Мобильные платформы: магазины и разработчики
АрхивСтатьиТекущий год можно смело называть "Годом магазинов приложений": сегодня подобные сервисы есть в арсенале массы разработчиков софта и железа. Но почему Microsoft пока не планирует открывать свой магазин для Zune HD? И как софтописатели оценивают перспективы платформ?
Текущий год можно смело называть "Годом магазинов приложений": позапрошлым летом такой сервис запустила компания Apple, а вслед за ней созданием подобных систем дистрибуции софта озаботилась масса разработчиков карманных устройств и программного обеспечения для них.
Магазины приложений можно условно разделить на три вида: первые созданы самими разработчиками программных платформ (Android Market, Windows Marketplace for Mobile), не выпускающими смартфоны собственноручно, вторые – компаниями, производящими коммуникаторы и смартфоны, но не имеющими в арсенале своих собственных ОС: к примеру, в Samsung Application Store сегодня доступны программы для S60 (Symbian) и Windows Mobile, а в сервисе LG Application Store – только для последней. Компания Archos, выпустившая недавно интернет-планшет под управлением Google Android, открыла для него свой собственный магазин AppsLib Store: дело в том, что софт из Android Market не оптимизирован под экран разрешением 480х800 точек, установленный в Archos 5 Internet Tablet. К этому же типу можно, пожалуй, отнести и Nokia OVI Store: членами фонда Symbian Foundation является четыре десятка компаний, а сервис финского гиганта, предлагающий в том числе софт для S60, доступен только для смартфонов Nokia.
К третьему типу сервисов относятся Apple App Store, Palm App Catalog и BlackBerry App World – то есть службы, запущенные компаниями, которые являются одновременно и разработчиками программных платформ, и создателями конечных устройств на их базе. В ближайшем будущем свои "ЭппСторы" откроют компания Acer и целый ряд операторов сотовой связи. Наконец, даже известная своей инертностью компания Sony обещает разрешить устанавливать на консоль Sony PSP Go неигровые приложения, которые будут распространяться через специальный онлайновый сервис в рамках сети PlayStation Network.
Внимание, вопрос: что объединяет все вышеозначенные сервисы? Один простой, но важный момент: в них присутствуют программы, созданные как "авторами" магазинов, так и сторонними разработчиками. А теперь перенесемся в США, где 15 сентября начались продажи медиаплеера Zune HD корпорации Microsoft. (В других странах его пока распространять не планируют.) После анонса этого устройства в Сети ходила масса слухов о магазине софта для него, который якобы планирует открыть редмондская корпорация: мол, характеристики у плеера замечательные (OLED-экран, WiFi, платформа nVidia Tegra и т.д.), цена тоже неплохая, и для того, чтобы потеснить iPod Touch, необходим только лишь толковый софтовый сервис.
Однако позже выяснилось, что Microsoft роет "Зуну ХД" могилу вовсе и не собирается создавать полноценный магазин приложений: до конца года в Zune Marketplace, где будут продаваться фильмы и музыка, появятся лишь несколько игр и программ (в частности, клиенты для – кто бы сомневался? – Facebook и Twitter), которые разработаны корпорацией в сотрудничестве с рядом сторонних компаний. Подобный подход уместен в случае маленьких контор вроде Cowon, которые в силу ограниченности ресурсов не могут создать качественный сетевой сервис и посему иногда радуют своих поклонников новыми приложениями (блокнотами, калькуляторами и т.д.), встраиваемыми в свежие версии прошивок для проигрывателей.
Вполне вероятно, что Microsoft запустит свой софтовый магазин несколько позже: не секрет, что AppStore появился на свет только спустя год после анонса iPhone первого поколения. Но что же остановило ребят из Редмонда? Неужели желание "снова наступить на те же грабли"? Ведь все предыдущие "Зуны", несмотря на отменное качество звука, занимали всего 2-3% американского рынка портативного аудио. Или, возможно, в Microsoft просто не уверены, что на пике популярности продуктов Apple найдётся большое количество софтописателей, которые рискнут заняться созданием софта для проекта с пока ещё сомнительными перспективами? В этом есть своя логика: лучше уж не иметь магазина приложений вообще, чем иметь таковой, но с "пустыми полками".
Мы попросили представителей ряда софтверных компаний рассказать, с какой стороны они подходят к оценке перспектив той или иной платформы.
По словам Влада Суглобова, генерального директора G5 Entertainment AB, его компанию интересуют все платформы, где есть единый цифровой магазин, в котором пользователь может купить и скачать на свое устройство понравившуюся ему игру. Для G5 Entertainment AB скорее стоит вопрос "На какую платформу пойти сначала?", чем "Поддерживать или не поддерживать платформу?". В настоящее время компания выпускает игры для ПК, iPhone и Sony PSP. В первую очередь оценивается количество проданных устройств, опыт их производителя с цифровой дистрибуцией, да и сам цифровой магазин – важно, чтобы он имел структуру, удобную для нахождения интересных пользователю игр, предоставлял одинаковые шансы всем играм, и имел простой процесс покупки. Также пристальное внимание обращается на устройства: насколько удобно на них играть, достаточна ли производительность, удобно ли ими пользоваться. В случае мобильных телефонов оценивается, насколько устройство будет удобно и популярно как мобильный телефон – от этого зависят продажи. Сложность "входа" для G5 Entertainment AB не имеет значения, так как компания уже является авторизованным разработчиком для каждой из вышеозначенных платформ. Сколько же платформ поддержать – вопрос индивидуальный. Небольшому разработчику разумно концентрироваться на одной платформе, чтобы делать максимально конкурентоспособные игры для неё. Если у разработчика есть хит на одной платформе, например, на ПК – время задуматься о его переносе и на другие платформы, например, iPhone. Можно делать это самому, изучая новую платформу и отвлекаясь от развития собственных умений на платформе, где уже достигнут успех, а можно сделать это с помощью издателя, который должным образом представит интересы разработчика на других рынках.
Алексей Ферапонтов, маркетинг-директор компании Piston Games, считает, что потенциально важны все платформы. Например, Palm (WebOS), которая закрыта для цифровой дистрибуции (в магазин можно зайти только с мобильного устройства, а вот сайта у него нет), хороша тем, что на ней практически отсутствует конкуренция. Тоже самое с Android — в магазине всего 34 платных программы, из них игр не наберётся и десятка. Выходить на такой рынок даже с примитивной игрой означает иметь определенную популярность, если же держать высокую планку качества, можно прочно засесть в сознании покупателей.
С другой стороны, это очень рискованный способ, потому что даже при готовой графике и механике, портировать игру на такие молодые рынки очень затратно: на каждой платформе как правило свой язык программирования, при этом спрогнозировать развитие каждого отдельного рынка практически невозможно. Поэтому чаще всего новые, ещё неразвитые магазины — это возможность попытать счастья для начинающих команд разработчиков. Крупные компании могут подождать, пока время покажет, что в "сторе" есть активность, хорошие продукты и покупатели, а лишь затем примет решение о выходе на новый рынок. Сейчас перспективными сторами мобильных платформ можно выделить: Nokia Ovi Store (пока что самый развитый после Apple AppStore, но и здесь всего лишь чуть больше 3000 приложений), Blackberry AppWorld (в принципе, сопоставим по размерам с Ovi, зато пользователей телефонов меньше, чем у Nokia), LG Application Store (развивается довольно быстро и догоняет двух предыдущих). Android Market плетётся в самом конце. Microsoft тоже наверняка готовит какую-то централизованную систему по продаже софта и игр, вполне возможно, что всё начнётся именно с новой версии Zune. Cейчас плеер уже имеет свой магазин, в котором за месячную абонплату можно скачивать музыку. Вполне возможно, что Zune HD в будущем трансформируют в центр мобильных развлечений: с играми и различным софтом.
Если понимать под мобильными платформами все портативные, то стоит сказать о карманных игровых консолях Nintendo DSi и Sony PlayStation Portable. После успехов Apple AppStore обе компании решили открыть магазины цифровой дистрибуции, в результате чего появились DSi Ware и раздел PSP mini в уже существующем магазине PlayStation Store. Оба магазина позволяют покупать маленькие игры, обходя розницу, из-за чего у Sony уже начались проблемы: часть западных сетей магазинов отказались продавать новую версию консоли — PSP Go.
Компания Playrix Entertainment, по словам её президента по продукции Игоря Бухмана, в рамках мультиплатформенной стратегии стремится предоставить пользователям максимальный доступ к своим играм на любых платформах, где есть потенциальная казуальная аудитория. Исходя из этого, компания старается охватить все основные рынки, включая мобильные платформы: она наблюдает за существующими рынками мобильных устройств и анализирует полученную информацию. Но, в то же время, Playrix Entertainment не пытается самостоятельно портировать игры на все возможные платформы: на сегодняшний день в компании осуществляется внутреннее портирование на iPhone, в остальных случаях работы ведутся с привлечением партнёров.
Роман Поляк, директор по развитию Alawar Entertainment: "Мы всегда рассматриваем возможность для расширения нашего бизнеса. Постоянно проводим эксперименты, в том числе и с новыми платформами. Наши игры можно найти на PC, Mac, PlayStation 3. Заканчиваем разработку нового продукта для Nintendo DS. Если говорить о мобильных платформах, то в 2009 году мы вышли на рынок iPhone-приложений. На сегодняшний день в AppStore доступно 6 игр от Alawar. Только вчера вышла наша новая игра Gourmania для iPhone. Особых успехов достигла Farm Frenzy ("Весёлая ферма") – игра долгое время возглавляла топ продаж игровых приложений AppStore в России, Великобритании, Сингапуре, Таиланде, Тайване, Гонконге и других странах. Также она вышла на Android и Nokia Ovi. В случае, если эксперимент с запуском игры на новой платформе оказывается удачным, то мы расширяем активность в этом направлении".
...Вероятно, и Microsoft, и сторонним разработчикам софта будет интересно взглянуть на статистику загрузок тех нескольких приложений и игр, которые будут доступны для Zune HD в первое время. И если она покажется обнадеживающей, то в Редмонде всё же выпустят SDK для своего мегаплеера, а создатели ПО задумаются о завоевании новой платформы. И ещё: нам интересно было бы узнать - так ли необходима карманному плееру возможность установки приложений? Читатели, отзовитесь!