В поисках автора, в поисках издателя
АрхивКолумнистыПисать книги ради денег для рядового автора – занятие убыточное – хоть в бумажном виде, хоть в электронном. Так кто же и зачем будет их писать? В этом пытается разобраться Александр Милицкий вместе с писателями Сергеем Щегловым и Алексом Экслером.
Если автор не слишком раскручен, писать книги ради денег для него – занятие совершенно бессмысленное. Это справедливо как при бумажном, так и при электронном книгоиздании.
Вот что говорит писатель Сергей Щеглов:
Ожидает ли нас прощание с книгой как с жанром и способом подачи информации? Или, возможно, нам придется довольствоваться уже накопленным содержимым библиотек и переводными новинками из тех стран, где экономика издательского дела скомпонована как-то по-другому? А может, не всё так дремуче и печально, и существует какой-то выход?
"В моем конкретном договоре с АСТ прописана роялти 4 руб. 50 коп. за экземпляр. Тираж пока 5000 тыс., то есть даже аванс не отбил.
"Литрес" платит 33% от поступлений за скачанный текст и сколько-то там от просмотра контекстной рекламы. Цены на мои старые книги там примерно 30 руб., итого 10 руб. с экземпляра. Продаются они там в количестве (общем на 6 книг) 5-6 экземпляров в месяц.
Ещё по теме – встретил в блоге Давыдова упоминание, что книгоиздание – это статистическая игра, в которой издательство в статистическом выигрыше (одна книга из 1000 обязательно выстрелит), а автор – в статистическом проигрыше (невозможно никакими способами гарантировать, что именно твоя книга станет той самой одной, это чисто случайный процесс). Не совсем верно, так как есть "книги-проекты", сразу поддержанные рекламой (Глуховский), но в целом ситуацию описывает верно. Американские фантасты тоже всегда работали рабами на галерах, выдавая по 4 книги в год – иначе с начального тиража там не прожить.
Словом, некоммерческая деятельность, так, хобби".
Электронные продажи проблемы, увы, не решают, – их уровень несопоставимо мал по сравнению с бумажными тиражами. Вот что говорит по этому поводу Алекс Экслер: "Пока это, конечно, ничтожный процент. Скажем так. Один известный писатель, который в год зарабатывает примерно 700-800 тысяч долларов, с "Литреса" в год получает примерно 2-3 тысячи долларов".
Сам Экслер в электронном виде своих книг не продает – все их в том или ином виде можно скачать с его сайта. Подобным образом он стремится доказать, что наличие книг в свободном доступе на "бумажные" продажи практически не влияет; точнее – влияет, но в положительную сторону.
Эмоции тех, кто над нынешним положением потешается, откровенно злорадствуя, отчасти понятны. Общедоступные сетевые хранилища и без того наполнены десятками тысяч русскоязычных произведений, принадлежащих авторам, готовым публиковаться бесплатно, – только бы прочитали. Даже если читать по нескольку из них ежедневно, – осилить всё это сомнительное богатство за одну человеческую жизнь не представляется возможным. И, несомненно, продукция не лучшего качества, вплоть до откровенного графоманства, занимает на этих развалах существенное, если не основное место. "Если можешь не писать, – не пиши" – старый принцип, которого никто не отменял. Более того, иногда кажется, что было бы неплохо, если бы не писали и многие из тех, кто не писать не может. Ну, или, по крайней мере, не публиковались.
Однако всё вышесказанное в полной мере относится только к беллетристике. Да, её запасы, накопленные в мире за предшествующие годы и столетия, более чем достаточны (хотя кого-то из читателей и напряжет прогрессирующая архаичность сюжетов и декораций). И без потока нового худла, наверное, можно было бы и обойтись – по крайней мере, без фатального ущерба для человеческой цивилизации. Но худло – это лишь то, что обычно первым приходит в голову, когда мы говорим о книгах. Существуют ещё учебники, научные монографии, энциклопедии, специальная литература, разного рода путеводители, пособия и прочий нон-фикшен, необходимость которого отрицать было бы глупо. Как быть с ними?
С учебниками и учебными пособиями, на первый взгляд, дела обстоят довольно просто: эти книги имеют колоссальные тиражи, и авторы их явно не бедствуют. Да, разумеется, если речь идет о школьных учебниках или, скажем, пособиям по общим и фундаментальным дисциплинам вроде математического анализа. Но как только мы начнем углубляться в дебри специализации, ситуация будет становиться все хуже и хуже. Скажем, на бюджетное обучение на астрономическом отделении физфака МГУ в этом году было принято 15 человек. Даже если брать в расчёт другие вузы с аналогичной специальностью и относительно широкий круг "гражданских", интересующихся астрономией, – очевидно, что при сколько-нибудь реалистичных тиражах большого гонорара авторам не дождаться. Остается уповать лишь на подвижничество профессорско-преподавательского состава.
У учебной и научной литературы, впрочем, кроме гонораров существуют и другие движители. Издание учебников и монографий является определенной вехой, крайне полезной, а порой и необходимой для преподавательской и научной карьеры. Вдобавок, не всякий учебник и не всякую монографию необходимо писать целиком с нуля, – нередко они представляют собой компиляции ранее написанных методичек и статей (насколько качественным получается в итоге продукт – разговор отдельный). Но это, увы, выручает не всегда. Скажем, практикующий врач со степенями и клиентурой зачастую не может себе позволить потратить несколько месяцев (не меньше – ибо параллельно с основной работой) на написание книги, целевой аудиторией которой станут несколько сот его коллег – узких специалистов. Таких примеров, увы, весьма жизненных, немало.
Хуже всего в этом отношении дела обстоят с деловой и технической литературой. Существует немало людей, работающих в области менеджмента, финансов, ИТ и телекоммуникаций, разнообразных технологий, чьи знания и опыт были бы весьма и весьма полезны их коллегам. Будучи практиками, не стремящимися сделать академическую карьеру, эти люди не имеют характерных для академической среды карьерных стимулов. Достаточная – неизбежно – известность среди коллег препятствует желанию славы стать достаточно серьёзным движителем. А стремление сеять разумное, доброе, вечное, к сожалению, довольно часто уступает необходимости зарабатывать деньги – особенно когда эти два стимула входят меж собой в противоречие.
Ситуацию мог бы поправить хорошо поставленный сбыт книги, изданной в электронном виде (пара сотен рублей за экземпляр специальной литературы – цена вполне разумная и для электронной версии, а тысяча-другая проданных экземпляров дали бы уже более или менее вразумительную итоговую сумму) – но вот как раз с этим делом у нас сейчас большие проблемы.
Среди обывателей принято считать, что основная работа традиционного издательства – напечатать книгу. Это неверно – с тиражированием оригинал-макета прекрасно справляется типография-подрядчик, в которую, при наличии достаточных средств, может обратиться (и нередко обращается) непосредственно сам автор. Редактуру и корректуру часто упускают из вида – от них успели порядком отвыкнуть за время издательского беспредела (иначе не назовешь) девяностых годов. Впрочем, некоторые авторы вполне способны обходиться без редактора, а некоторые – категорически против редактирования авторского текста. Живого же корректора многим (и в издательствах тоже) заменяет спеллчекер. При работе над рукописью специализированной книги нередко это получается даже лучше по сравнению с живым корректором – во всяком случае, спеллчекер не пытается самовольно вносить правки, напрочь меняющие заложенный автором смысл, например – заменять "последний метр" на "последнюю милю".
Остаются иллюстрации и макет. Но в иллюстрировании нуждается далеко не каждое произведение; смакетировать же текст в "Ворде" или ином WYSIWYG-редакторе сегодня способен и ребёнок – особенно если не предъявлять к вёрстке излишне эстетских требований.
Иначе говоря, складывается впечатление, что при нынешнем уровне развития информационных технологий издательство как таковое автору, вроде бы, и не нужно. Чтобы печататься на бумаге – ещё требуется в качестве инвестора, способного оплатить работу типографии и логистику, а при электронном книгоиздании – нет. Пиши, макетируй, заключай договор с "Литресом" и продавай. Так?
Увы, нет – если мы вспомним статистику продаж "самотека" на "Литресе". Сотня-другая проданных экземпляров заведомо не окупят ни сил, ни времени, затраченных на написание книги, а чтобы продать хотя бы пару тысяч – требуется продвижение. Именно продвижение является ещё одной функцией издательства, о которой торопливые авторы обычно забывают.
Начинается это продвижение с кастинга – отбора авторов и конкретных произведений. Сотрудники издательства, не первый день живущие на свете, выбирают книги, имеющие шансы на коммерческий успех, – книги, в издание которых имеет смысл инвестировать средства.
Дальше идут логистика и мерчандайзинг. В каких книжных магазинах и торговых сетях появится в продаже свежеизданный том? Какое место на полках он займет? От этого напрямую зависят продажи.
Следом наступает черед рекламы и PR. Рекламные плакаты в книжных магазинах, а иногда и билборды; рецензии в журналах и обсуждения на радио и ТВ – всё это тоже головная боль издательств. Всё это требует профессионализма и, увы, немалых затрат. И всего этого лишен автор, пытающийся самостоятельно сбыть свою книгу (бумажную или электронную – неважно).
Даже полностью обойдясь без каких-то традиционных функций издательства, а какие-то из них взяв на себя, автор, в большинстве случаев, не в состоянии справиться с продвижением своей продукции.
Потенциально электронное книгоиздание более эффективно по сравнению с бумажным – как с точки зрения общей ресурсоёмкости (отсутствуют затраты на бумагу и полиграфию, логистические расходы; можно исключить оптовиков как звено пищевой цепочки), так и непосредственно для автора (гонорар которого, теоретически, может составлять до 100% от розничной цены проданного тиража). При этом на вопрос – когда же бумажное книгоиздание будет если не вытеснено, то хотя бы заметно подвинуто электронным, – ответа до сих пор нет. Я тоже не готов ответить на этот вопрос.
Зато я точно знаю, что этого не случится, пока не появятся электронные издательства, берущие на себя функции первичного отбора и продвижения издаваемой литературы. Все остальные предпосылки – доступность Интернета, распространенность компьютеров и портативных устройств, наличие платежных систем и т.п., – у нас уже есть.
Судя по всему, они появятся довольно скоро, – и именно они будут формировать мейнстрим на новом книжном рынке. Электронный же самиздат – как и самиздат бумажный – так и останется маргинальной ветвью с десятками тысяч авторов, имеющих по паре сотен читателей каждый.
А вот что думает по поводу дальнейшего развития электронного книгоиздания Алекс Экслер: "Издавать книги будет нужно всегда. Процесс книгоиздания – сложный и трудоёмкий. Конечно, с развитием электронных ридеров и электронных книг весь этот рынок будет сильно меняться, но будущее – как раз за такими проектами, как "Литрес". Продавать защищённые книги – утопия. Это всё должно распространяться практически так же, как и программное обеспечение. Пользователи должны понимать, что если они не буду платить за книги, то книгоиздание просто умрёт. Поэтому будут издательства, которые должны готовить книги к публикации, и всякие онлайновые магазины, в которых эти книги будут продаваться в электронном виде.
Кстати, на Западе эта модель уже работает, причем очень неплохо. И её развитию активно способствует "железо" – электронные ридеры вроде Amazon Kindle и Sony Book Reader, которые заточены под приобретение электронных книг с соответствующих сайтов. Единственное – они за эти книги дерут не по-детски – как за бумажные. А электронные книги, разумеется, должны быть заметно дешевле. Но раз покупают, значит, у них всё продумано.
Надеюсь, что скоро подобный бизнес развернется и у нас. Электронные ридеры должны вытеснить бумажные книги – это естественный процесс. Значит, нужно затачивать рынок под то, чтобы люди могли легко и быстро приобретать книги и скачивать их в свои ридеры. Тем более что и в наших краях (точнее, на Украине) ридеры развиваются очень активно (на базе китайского производства) – LBook, PocketBook, "Азбука". Так что всё это можно делать прямо сейчас".