Vodafone 360: бомба замедленного действия
АрхивСтатьиНа днях Vodafone запустил свою новую сервисную платформу: развитием комплексов взаимосвязанных услуг нынче занимаются не только производители телефонов, но и операторы сотовой связи. Кто выйдет победителем из этой "битвы сервисов"?
Ранее для достижения определённого успеха на рынке мобильных телефонов, коммуникаторов и смартфонов производителю было достаточно создать ряд удачных моделей – удачных в плане функциональности, стабильности ПО, дизайна и, конечно же, цены. Ни в коем разе не хочу сказать, что это простая задача – создать хитовый во всех отношениях продукт крайне трудно. Но теперь это лишь полдела.
К 2009 году на рынке карманных средств связи сформировался ряд тенденций, которые сделали процесс разработки и позиционирования современных трубок ещё сложнее. Во-первых, с развитием мобильного Интернета в аппаратах появилась поддержка различных социальных сетей, находящихся вне рынка мобильников (Facebook, Twitter и так далее) – их интеграцией в ПО телефонов сегодня не занимается только ленивый. Во-вторых, разработчики устройств и софта активно открывают свои собственные магазины приложений. В-третьих, несколько компаний – в частности, Nokia и Google – попытались организовать целые комплексы фирменных сервисов. С Google всё, в общем и целом, понятно: услуги в сфере различных интернет-технологий она предоставляет уже не первый год, и "поселить" их в некоторых Android-коммуникаторах (тех, которые with Google) сравнительно легко. Другое дело – Nokia: компания уже много лет пытается выстроить инфраструктуру сервисов, периодически покупая различные небольшие компании, однако действительно масштабных успехов ей на этом поприще достичь пока не удалось.
Возможно, причиной сравнительно медленной популяризации (всё относительно – у подавляющего большинства производителей телефонов ничего подобного до сих пор нет и не предвидится) сервисов Nokia является тот факт, что компания объединила их под одним брендом – OVI – только в феврале текущего года. Надо заметить, что активное продвижение сервисной концепции началось только после этого самого объединения. (Забавный момент: в нашем городе-полумиллионнике сегодня висит масса плакатов с фотографиями Nokia N97 и огромными надписями в стиле "Этот мобильный компьютер поддерживает OVI!!!". Ранее подобная реклама содержала только изображения моделей, а о сервисах никто не упоминал. Хотя некоторые из них локализованы уже давно – те же N-Gage и Maps.)
Так или иначе комплекс сервисов Nokia все ещё находится на стадии построения (вчерашняя покупка финской компанией социальной сети для путешественников Dopplr – очередное тому подтверждение). И вот здесь подножку финской компании могут подставить – и уже подставляют! – операторы сотовой связи. На днях Vodafone, являющийся вторым в мире по количеству абонентов ОПСОСом, запустил свою собственную сервисную платформу Vodafone 360, которая пришла на смену абонентскому порталу Vodafone Live. Основным партнером телекоммуникационного гиганта в этом проекте пока является "производитель телефонов №2" – компания Samsung, у которой свое персональное сервисное направление находится в зачаточном состоянии (это простительно – если учесть, какие прорывы ей удалось совершить в последние годы в плане "железа" и функциональности своих телефонов). Корейский производитель выкатил два весьма интересных Linux-коммуникатора – M1 и H1 (эдакие промо-аппараты, которые будут отдаваться за бесценок с контрактом и вовсю популяризировать новую платформу), в интерфейс которых Vodafone 360 интегрирован очень плотно (как именно – можно посмотреть здесь).
Samsung H1 и M1
Одной из главных особенностей H1 и M1 являются так называемые 3D-контакты: на экране отображаются фотографии из адресной книги, и в одно-два касания можно прочитать последние сообщения от друзей пользователя, а также их свежие посты в "Твиттере", статусы в "Фейсбуке" и так далее. Наконец, можно узнать о месторасположении приятелей – эти данные отмечаются на карте (ещё один камешек в огород Nokia, которая вовсю развивает LBS-сервисы). Соответствующая информация автоматически загружается в аппараты с сервера Vodafone, который, в свою очередь, черпает её из Facebook сотоварищи и синхронизирует с телефонной книгой абонента. Реализовать все эти функции стало возможно благодаря использованию наработок датской компании ZYB, купленной Vodafone около года тому назад.
Но фишка в том, что в будущем платформа в целом и подобные навороченные контакты (они – только одна из составляющих Vodafone 360) в частности будут встроены в ПО большинства телефонов любых производителей, которые Vodafone распространяет по всему миру (но реализовывать её всегда на том же уровне, что наблюдается в новых продуктах Samsung, точно не получится: очевидно, что у разных телефонов разные аппаратные возможности). Интересно другое: Vodafone продаёт в том числе и телефоны Nokia, а место для двух конкурирующих сервисных платформ (их составляющие вполне сравнимы – карты, загрузка музыки, контента, магазин приложений и т.п.) в них вряд ли найдётся. Кому-то придется уступить. Кому именно – покажет время, но уже сейчас ясно одно: для Nokia отказ от собственных сервисов (или хотя бы от их части) в моделях, распространяемых Vodafone, станет достаточно серьёзным ударом – ведь в развитие услуг вложены огромные средства.
Сервисный бизнес у Vodafone и других телекоммуникационных гигантов формировался в течение многих лет: фактически, им осталось представить разрозненные, но уже отлаженные и популярные у клиентов сервисы под едиными брендами, интегрировать их друг с другом и заставить производителей соответствующим образом кастомизировать свои телефоны. На стороне операторов и ещё одно мелкое, но приятное преимущество: возможность включать стоимость пользования сервисами в абонентские счета. И никакой мороки с кредитными картами! Для кого-то это может оказаться реальным жирным плюсом "операторских" вариантов. Ну а исходя из того, что "спорить" с ОПСОСами и развивать свои комплексы сервисов под силу только самым крупным вендорам (читайте – Nokia), конторам помельче придется согласиться с условиями Vodafone и Ко. Ведь они и сами в этом заинтересованы: бороться с Nokia на её же высоком уровне мечтает едва ли не каждый производитель, а раз в плане сервисов им предоставить рынку нечего, то почему бы не "дружить против неё" с операторами? Это как минимум выгодно!