"АнтиРАО" наносит ответный удар
АрхивСтатьиПавел Протасов, владелец домена antirao.ru, подал заявление о возбуждении уголовного дела в отношении "Российского авторского общества" в связи с "фальсификацией доказательств по гражданскому делу лицом, участвующим в деле, или его представителем".
История с иском "Российского авторского общества" (РАО) к владельцам доменного имени www.antirao.ru (как настоящим, так и бывшим – уже забавно!) становится всё увлекательнее. А именно: Павел Протасов, нынешний владелец домена antirao.ru, подал заявление о возбуждении уголовного дела в отношении "Российского авторского общества" по факту совершения преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 303 Уголовного кодекса РФ ("Фальсификация доказательств по гражданскому делу лицом, участвующим в деле, или его представителем") в Следственный отдел по Центральному административному округу Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по городу Москве.
Что же произошло? Казалось бы, РАО, призванное защищать музыкантов от несанкционированного использования их произведений, должно являть собой образец законопослушной и, главное, разбирающейся в законах организации, но… Не тут-то было: увлекшись защитой собственной репутации (позволим себе заметить, довольно странным способом) от не в меру нахальных создателей сайта "АнтиРАО", общество подало против них иск по факту распространения сведений, "порочащих его деловую репутацию".
Одним из основных "порочащих сведений" РАО посчитало доменное имя antirao.ru, в котором использована аббревиатура "РАО" вместе с приставкой "анти". В качестве обоснования данного утверждения составители иска привели следующую цитату: "в Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой данное слово определяется как приставка которая образует существительные и прилагательные со значением противоположности, враждебности, направленности против кого, чего, то же, что противоправный…, например, антидемократический, антихудожественный, антивоенный, антисанитарный, антинародный, антиимпериалистический, антисоветский, антимонопольный, антигерой, антиракета, антиобледенитель, антиокислитель".
Однако фраза из искового заявления "то же, что противоправный…", как выяснил г-н Протасов, является выдумкой РАО. В словаре этот отрывок выглядит следующим образом: "то же, что противо…". Иными словами, приставка "анти" означает "противоположный", но уж никак не "противоправный".
В итоге представители общества получили повод для подачи иска в защиту чести и достоинства, заявив, что создатели сайта antirao.ru обвинили их в противоправной деятельности. При этом они фактически совершили прямой подлог.
По мнению Антона Серго, президента юридической фирмы "Интернет и Право", представляющего интересы Павла Протасова, иск РАО выглядит комично. Мало того, что он основан на фальсифицированных доказательствах, так ещё и абсурден сам по себе, ведь РАО предъявляет взаимоисключающие требования: с одной стороны просит "переименовать домен", а с другой стороны – требует "опубликовать на нём опровержение". Осложняется всё это тем, что требуется это от лица, которому домен уже не принадлежит.
Если участвовать в уголовном деле обществу приходится впервые, то в Арбитражном суде его представители – частые гости. В свое время с РАО судился Юрий Юрченко: по мнению поэта и драматурга, организация в течение 18 лет нарушала его авторские права. В 2008 году общество коллективного управления авторскими правами ФАИР совместно с группой известных музыкантов решило в судебном порядке решило лишить РАО права заниматься управлением авторскими правами в Интернете и окончательно передать эти права в ФАИР. Если же произвести поиск по сайту Арбитражного Суда города Москвы, то можно выяснить, что в период с 2003 по 2009 год РАО выступало ответчиком как минимум по десяти делам. И это только в столице.
Очередное заседание по делу "РАО против Павла Протасова" состоится 29 сентября. Тогда же откроется новая версия сайта "АнтиРАО", которая станет "чем-то вроде онлайн-энциклопедии, посвященной копирайту, "борцам с пиратством", обществам по коллективному управлению, и прочим прелестям российского авторского права в переходный (к ВТО) период".