Архивы: по дате | по разделам | по авторам

IFA во время чумы

АрхивИнтерактив
автор : Владислав Бирюков   12.10.2009

Проходящая в Берлине в самом начале осени выставка бытовой электроники IFA традиционно считается среди компьютерных журналистов не самым интересным мероприятием. Тем не менее, любопытных штуковин на IFA 2009 было немало.

Проходящая в Берлине в самом начале осени выставка бытовой электроники IFA традиционно считается среди компьютерных журналистов не самым интересным мероприятием. Во-первых, большинство громких анонсов профильные компании традиционно придерживали для лас-вегасской CES и ганноверской CeBIT, а на долю IFA перепадали всё больше новости «второго эшелона». Во-вторых, собственно хайтека в Берлине не так уж много: часть павильонов оккупировали тостеры с соковыжималками и прочей важной, но не будоражащей воображение гика техникой. Ну а в-третьих, и по числу посетителей, и по масштабам экспозиции осенняя выставка заметно уступала соперницам.

Как ни парадоксально, царящий на дворе кризис, кажется, пошел IFA на пользу. В то время как CES и CeBIT заметно скукожились (по числу посетителей процентов на двадцать), утратив былое величие, берлинский форум по сравнению с прошлым годом демонстрирует приличный рост, который даже поспешили объявить признаком окончания рецессии (по крайней мере, в отдельно взятой Германии). Так ли это на самом деле, пусть судят гадалки и экономисты, нам же больше интересны факты — а любопытных штуковин на IFA 2009 было немало.

Этот впукло-выпуклый мир

Если кто-то спросит: чему, собственно, посвящена IFA, что там самое важное? — то для поиска ответа не придется долго морщить лоб. Главные экспонаты выставки, безусловно, телевизоры1, заселившие чуть ли не каждый павильон. Причем на сей раз индустрия, изрядно утомлённая придумыванием новых завлекалок, которые бы заставили пресыщенного потребителя купить «ну еще хоть что-нибудь», сделала очередной стратегический ход. Начиная со следующего года в главной маркетинговой мантре продавцов телевизоров меняется один символ — эпоху HD TV плавно сменяет эра 3D TV. Да-да, речь о тех самых трехмерных экранах, которые Sharp, например, показывает по выставкам уже лет десять, не меньше. Просто из технологического курьёза, диковины с неясными перспективами, 3D-дисплеи готовы, наконец, перейти в категорию массового коммерческого продукта.

Самый громкий анонс, конечно, сделала Sony. Её глава Ховард Стрингер пообещал начать продажи трехмерных ЖК-телевизоров уже в следующем году. Примерно то же самое анонсировал и Panasonic, правда, с чуть меньшей помпой. Остальные производители ограничились демонстрационными образцами, не уточняя сроков коммерциализации технологии, но прототипы 3D-телевизоров красовались почти на всех больших стендах: JVC, Philips, Samsung, Sharp.

Теперь немножко о технологиях. Трехмерную картинку в кинотеатрах видели, наверное, все — примерно то же самое предлагают получить и в домашних условиях. Как известно, для формирования иллюзии стереоизображения нужно каким-то образом спроецировать на сетчатку правого и левого глаза немного отличающиеся друг от друга картинки. Главная сложность заключается именно в разделении сигналов: если бы мы привыкли смотреть кино, уткнувшись, скажем, в бинокуляр, то у нас уже давно был бы трехмерный кинематограф. Для разделения телевизионного изображения, предназначенного для правого и левого глаза, наиболее перспективными сейчас считаются три подхода.

1. Самый простой и распространенный — «пассивные очки» с поляризационными фильтрами, векторы поляризации в которых взаимно перпендикулярны. Если интегрировать в телевизор дополнительный поляризационный слой (активный или пассивный — детали реализации могут быть разными), то можно добиться того, чтобы в правый глаз, скажем, попадало изображение с чётных колонок (или строк) телеэкрана, а в левый — с нечётных (изображение с «нецелевых» для этого глаза пикселей будет просто гаситься поляризатором очков). Главное достоинство этого подхода — дешевизна: требуются грошовые очки да ещё один поляризационный фильтр в телевизоре. Учитывая, что поляризаторы уже используются во всех ЖК-экранах, технологию производства дисплеев радикально менять не придется. В недостатках — всё те же очки, которые нужно носить, что не всегда удобно (очкарики поймут), ну и придётся пожертвовать разрешением экрана, которое уменьшается вдвое по одному из направлений.

2. Вариант подороже, с «активными очками», можно встретить в некоторых кинотеатрах IMAX 3D (в остальных «Аймаксах» используются пассивные очки). Суть, в общем, та же, что и в предыдущем случае, только разделение сигналов для правого-левого глаза не пространственное, а временное. По сигналу от телевизора очки последовательно закрывают то один глаз, то другой, так что на каждый попадает картинка, предназначенная только для него. Закрывает окошко, конечно, не механическая шторка (раньше были и такие версии, но сейчас они не используются), а та же система, что формирует изображение на ЖК-экране — жидкие кристаллы, изменяющие направление поляризации под действием приложенной разности потенциалов, плюс пассивная поляризационная пленка. Система работает очень быстро, так что мозг не замечает периодического затенения изображения. Достоинства — высокое разрешение (здесь уже приходится жертвовать не разрешением, а частотой развертки, которую увеличить проще) и более качественная фильтрация сигнала (поворот головы в «пассивных очках» может испортить всю картинку). Недостатки — цена, ну и требуемое удвоение частоты развертки. Кстати, здесь у плазменных экранов, с их более высокими скоростями переключения пикселей, есть некоторое преимущество перед жидкокристаллическими.

3. Самый дорогой в реализации способ, без очков. В этом случае перед экраном приходится располагать столбцы микролинз, отклоняющих изображение для правого и левого глаза. Достоинство очевидно — никаких очков. Недостатки тоже велики — получается дорого, и картинку видно не из любой точки перед экраном, а только с определенных фиксированных позиций. Последний недостаток можно устранить введением элемента интер­ак­тивности — веб-камеры, отслеживающей положение зрителя (зрителей), но это ещё больше усложняет и удорожает систему.

Судя по анонсу Стрингера, в Sony намерены задействовать второй метод. Однако маловероятно, что этот путь окажется массовым. По крайней мере в первое время, когда добавление 3D-возможностей будет обходиться производителю в копеечку из-за неотработанности и недостаточной масштабированности технологии. Волькер Блюм, технический продукт-менеджер немецкого подразделения Philips, например, уверен, что индустрия выберет первый вариант, требующий минимальных вложений и технологических изменений в существующие производственные линии.

Конечно, обеспечить принципиальную возможность показа трехмерной картинки — это еще только полдела. Второй вопрос — что показывать и с какого источника. Производство 3D-фильмов за последние два-три года в Голливуде уже поставлено на поток, в 2010-м на экраны должно выйти примерно 65 новых 3D-фильмов2. С техникой воспроизведения особых неожиданностей тоже нет — всё те же форматы Blu-ray (новые спецификации с поддержкой 3D консорциум BD должен утвердить до конца года) и уже готовый интерфейс HDMI версии 1.4 (см. врезку).

HDMI 1.4
Новая версия спецификаций интерфейса HDMI была опубликована в июне, так что готовые продукты на её базе появятся скорее всего в начале следующего года, где-нибудь к январской выставке CES 2010.

Новые функции HDMI 1.4 включают:

  • Возможность передачи Ethernet-данных (до 100 Мбит/с). По-видимому, Ethernet вскоре станет стандартным интерфейсом не только компьютерной техники, но и бытовой электроники.
  • Поддержку разрешений 4Kx2K (до 4096x2160x24 Гц). Телевизоров таких, конечно, ещё нет, контента тоже, но лиха беда начало.
  • Поддержку семи различных методов формирования 3D-изображения (его максимальное разрешение снижено до 1080p).
  • Интегрированный восходящий аудиоканал: он уменьшает число необходимых кабелей при использовании телевизора со встроенным тюнером/плеером, который подключается к ресиверу.
  • «Микроразъем» для мобильных телефонов, портативных видеокамер и плееров, функционально полностью совместимый со стандартным и «мини»-разъёмом.
  • Новые кабели и систему внутренних соединений с усиленной защитой от помех и вибрации для использования в автомобилях (разрешение снижено до 1080i).
  • Поддержку расширенного цветового пространства фотокамер (sYCC601, Adobe RGB, Adobe YCC601), что позволяет демонстрировать на телеэкране более красочно выглядящие фотографии.

А вот передача объёмного видео по стандартным каналам телевещания пока что буксует: в большинстве случаев придётся выбирать, что важнее, HD или 3D, обеспечить высокое разрешение и объём одновременно получится вряд ли. Учитывая же изобилие HD-телевизоров на рынке и немалые инвестиции вещателей именно в технику высокой четкости, сомнительно, что в ближайшие годы трехмерное телевидение станет массовым (правда, пара европейских вещателей планирует в следующем году запустить экспериментальные 3D-каналы). Разумеется, важно обеспечить и обратную совместимость со старыми телевизорами: они должны показывать 3D-фильм не в виде мутной двоящейся картинки, а как обычное 2D-кино. Технологию для автоматического распознавания типа контента разрабатывают, в частности, компании Sisvel Technology и 3DSwitch. Ну и конечно, трёхмерный видеоконтент не ограничивается одним лишь кинематографом: недаром на многих стендах IFA рядом с 3D-теликами стояли объемные компьютерные экраны, за которыми люди в тех же чёрных поляризационных очках увлечённо мочили объёмных монстров3.

Да будет LED

Было бы неправильно сказать, что все телевизионные новости IFA 2009 ограничились лишь 3D-изысками. Другая аббревиатура, которая мелькала на выставке ничуть не реже, — это LED (Light Emitting Diodes). Практически все производители ЖК-телевизоров выставляли новые модели со светодиодной подсветкой, а те, кто ещё не успел их подготовить, обещали это сделать в самое ближайшее время. Маркетинговая шумиха даже вынудила главу Ассоциации производителей ЖК-телевизоров Брюса Беркоффа выступить с разъяснениями для дезориентированной публики: оказывается, LED TV — вовсе не принципиально новый вид телеэкранов, а старая доб­рая ЖК-технология, просто с усовершенствованной подсветкой4.

Напомню, что главные преимущества замены люминесцентных ламп на светодиоды в ЖК-дисплеях сводятся к двум категориям. Первая касается оптимизации картинки: лучшей цветопередачи и возможности локального выключения подсветки в нужной части экрана (что позволяет получить насыщенный чёрный и высокие значения контраста). Вторая относится к экологическим показателям: это уменьшение энергопотребления, больший срок службы диодов и их относительная «чистота» по сравнению со ртутьсодержащими лампочками. Ну и наконец, по большому счету, лампы подсветки — это единственная аналоговая часть, оставшаяся в ЖК-телевизорах, так что их вытеснение «куда более цифровыми» диодами вполне логично. К сожалению, покупателю приходится платить за эту логичность заметные деньги (на долю подсветки приходится около 40% стоимости ЖК-телевизора), но учитывая, что любые микросхемы быстро дешевеют, этот дисбаланс наверняка будет преодолен в ближайшие годы.

Что касается деталей реализации LED-подсветки, то здесь существуют три основных подхода. Белые светодиоды можно размещать в рамке по контуру экрана, а также мозаикой по всей площади экрана. Первый вариант более дёшев и позволяет сделать более тонкую панель, однако возможность локального затемнения дисплея здесь ограничена. Второй вариант дороже, поскольку использует больше диодов, он позволяет контролировать освещенность экрана более гибко. Наконец, есть третий подход, с которого, собственно, и начинались эксперименты с LED-подсветкой. Тогда ещё не было дешёвых и качественных белых светодиодов, и вместо них использовались триады RGB-источников. Подобную методику используют и сегодня (например, Sharp в топовых моделях) — она самая дорогая из-за втрое большего числа потребных светодиодов и более сложной системы управления ими. Зато эта технология позволяет добиться выдающейся цветопередачи, ведь каждый конкретный участок экрана можно подсветить нужным именно там цветом. Скорее всего последний подход так и останется нишевым, разница же в цене и качестве между рамочной и площадной LED-подсветкой, сегодня довольно заметная, будет постепенно нивелироваться.

Продолжение следует

"Компьютерра" №35 (799)


1. Кстати, так сложилось исторически: именно здесь в 1928 году была проведена первая телевизионная трансляция, а в 1937 году — показан цветной телевизор. [назад ].

2. В немалой степени этому поспособствовал прогресс в съёмочной аппаратуре. Когда Джеймс Кэмерон снимал свой первый трехмерный фильм («Терминатор-2»), блок стереокамер весил больше двухсот килограммов, сейчас — около двадцати. [назад ].

3. Кстати, Стрингер обещал не только 3D-те­ле­визоры, но и ноутбуки и PlayStation. [назад ].

4. Здесь и правда немудрено запутаться, учитывая наличие на рынке OLED-телевизоров Sony. Японская компания не спешит развивать этот сегмент, предпочитая подождать оздоровления экономической ситуации. Зато в будущем году OLED-телевизоры, по-видимому, выпустят LG и Samsung. [назад ].

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.