Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Пристанище недовольных

АрхивСтатьи
автор : Игорь Терехов   08.10.2009

Разработчики под iPhone всё больше разочаровываются в бизнес-модели AppStore. На этом пытается сыграть компания Palm, представившая в начале недели новую политику взаимодействия со сторонними программистами.

В сентябре в Чикаго прошла очередная ежегодная конференция независимых разработчиков Apple - С4, на которой выяснилось, что при всех многочисленных преимуществах iPhone, писать для него программы откровенно невыгодно. Главные причины: чрезмерный контроль со стороны Apple и слабая функциональность AppStore.

Большое число разработчиков, присутствовавших на конференции, заявляли, что не имеют в данный момент проектов под iPhone и даже не планируют их запуск, поскольку считают это пустой тратой времени и денег. Да, iPhone прекрасное устройство с технической точки зрения, да, Apple обеспечивает канал дистрибуции программ, да, у Apple прекрасный SDK, но эти плюсы плохо перекрывают ворох минусов.

В чем же заключаются конкретные претензии? Про чрезмерный контроль всё понятно. Едва ли не каждую неделю в Интернете появляются всё новые и новые истории о безобидных приложениях, не прошедших этап одобрения цензорами AppStore. И раздражают разработчиков даже не столько сами факты отказа, сколько непрозрачные методы отбора. Складывается впечатление, что цензоры руководствуются не формальными критериями, а исключительно субъективными ощущениями: не понравилось приложение - в AppStore его не будет. При этом мотивировка отказа всегда стандартна и описывается общими словами. Например, в Google с удивлением обнаружили, что их программа Latitude, “копирует существующую функциональность Google Maps”, при том что функционально они не имеют между собой ничего общего. Никакой ясности не вносят и руководства Apple для разработчиков: там нет чёткого изложения требований. Во многом такая политика напоминает действия некоторых посольств: добиться от них объяснения причины отказа в визе практически невозможно. И никого не волнует, сколько денег человек потратил на подготовку поездки. Точно так же Apple не волнует, сколько ресурсов ушло на создание приложения.

С деньгами в AppStore ситуация также печальна. Программы для iPhone стоят слишком мало и в подавляющем большинстве случаев они не окупаются. На сегодняшний день в AppStore числится более 85 тысяч приложений, основная масса которых либо бесплатна, либо продается за 99 центов. Предположив, что такая дешёвая программа будет скачана 5 тысяч раз, получаем сумму в $4950. Из нее 30% отойдет Apple и остается $3465 - это не очень много, учитывая, что на разработку программы, достойной хотя бы пяти тысяч скачиваний, обычно уходит гораздо больше месяца. Добавьте сюда также затраты на маркетинг и прочие неизбежные издержки, а также то, что 5 тысяч пользователей приложение может набирать в течение неизвестно какого промежутка времени. В общем, зарабатывать на жизнь программами для iPhone нельзя, а значит, есть над чем задуматься, выбирая между написанием приложения для Mac OS Х, за которое можно выручить гораздо больше при сравнимых затратах, и для iPhone.

Не всё прекрасно и с маркетинговой составляющей AppStore. Например, разработчики не могут предоставлять пользователям демо-версии продуктов с возможностью их дальнейшей активации. Сейчас для этого приходится создавать две версии программы: одна урезанная и бесплатная, другая полнофункциональная и за деньги. На это уходит больше времени программистов, раздувает статистику AppStore и очень неудобно для пользователей: если понравилось демо, нужно вновь идти в магазин и искать там полноценную версию. Возможности прямого апдейта не предусмотрено.

Также разработчик не может организовывать платные апдейты. Это, конечно, хорошо для пользователя, но какой смысл программисту увеличивать функциональность своей программы, если за свой труд он не получит вознаграждение от уже существующей армии пользователей. Напомню, что в мире "больших" программ, апдейт до новой версии программы обходится существующим пользователям примерно в половину новой цены.

На этом фоне отлично смотрятся конкурирующие организации с планами по переманиванию сторонних разработчиков. Речь, в частности, идет про Palm, которая 5 октября на своем мероприятии в Сан-Франциско объявила об изменении политики взаимодействия с разработчиками. Главное - не будет никакой модерации приложений, как не будет и никакой привязки к AppCatalog - аналогу AppStore. Программисту необходимо лишь загрузить свою программу на сервер Palm и получить на неё прямую ссылку. Далее он волен размещать её в блогах, на сайтах, в каталогах и вообще где угодно. Впрочем, AppCatalog никуда не исчезает, но размещение в нём платное - $50. Сейчас в магазине насчитывается пара десятков программ стоимостью от $1 до $10.

Следующее нововведение Palm - отказ от "абонплаты" для разработчиков, составляющей $99 в год. Правда, это возможно только при условии, что исходные коды программ будут открытыми. Вероятно, свою лепту здесь внесли Бен Галбрайс (Ben Galbraith) и Дион Алмаер (Dion Almaer), перешедшие в Palm из Mozilla и знающие толк в открытом ПО. В Palm они возглавили отделение Developer Relations.

Наконец, Palm делает открытой всю статистическую информацию, касающуюся распространения программ, что вновь сделано в пику Apple, скрывающей всё и вся.

Что в итоге? Борьба между компаниями усиливается и что особенно важно - это борьба не только за покупателей, но ещё и за тех, кто повышает привлекательность продукта с потребительской точки зрения - за сторонних разработчиков. Конечно, нельзя сказать, что Apple скоро останется без программ, просто конкурентная мощь Palm может вырасти быстрее, чем полагают в Купертино.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.