Продавцы воздуха
АрхивОгород КозловскогоРечь пойдет об организации доступа в Интернет в процессе летнего отпускного путешествия, первая половина которого была проведена на южных гасиендах Голубицкого - в Молдавии и под Одессой, вторая - на острове Крым.
Ответственность за исторические раскопки целиком возлагаю на Голубицкого. Отчасти по лени, от другой части - по жадности, причина которой, надеюсь, прояснится как раз в ходе "Огорода". Ну и главное - потому что доверяю. Однако всю фактическую часть описываю, опираясь исключительно на собственные приключения.
Речь пойдет об организации доступа в Интернет в процессе летнего отпускного путешествия, первая половина которого была продиктована тем же Голубицким, настойчиво (и не первый уже год) приглашавшим посетить его южные гасьенды: в Молдавии и под Одессой.
С молдавским Интернетом я толком ничего не понял: у Голубицкого мобильный трафик поступает в оригинальнейшую (на мой вкус) WiFi-точку доступа, в которую вставлена соответствующая SIM-карточка. Точка висит на его молдавской даче на высоте около двух метров и исправно снабжает доступом всех потребителей, которым известен пароль. Молдавская дача Голубицкого стоит километрах в тридцати пяти от Кишинёва, и модем всегда и устойчиво ловит EDGE, а время от времени, по ночам, начал ловить и толстый 3G: это началось как раз в моем присутствии, и обещается, что - после настройки - так будет всегда. Сидя на EDGE, определенное стеснение, конечно, испытываешь, когда же включается 3G - забываешь о связи, как о воздухе, которым дышишь. Кстати замечу: дачка стоит на опушке знаменитого молдавского стокилометрового леса Кодры, так что дышится там просто изумительно, а моя собака, обычно с охотой отправляющаяся в любое путешествие, уезжать отсюда отказывалась наотрез.
Когда же мы переехали на Украину (сто семьдесят километров от Кишинёва), на другую Голубицкую дачу, стоящую посередине между Одессой и "городом будущего" Ильичевском и - если вертолётом - километрах в трёх от моря, не захватив чудодейственную точку доступа (она нужна была оставшимся в Молдавии родственникам), я для проверки почты и закачки пары файлов вынужден был в первый вечер позаимствовать у Сергея один из множества его "мобильных" модемов: USB-палец с SIM-картой и всем потребным софтом и драйверами внутри (ну ровно как на самсунговском USB-модеме под Yota: тогда я впервые восхитился этим вроде бы на поверхности лежащим, но никогда прежде в натуре мне не попадавшимся решением: прятать необходимый для его инициализации и работы софт внутрь устройства). SIM-карта, вставленная в USB-модем, была произведена одним из украинских операторов (их здесь и впрямь - по сравнению с Россией - великое множество) и предоставляла 3G-связь: быструю и, как я понял из разговоров с Голубицким, сравнительно (с Россией) недорогую. Модем мгновенно установился в мою систему, так же мгновенно вышел в Сеть, и я, просмотрев почту и скачав, что мне надо, с благодарностью вернул "палец" Голубицкому. Однако послезавтра предстояло Голубицкого покинуть, ибо уже вовсю манил желанный "остров Крым", ради которого мы с женой и собакой, собственно, и пустились в путешествие,- так что наутро мы поехали в Одессу: в первую очередь, конечно, чтобы показать её жене (я сам - отчасти, виртуально, одессит: мой отец, вместе с Олешей и Катаевым, учился в знаменитой Ришельевской гимназии, после - окончил тамошний университет, а тетка и жена дяди прожили там до самой своей смерти), во вторую - чтобы поесть в неумеренно, но, как оказалось, вполне справедливо расхваленной Голубицким "Украинской ласуньке", что на Дерибасовской, ну и наконец, чтобы обзавестись интернет-связью на дальнейшее мое украинское пребывание. Вариант роуминга, испытанный мною в позапрошлом году (лень было менять номер, перестраивать подключение и так далее) не подходил никак: тогда, за три дня просмотра заголовков писем и новостей, у меня со счета подчистую сняли положенные на него перед отъездом сто пятьдесят баксов (помнится, деньги снимались ежесуточно, даже если ни я, ни мне не звонили и в Интернет я не выходил), да ещё и не нашлось во всем Крыму места, с которого можно было бы пополнить счет российского "Билайн", - ровно те же сто пятьдесят баксов, с которыми я живу в Москве два, а то и три месяца, не ограничиваясь звонками, а - при необходимости - заходя и в Сеть.
Голубицкий разъяснил, что тот самый оператор, которого я уже попробовал накануне на даче (кажется, UTEL), к сожалению, 3G-связью Крым практически не покрывает (мы поглядели на карту), во всяком случае - Старый Крым, где я всегда останавливаюсь, и его окрестности. А вариант попроще (и, похоже, единственно пока в Крыму возможный)- GPRS/EDGE - наиболее выгоден у UMC (недавно купленного нашим MTS и ставшего одноименным) - через сервис Hypernet. Раньше, до покупки, он предлагался совершенно открыто, с "морды" сайта, а потом вроде бы исчез, но дотошный Голубицкий отыскал его таки где-то в сайтовых глубинах, - так что, получалось, что он есть и поныне. Как говорится: просто надо знать места.
Суть привлекательности Hypernet’а заключалась в том, что оператор снимал за сам факт выхода в Сеть по пять гривен в сутки (около двадцати рублей) - и дальше шёл полный анлим. То есть на мою двухнедельную крымскую интернет-жизнь ушло бы под триста рублей. Согласитесь: не то чтобы недорого - почти даром!
Но с тех пор, как Голубицкий раскопал Hypernet, прошло некоторое время и кое-что изменилось. Анлим исчез, за каждый мегабайт сейчас пришлось бы заплатить по... десять украинских копеек, то есть по сорок наших. Я прикинул свои потребности, получалось в среднем мегабайт по двадцать в день (ну, пусть по двадцать пять) - ещё добавочные сто сорок рублей, не принципиально! - и мы пошли выбирать модем.
В одном давнем "Огороде", где я описывал мой новый нетбук Amilo mini от Fujitsu Siemens, я, помнится, особенно радовался наличию в нем редкой для нетбуков опции: слота ExpressCard, - и с самого начала мечтал его задействовать. Тем более что каждый из двух нетбучных USB-портов - на вес золота, а USB-модем торчит из нетбука эдаким неприличным и длинным выростом, словно бы прося: "Ну обломай же меня!"
В одном из магазинчиков на тенистой Пушкинской (впрочем, в Одессе все центральные улицы тенисты настолько, что, даже среди бела, солнечна дня снимать с гарантией от "шевелёнки" мне приходилось исключительно на 3200 ISO, за что я и был ругательски обруган сперва Голубицким, после - его форумчанами) за вменяемую цену (около 150 баксов; такие игрушки почему-то все непристойно дороги!) обнаружился предмет мечтаний: EC400, Mobile Broadband ExpressCard от Sony Ericsson. Голубицкий просто весь извёлся, пытаясь мне отсоветовать. Дело в том, что на его дорогущей соньке были известные в Интернете проблемы с ExpressCard-интерфейсом, и, обратив внимание первым делом именно на этот модем (или, кажется, более дорогой, но от того же производителя) Голубицкий обнаружил, что при его подсоединении ноут выбивало в синий экран. Зная эту историю, я прихватил с собой свой нетбук и прямо в магазине установил драйверы и вставил модем: всё заработало идеально! Но Голубицкий всё равно продолжал ворчать и сулить мне неприятности в самом близком будущем: похоже, несовместимость его соньки с сонькойэрикссоном поразила его в самое сердце. Чтоб уж покончить с этим психологическим отступлением, расскажу конец истории: после того как я решил проблемы с Интернетом (о которых ниже) и позвонил Голубицкому, чтобы о них рассказать, он радостно закричал: "Я ж говорил тебе, что модем - говно!" - и мне едва удалось убедить его в том, что дело отнюдь не в модеме, что он-то как раз ведёт себя совершенно идеально: Сергей буквально слова не давал вставить. А чтобы покончить с модемом, скажу, что довольно заметная (хоть ни в какое сравнение с USB-модемом) шишка антенны, торчащая-таки из нетбука, всё же несколько портит идею ExpressCard, особенно в сочетании с антенной-крышечкой, которую - для улучшения связи - следует поднимать вручную.
Итак, модем был приобретен, а в соседнем офисе - и контракт с SIM-карточкой (пять гривен изначально, пятьдесят - тут же добавил: на десять дней, а если с закачками - на недельку), там же и настроен любезным менеджером, там же я получил и первую порцию почты, - и, вполне довольный, повел жену смотреть Одессу, а потом ужинать - в "Ласуньку". О, что это был за ужин! - борщ (с пампушками), разные вареники, ассорти из сала, бычки размером с хорошую селёдку!.. Но об этом как-нибудь после и отдельно... Вечером приехали к Голубицкому на дачу, и я первым делом принялся пробовать новоприобретение.
3G UTEL Голубицкого добивал до его дачи вполне удовлетворительно, мой же GPRS MTS, увы, еле дачу задевал, двумя из пяти палочек. Почту я кое-как получил, а вот закачать пару семимеговых файлов не удавалось ни в какую. Я дал задание FlashGet’у, в надежде, что за ночь он всё-таки прорвётся, и лег спать. Увы, и наутро ни байта из закачек получено не было. "Ладно, - понадеялся я, - доедем до Крыма - там, даст бог, связь будет получше..."
Доехали. Включился. Пять жирных зеленых палок. Байты и мегабайты понеслись как бешеные. И неслись эдак... минуты три. После чего всё отрубилось и назад не врубалось вообще.
Наутро стал дозваниваться до оператора. После получаса попыток выяснил-таки причину: ноль гривен ноль копеек на счету. Как так? Почему? Я ж и ста килобайт получить не успел. Полез глубже. Мне продиктовали распечатку. Оказывается, все мои пятьдесят гривен были сняты в процессе попыток получить два файла на Голубицкой даче. Попыток для меня бесплодных, но вызывавших, надо полагать, какие-то движения электронов: запросы, отказы и тому подобное. Барышня из МТС внятно (хоть, похоже, и с опозданием) объяснила, что их не касается, сколько я получил, они считают, сколько по Сети прошло!!!
И только тут я понял смысл ехидных десяти копеек, добавленных российским МТС после покупки оператора: прежде, отдавая себе отчёт, что не всякая связь получается продуктивной, что, увы, обеспечить таковую повсюду оператор не обязуется, - он снимал по пять гривен в день, - а дальше уж кому как повезёт. Сейчас же, нисколько не обременив себя обязательствами полного покрытия, новый оператор принялся стругать бабки как раз за его отсутствие! То есть - за воздух. Согласитесь: гениально! И, похоже, чисто по-русски. По-новорусски!
Осознав технологию отъёма бабок, я стал ловить места и времена хорошего сигнала, и деньги начали расходоваться более или менее предсказуемо.
Под одним из напёрстков шарик все-таки лежал!
Из еженедельника "Компьютерра" № 33 (797)