Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Comes With Music: год спустя

АрхивСтатьи
автор : Алексей Стародымов   21.10.2009

За 12 месяцев компании Nokia удалось реализовать всего 107227 мобильных телефонов, укомплектованных подпиской на сервис Comes With Music. И это на фоне миллионных тиражей, привычных финскому производителю! Стоит ли "хоронить" CWM, или же будущее у сервиса все же есть?

В мире есть ряд примеров идеальной организации онлайновых музыкальных сервисов, которые приносят своим обладателям исключительно прибыли и славу – взять хотя бы iTunes, ставший наряду с iPod и iPhone одним из символов компании Apple. Казалось бы, зачем изобретать велосипед заново и предлагать какую-либо иную концепцию донесения музыки до конечного слушателя? Ведь всё давно придумано и работает!

Собственно, поначалу компания Nokia действовала как раз согласно общепринятым канонам: заключила договоры с крупнейшими лейблами и открыла музыкальный магазин Nokia Music Store. Другое дело, что таким образом лидером мирового музыкального рынка (если конкретно – его "мобильно-гаджетной" части) точно не станешь – побороть iTunes всё равно не получится, да и мелких и гораздо менее успешных проектов, подобных детищу Apple, довольного много. Ставить свое предложение в один ряд с ними Nokia по вполне понятным причинам очень не хотелось – не пристало лидеру рынка телефонов плестись в одном ряду с игроками второго эшелона.

Финны занялись поиском выхода – иными словами, разработкой совершенно новой концепции распространения музыки, которая бы удачно дополнила вышеупомянутый магазин. В итоге был изобретён сервис Comes With Music, предполагающий продажу мобильных телефонов и смартфонов с годичной безлимитной подпиской на загрузку музыки из Nokia Music Store. Здесь есть два ключевых момента: во-первых, треки в формате WMA защищены с помощью DRM; во-вторых, сервис поддерживают исключительно модели Nokia (что, впрочем, очевидно), но далеко не все: подписка поставляется с некоторыми моделями, которые продаются не на всех рынках.

Получается, что Comes With Music является очень "узкоспециализированным" сервисом: треки можно хранить на одном компьютере и на одном телефоне, а перенести их на другие устройства уже не получится. Всего в природе существуют 12 аппаратов Nokia, которые можно купить вместе с подпиской (некоторые из них доступны только с ней, другие – в двух вариантах; более того, на разных рынках продаются разные модели – например, в Великобритании доступны всего 4 штуки), и в большинстве случаев они стоят дороже обычных модификаций. Впрочем, это зависит от страны: некоторые операторы продают телефоны с подпиской на Comes With Music по цене обычных. (Другие ОПСОСы, впрочем, не предлагают такие модели вообще – просто у них есть свои собственные музыкальные магазины, и продвигать CWM им ни к чему.)

Изначально возможность продления годичной подписки не предусматривалась в принципе, но теперь на ряде рынков можно оплатить ещё несколько месяцев пользования данной услугой. Впрочем, в той же Великобритании по прошествии года пользователю предлагают купить новый телефон с Comes With Music: первоначальную подписку возобновить нельзя. Подписаться на сервис, имея на руках любой телефон финской компании, невозможно до сих пор. Правда, не так давно появилась функция переноса подписки: если пользователь решит сменить одну модель Nokia (купленную в рамках Comes With Music) на другую ранее, чем через год, он может обратиться в СЦ компании, специалисты которого заменят IMEI-номер в базе сервиса на новый.

Согласитесь, нельзя сказать, что Comes With Music очень уж прост: у среднестатистического пользователя возникнет масса вопросов относительно работы сервиса, а по мере получения ответов на них – ещё и волна негодования: как, треки нельзя передавать друзьям-знакомым и загружать в социальные сети? По мнению некоторых экспертов и аналитиков, главная проблема проекта – именно запутанность: Nokia не удалось создать простой и понятный продукт – такой, как пресловутый iTunes. Этот факт признает и сама компания: в пресс-релизе, посвященном годовщине запуска CWM в Великобритании, говорится примерно следующее: "Сервис с самого начала был окутан массой слухов и домыслов, которые не соответствовали действительности. Мы не переставали объяснять людям, что загруженная музыка остается с ними навсегда – даже после окончания подписки!" Надо полагать, "въехать" в преимущества сервиса действительно удалось не всем и не сразу. Кстати, тем британцам, которые первыми купили телефоны с CWM год назад, продлили подписку на три месяца: по официальной информации, в виде подарка. Видимо, в Nokia понимают, что желающих приобрести уже второй по счету телефон с Comes With Music спустя год будет не очень-то и много. А на разработку вариантов продления подписки нужно время.

Взглянем на официальную статистику сервиса (страна / количество пользователей / дата запуска):

  • Великобритания / 32728 пользователей / октябрь 2008 года
  • Сингапур / 19318 пользователей / февраль 2009 года
  • Австралия / 23003 пользователя / март 2009 года
  • Бразилия / 10809 пользователей / апрель 2009 года
  • Швеция / 1101 пользователь / апрель 2009 года
  • Италия / 691 пользователь / апрель 2009 года
  • Мексика / 16344 пользователя / май 2009 года
  • Германия / 2673 пользователя / май 2009 года
  • Швейцария / 560 пользователей / июнь 2009 года
  • Да, цифры выглядят не слишком обнадеживающе – всего 107227 юзеров. А ведь Nokia привыкла к миллионным тиражам… Впрочем, говорить о полном провале Comes With Music пока рано – у компании есть масса вариантов решения проблем с популярностью. Естественно, идеальным и беспроигрышным вариантом стал бы отказ от DRM, однако в ближайшее время это вряд ли произойдёт – будем реалистами, в этом случае один телефон с CWM сможет подарить счастье (конечно, только в плане доступа к музыке), например, целой студенческой общаге на 200 человек, а компании Nokia нужно, чтобы телефоном с подпиской обзавелся каждый из них. А вот расширить портфолио моделей телефонов и перечень рынков их сбыта финнам вполне под силу. (Кстати, в ноябре состоится запуск Comes With Music в России.) Приведёт ли это к конкретным результатам? Не факт, ой не факт... Одно слово – DRM! Тем не менее, подождем ещё годик и посмотрим, как рынок воспримет "новые предложения и возможности", которые компания Nokia готовит подписчикам сервиса Comes With Music: кто знает, возможно, в октябре 2010 года нам продемонстрируют куда более впечатляющие цифры. Напоследок замечу, что один из конкурентов CWM – Spotify – за год собрал более шести миллионов подписчиков. Финнам есть о чем задуматься...

    Комментирует Михаил Фадеев, аналитик рынка связи:

    Михаил Фадеев

    Мне кажется, что причин относительного неуспеха "Нокии" две. Относительного – потому что абсолютные цифры не кажутся такими уж маленькими. Они ничтожны только по отношению к общему уровню продаж телефонов Nokia в указанных странах.

    Первая причина заключается в том, что Nokia, к сожалению, сейчас находится в роли "догоняющей" на рынке "умных телефонов". Годами игнорируя сегмент устройств с сенсорным экраном, компания, что называется, упустила инициативу. И большинство мало-мальски понимающих толк в "железках" техногиков перешли другие платформы. Прежде всего, на iPhone и Windows Mobile.

    Оставшаяся с Nokia аудитория по своему профилю несколько отличается от профиля аудитории того же iPhone, к ней нужны иные подходы, иные методы воздействия, иные методы представления и раскрутки новых сервисов. Банальное повторение того, что делали другие участники рынка, может не сработать. Как раз по причине разницы аудиторий.

    Comes With Music – не первый "провальный" проект, связанный с распространением контента, забандленного с телефонами. Первый подобный проект, насколько я помню, относился ещё к ранним устройствам на Symbian/Series 60. Было это лет 5-6 назад. Уже тогда по первым результатам "окучивания" аудитории было ясно, что нужно что-то предельно простое и изящное, понятное широкой массе потребителей. В своё время до этого "нового и изящного" додумалась Apple со своими iTunes и AppStore. Nokia же просто не смогла сделать ничего нового, особенного, заточенного под оставшуюся с ней аудиторию. Необходимы свежие идеи, новые подходы, принципиально иные методы работы с потребителем.

    Во-вторых, не стоит забывать и про то, что немаловажную роль в странах Западной Европы играют операторы. У них уже давно есть большой набор контентных сервисов, многие из которых составляют прямую конкуренцию нокиевским. А потребители в этих странах уже привыкли, что контент – это прежде всего сервис операторский, а не производителя телефонов.

    © ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
    При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.