Голубятня: Агора № 13
АрхивГолубятня-ОнлайнТекст, который вы сейчас прочтёте - это ОБРАЗЕЦ интеллектуальной антиномичности, а я просто восхищён тонкостью Александра Миролюбова и его умением подавать тему во всём её противоречивом разнообразии.
Коллеги, у меня лежит в загашнике целых ТРИ отличнейших Агоры, каждая из которых достойна бурного обсуждения. При этом скопилось как минимум дюжина моих собственных постов, которые тоже нужно двигать в народ :-) Наконец, родилась новая идея: превратить Pigeon Radio, застывшее в зародышевом состоянии с середины июня, в полноценное такое обменно-информационное пространство - по типу Агоры, но только в аудиоформате и в укороченном виде (аудиопосты любых участников нашей культур-повидлианской тусовки на 3-5 минут эфира + такие же аудиопосты в стиле форумного обсуждения). Детали последнего изложу в отдельном посте в ближайшее время.
Ну а пока - представляю с большим удовольствием Александра Миролюбова, блестящего молодого человека, реализовавшегося в этой жизни, если не ошибаюсь в том, что мне известно, на 99%. Александр недавно побывал в Киеве и по моей просьбе прислал мне на мыло нечто вроде путевых заметок, которые по глубине затронутых (и невероятно оригинально решённых) тем показались мне безусловным украшением нашей Агоры. Добро получил - так что встречайте! Да, у Александра есть и второй текст - эдакий потрясающий опять же по глубине ответ Тае Эйвиной (ау, Макс Либерум! :-). Он пойдет в Агору через раз (после другого кандидата).
Не могу удержаться, чтобы еще чуток не прокомментировать текст, который вы через минуту прочтете. На мой взгляд это ОБРАЗЕЦ интеллектуальной антиномичности. Я просто восхищён филигранной тонкостью Александра Миролюбова и его умением подавать тему во всём её противоречивом разнообразии. А уж рекомендация с цитатой из Иосифа Виссарионовича (та, что про кулака) - это просто шедевр интеллектуальной провокации.
Александр Миролюбов
Киевские впечатления
В целом могу сказать, что согласен с Вами, Сергей. Люди гораздо менее напряжённые, обстановка более раскованная, отношение более человечное. Не знаю, может, я был невнимателен, но за время своих длительных пеших прогулок не видел ни одного бомжа. По субботам Крещатик перекрывают - молодежь катается на роликах и веселится. Повсюду растёт очень много плодоносящих слив - собирал прямо с деревьев и ел. Очень вкусно! Хоть и косточка крупная. Короче, по моим, наверное, предельно кощунственным представлениям, Киев гораздо ближе к Раю, чем, например, мой родной Питер, львиная доля эстетики которого - инфернальный, пронизывающий каждую молекулу холод.
Особенное впечатление произвел огромный парковый массив на берегу Днепра. Он тянется от Европейской площади и до мемориального комплекса Родина-Мать. Прерывается постройками только в районе станции метро Арсенальная. Собственно, об этом парке и пойдёт речь. В первый свободный день я отправился его исследовать и прошёл только ту часть, что ближе к Крещатику, не дойдя до памятника воинам-освободителям.
В следующий раз я уже прошел эту часть парка довольно быстро, затем миновал станцию метро Арсенальная и вышел на Днепровскую площадь. Хотел было направиться сразу к воинам-освободителям, но заметил современного вида здание из стеклобетона, стоящее прямо на днепровском косогоре. На крыше растут пальмы и вроде бы стоят столики. Ну, думаю... ! Скорее всего ресторан, да ещё с таким фантастическим видом! Изменил маршрут и решительно направился ко входу. Высокий пешеходный мостик через спускающуюся к Днепру автомагистраль и ковровая дорожка перед стеклянной "вертушкой" только усиливали мой энтузиазм. Уже собираясь войти был остановлен двумя дюжими хлопцами на входе:
- Вы куда?
- В ваш ресторан на крыше, где пальмы растут.
- Там не ресторан, это просто частная квартира, а ресторан тоже есть, но только вот немного сбоку - пройдите вооон туда.
Я разумеется поблагодарил, отправился к указанной охранниками двери и тут же поймал себя на непривычности всей ситуации в целом. В чём же дело? Ну, во-первых, про Москву, конечно не скажу с уверенностью, хотя полагаю, что там так же.. Так вот в Питере даже самые состоятельные люди не могут себе позволить такой открытости. Их мир существует как бы отдельно - за высоченными заборами Крестовского острова или Рублевки в Москве. Понимаете, никогда они не выставят на всеобщее обозрение, скажем на Невском проспекте свою террасу с пальмами и фонтанами на крыше. Гостиница, бизнес-центр, шикарные бутики - это одно дело. Но не квартира!
Совершенно не говорю о том, плохо это или хорошо. Просто это факт, который, с моей точки зрения, характеризует фундаментальную разделённость двух общественных страт. Между ними существует у нас пропасть и, скорее всего, напряженное взаимонеприятие. Может, на Украине такое разделение не столь драматично? Эта история с рестораном - конечно, не логикой, а только на уровне ощущений - навела меня на мысль, что между двумя общественными мирами связь порушена не столь радикально, что парадоксальным образом сформировано единство. Может, поэтому и политические пертурбации там не такие кровопролитные?
Кстати, ресторан, который они мне порекомендовали, находился в этом же здании. "Бельведер". Кухня, интерьер и вид на Днепр - потрясающие. Особенно понравились нежнейшие баклажаны запечённые под моцареллой. Причём когда к вечеру стало заметно прохладнее, я решил с открытой террасы переместиться для чаепития в помещение. Естественно, переживал, что с великолепным видом на Днепр придётся расстаться. И как же был приятно удивлен, когда увидел, что в зале ресторана планировка решена амфитеатром различных уровней и отличный обзор сохраняется.
Ну это что называется к слову. Основные впечатления дальше. В общем, из этого современного палаццо я направился туда, куда больше всего и хотел - к мемориальному комплексу воинам-освободителям. Очень величественный мемориал и как раз рядом с Киево-Печерской лаврой. Только было настроился на соответствующий лад, вспомнил своего героического деда, оборонявшего Одессу и Севастополь, как вдруг смотрю чуть поодаль какой-то современный цилиндр из бетона стоит. Вокруг него какой-то металлической арматурой наверчена всякая дребедень - гуси, кресты, решетки. Рядом отделанный черным мрамором вход в некое подземелье. Решил - туалет.
Спускаюсь. Нет... туалета нет. Смотрю на надпись: "Музей голодомора". Ага теперь всё встало на свои места - подземелье является частью памятника в виде цилиндра, расположенного наверху. Что ж, захожу. И попадаю в совершенно феерическое пространство. Круглый, совершенно чёрный зал, в центре - толстая колонна на которой которой висят висят электронные проекторы, покрывающие своим изображением всю стену заднего плана по периметру. У стены расставлены различные крестьянские приспособления - мешки с зерном плуги, мотыги, лопаты и прочее.. и ближе всего к посетителям, к колонне, по внутреннему периметру, черные таблички с красным "кровавым" текстом - цитаты из приказов Ленина, Троцкого и др. по продразвёрсткам, изъятию зерна и так далее. На стену проецируется в различных вариантах и шрифтах - миллионы жертв, миллионы замучены, заморены голодом, уничтожены и так далее. Это повторяется аудиально - низким мужским металлическим голосом, пробирающим до костей. Кстати у Кургиняна в спектакле, про который я Вам рассказывал, таким же точно голосом разговаривает пресловутый "маг-мясник".
В общем, всё напоминает совершенно дикую сатанинскую постмодернистскую инсталляцию из худшего на "Биеннале". Зачем? Ведь это всё-таки, как-никак, память о людях? Зачем столько откровенного негатива? Ну ладно, это мои эмоции, в конце концов. Значит, ознакомился с содержанием табличек. Много цитат из Ленина, Троцкого... Обнаружил Геббельса. Господи! А уж этого-то деятеля как сюда занесло? Тут он в своих высказываниях хвалит советскую власть. Обильно цитирован...
Думаю, очень странно, что Сталина нет. Не цитирован он здесь. Но потом отыскал всё-таки одну-единственную табличку. Содержание таково: "Делайте что хотите, но не оставляйте документов, не оставляйте следов" Том 13 страница 18.
Да уж... По степени кровожадности, пожалуй, максимальный балл... Не поверил. Представьте мои эмоции: я очень люблю товарища Сталина. Глазам своим не поверил. И расстроился, конечно. С одной стороны, фраза, конечно, совершенно дикая идущая на 100% вразрез с моим представлением о вожде. С другой стороны, такая подробная ссылка на том и страницу... Ладно, возвращаюсь в гостиницу, ноутбук на стол, джеперееес коннект через киевстар, выхожу (спасибо Вам!) на сайт Либрусека, нахожу 13-й том воспоминаний Сталина и начинаю читать всё подряд. Мне повезло, что 18-я, а не какая-нибудь 487-я страница, потому как текст приведен что называется сплошняком, а ничего индексировать я не умею.
Итак, вот он момент истины. Привожу полную цитату Сталина, которая действительно обнаружилась в искомом месте. Вождь говорит о правых уклонистах:
/Начало цитаты/
Мы успокаиваем их и стараемся убедить, что тут нет еще ничего опасного, что это всего-навсего таракан, которого не следует бояться. Куда там! Они продолжают вопить своё: “Как так таракан? Это не таракан, а тысяча разъяренных зверей! Это не таракан, а пропасть, гибель Советской власти”... И — “пошла писать губерния”... Бухарин пишет по этому поводу тезисы и посылает их в ЦК, утверждая, что политика ЦК довела страну до гибели, что Советская власть наверняка погибнет, если не сейчас, то по крайней мере через месяц. Рыков присоединяется к тезисам Бухарина, оговариваясь, однако, что у него имеется серьёзнейшее разногласие с Бухариным, состоящее в том, что Советская власть погибнет, по его мнению, не через месяц, а через месяц и два дня. (Общий смех.) Томский присоединяется к Бухарину и Рыкову, но протестует против того, что они
не сумели обойтись без тезисов, не сумели обойтись без документа, за который придется потом отвечать: “Сколько раз я вам говорил, — делайте, что хотите, но
не оставляйте документов, не оставляйте следов”. (Гомерический хохот всего зала. Продолжительные аплодисменты.)
/Конец цитаты/
Что же получается: Да, Сталин написал эту фразу в своих сочинениях, но он цитировал Томского! Это слова Томского, причем высказанные совершенно по другому поводу. Никакого отношения не имеющего к массовому голоду! Да, дела...
Ну это значит только присказка. Сказка впереди! Я, как уже писал, горячий сторонник Сталина. Считаю его лучшим правителем Родины за всю её историю. Ну казалось бы я должен здесь на этом месте пуститься в гомерические истерики и обвинять всех и вся, Украину в том числе во всяческих непотребствах и прочее... И побольше пафоса а-ля Сталин фореве! И голодомор - это фигня, "дерьмократическая пропаганда"! Наверное, большинство бы моих единомышленников так бы и поступило. Но я не стану. И, самое главное, не потому, что, конечно же, уважаю противоположную позицию. А просто потому, что чувствую - поступи я так, и какая-то очень важная часть реальности ускользнет от восприятия. А ведь это мог бы быть шанс...
Сказано - сделано. Жестко затыкаю свой эмоциональной фонтан "несправедливости по отношению к лучшему из вождей". Плату антиномичного мышления врубаю на полную тактовую частоту Intel Xeon server Solution 3,33 ГГц (это для "Компьютерры" - ну, в общем, вы поняли) И, увожу повествование в иные реальности. Итак, создателям памятника, а заодно и всем ярым антисоветчикам, потомкам замученных кулаков, а также всем врагам Родины от Страны восходящего солнца до туманного Альбиона дарю фразу Сталина. Берите, используйте ее, доказывайте жестокость вождя его инфернальность, кровожадность, античеловечность, неприемлемость. Стройте пропаганду, ставьте памятники, пишите учебники. Эта фраза расположена в томе 13 через абзац. Вот она:
"А теперь мы проводим политику ликвидации кулачества, как класса, политику, в сравнении с которой чрезвычайные меры против кулачества представляют пустышку. И ничего — живём."
Слышите: Ликвидация как класса. тотальная бескомпромиссная. всего класса!!! Ну, каково? Хорош мой подарок? И там дальше пускайте про миллионы жертв, про мучения, про ужасы... Только захотелось спросить, а почему создатели памятника не подобрали столь ценную вещь сами? Я - трезвый человек и догадываюсь, что у Вождя есть "перлы" и покруче. В принципе, я просто взял первую попавшуюся цитату. Почему они предпочли увековечить в мраморе, бетоне и черном металле враньё? Причём заведомо идя на ослабление антисталинского пафоса и, самое главное, пафоса сочувствия жертвам голодомора?
Ответ может быть только один. Враньё ради самого вранья. Враньё как
потрясающее искусство. Враньё как тяга к низости.
И, как это ни печально, ложь, как постмодернистская философия и как
религия. (Если это можно назвать религией.)
Может быть, я перегибаю палку?
Ну действительно, кто у нас сейчас чего не соврёт от неграмотности, серости, эмоциональной ангажированности, да в погоне за гонораром...
Просто надо научиться немного более хладнокровно смотреть на вещи? Задаю я сам себе такие вопросы.
И откуда-то из глубины собственных чувств получаю в ответ твёрдое нет.
Ладно, когда журналист в газете или интернетовской статье что-нибудь завернёт. В народе говорят: "Бумага всё стерпит".
Но здесь ведь речь идет о памятнике, несущем символическое, сакральное значение. Посвященном очень большому
количеству умерших людей. Не просто умерших. Умерших, наверное,
тяжело. Тяжело физически и тяжело морально.
Наверняка многие из них прежде чем уйти сами наблюдали мучения и смерть собственных детей, любимых.
Хоронили их, черт вас дери, сами еле шевелясь, из последних сил. (У меня бабушка в Питере блокаду пережила - знаю, о чем пишу). Условно говоря этот мемориал "работает" на соответствующей энергетике.
С такими вещами не шутят, братцы! Вы ставите памятник этим людям и при этом лжёте. Заявляете одно, а делаете совершенно другое.
Зачем? Делаю вывод. Ну как же я сразу не догадался!
Так ведь это памятник не жертвам голодомора! Самое ужасное, что эти самые жертвы использованы как средство,
чтобы воздвигнуть памятник лжи. Ни больше ни меньше. И теперь новое значение обретают уже описанные мной детали. Зачем там Геббельс? Очевидно: Геббельс - это воплощенная ложь. Где ложь, там и Геббельс.
Ставим памятник лжи - нам без Геббельса никак нельзя. Металлический голос "озвучки" из той же серии. Таким голосом люди не
разговаривают. А тем более - люди сочувствующие, соболезнующие.
Таким голосом с нами разговаривает античеловеческое. Да да оно или он самый, кто есть абсолютная ложь и обман.
В христианстве. Или абсолютная авидья (неведение) в философии индуизма. А что миндальничать-то? Я лично так почувствовал. До костей прошибло.
И решил "охолонуться": Ну не нагородил ли я лишку? Подумаешь памятник - тяп-ляп на скорую руку, безответственно, как у нас сейчас всё делают. Случайность. А я тут уже дошел до проблематики добра и зла. Реалистичнее надо оценивать, приземлённее...
Так то оно так, но тут опять новый момент, вернувший меня в прежний ход рассуждений. Ну поставили бы они данную хрень в каком угодно другом месте - ладно.
А тут - с одной стороны памятник героям-освободителям, с другой -
Киево-Печерская лавра.
Немного ещё таких святынь у русского народа будет. Две святыни, а меж ними встал чёрный артефакт.
Шёл человек ко свету истины... в древнюю христианскую обитель или
героям войны поклониться, а попал по дороге в инфернальные подземелья. Обуяли его раздумья. Чёрные ли, светлые ли? К добру ли к худу?
Ну, прям как я! И где правда, где ложь? И как с этим справится наш
герой... Шутка!
Короче, как в сказке! Такие вот дела.