё это было сделано стандартными классическими методами, так как в условиях ограниченного времени и бюджета можно пользоваться только хорошо отработанными и проверенными ходами», - комментирует Никита Аргунов.
Что же касается самого волшебного клубка, то он, по словам нашего собеседника, был самым настоящим. Вначале был замысел сделать его полностью анимированным, но потом режиссер решил использовать обычный клубок шерсти, но превратить его в подобие GPS-навигатора. Таким образом, удалось сэкономить существенную часть бюджета, так как сцен с клубком в фильме довольно много, а анимация их была бы довольно затратной. «Это как раз тот случай, когда более простой способ оказывается более выигрышным с точки зрения зрительской аудитории», - говорит он.
Многим зрителям уже по трейлеру запомнилась роль Валентина Гафта, который мастерски сыграл волшебное зеркало. «Для реализации этой задачи нам пришлось «вклеить» одну из фотографий актера в зеркало, а затем обработать ее так, чтобы ни у кого не возникало сомнения, что зеркалу действительно три тысячи лет, а не семьдесят. Этого удалось добиться благодаря определенной постановке света», - рассказал супервайзер.
В завершение нашей беседы нельзя было не вспомнить традиции сказочного жанра советского кинематографа, которые и должна возродить «Книга Мастеров». С одной стороны может показаться, что режиссеры той эпохи обходились вовсе без спецэффектов, а их творения до сих пор любимы многими поколениями зрителей. «Это не совсем так. Сказки Роу в свое время были настоящим технологическим прорывом. В них тоже применялись спецэффекты, пусть и не компьютерные. В то время советские фильмы для детей ничем не уступали американским, а затем, уже в 60-е годы, начались спад и отставание», - заключает Никита Аргунов.
От редакции: А ещё вашему вниманию предлагается видео, полученное напрямую от Никиты. В нём можно наблюдать некоторые моменты создания спецэффектов. Кстати, не крутите ручки динамиков: там действительно нет звука. Это же рабочий файл!