Спустить фантазии на землю
АрхивБлог Андрея Зотова, ADJ ConsultingПредставим себе, что в чью-то хорошую голову пришла прекрасная идея – например, о том, что можно создать новый перспективный бизнес. В новой записи блога Андрей Зотов рассказывает, какие вопросы нужно задать себе в первую очередь.
Представим себе, что в чью-то хорошую голову пришла прекрасная Идея. Пусть эта Идея – о том, что можно создать новый перспективный бизнес (запустить проект, создать фирму…), не важно, какого типа. Для того, чтобы Идею реализовать, необходимо что-то предпринять… стать предпринимателем. Для простоты будем считать, что предприниматель - это тот, кто в состоянии самостоятельно начать новый вид деятельности, приводящий к коммерческому результату: извлечению прибыли1.
Что же необходимо делать, чтобы Идея претворялась в жизнь? Ответ на этот вопрос как правило зависит от характера Идеи и сектора рынка, которого она касается: универсальных рецептов не бывает. Но есть вещи, роскошь не учитывать которые может себе позволить или отчаянно смелый, или сказочно наивный начинающий предприниматель. НазовЁм их, условно, первичными факторами отказа. Отказа от Идеи!
Рассмотрим три из них, без учёта степени важности:
- В какой области, в каких внешних условиях может ваша Идея сработает, сможет быть выполнена? Необходимо изучить всё, что было сделано в этой области раньше. В огромном количестве случаев оказывается, что кто-то, когда-то уже прошёл этим путём и достиг каких-то результатов. Некоторые коллеги называют эту работу конкурентный анализ… И позитивные, и негативные результаты предшественников помогут уточнить и усовершенствовать Идею. Или заставят отказаться от неё! :(
- Если изучение 1 показало, что идею можно уточнить, развить, улучшить (добавьте сами!) причём так, что она (всё-таки!) будет иметь преимущества по сравнению со всем, что сделано другими предпринимателями, нужно срочно сформулировать, в чём эти преимущества состоят. С учётом небезграничных возможностей человеческого разума, хорошо бы, чтобы количество преимуществ оказалось не более 5, а формулировка каждого из них не превышала одной фразы. Чем проще, тем лучше (ибо сказано – соблюдайте принцип KISS!). Некоторые коллеги называют эту работу конкурентным позиционированием. Если позиционирование не удалось, то, по-видимому, ваша Идея является, на самом деле, подмножеством чьей-то чужой Идеи и вряд ли стоит дальнейших затрат. С этим придется примириться, и это – отказ от Идеи. :|
- Если 1 и 2 показывают приемлемые результаты, можно приступить к формулировке вашей Цели. Что произойдет, если в условиях, заданных пунктом 1, при преимуществах из пункта 2, Идея будет реализована? Какой основной измеримый результат следует прогнозировать, причем такой, чтобы можно было бы построить план работы по достижению оного? Приведу пример хорошо определённой цели: "в течение одного года со дня приказа омыть сапоги 10 дивизий русских солдат в водах Персидского залива2. Примером нехорошей цели является образ из анекдота о глюконщике: "…а вода в глюкале будет делать глюк-глюк!" Если задать привлекательную и измеримую цель не получается, возможно, сама Идея заслуживает дополнительного обдумывания. Или отказа. :)
Если вы – носитель Идеи, попробуйте преодолеть первичные факторы отказа. Если вы сами и Идея устояли против них, есть смысл продолжить дальше!
1. Более строгое определение нетрудно найти, например, вот тут.[вернуться]
2. По непроверенным слухам, автором этого летучего образа является политик Жириновский. Автор не поддерживает г-на Жириновского, но сам образ понравился. :)[вернуться]