Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Тришкин кафтан

АрхивКолумнисты
автор : Александр Милицкий   18.09.2009

Вам доводилось когда-нибудь задумываться о том, сколь непростыми путями попадает к нам одежда, которую мы носим, и насколько несовершенен этот путь? Александр Милицкий пробует разобраться в этом вопросе.

Одежду, которую мы носим, мы добываем двумя способами, – и каждый из них несовершенен и полон недостатков для всех участников процесса.

Способ первый – покупка серийно пошитого готового платья. Способ этот хорош, в первую очередь, своей быстротой: пришёл, примерил, оплатил на кассе – и вот оно, носи на здоровье. Массовое производство (особенно осуществляемое руками трудолюбивых китайских рабочих) довольно-таки дёшево, – благодаря чему и конечная цена оказывается далеко не заоблачной. Вдобавок, огромное количество конкурирующих между собой производителей выпускает, по идее, всё, чего только сумеет пожелать душенька, – уж кто-нибудь нужное да и делает.

Однако недостатков у этого способа куда как больше. Во-первых, нужный фасон подходящего размера ещё нужно отыскать в продаже, и поиск "такого же, только с перламутровыми пуговицами" может превратиться в утомительнейший марафон по магазинам – зачастую безуспешный. Во-вторых, довольно тяжко приходится людям с нестандартными пропорциями фигуры – среди моих знакомых немало таких, кто давно отказался от идеи купить готовый костюм и вынужден приобретать пиджаки и брюки по отдельности, не говоря уже о более тяжелых случаях, требующих перекраивать и ушивать готовое изделие. В-третьих, массовая одежда следует веяниям массовой же моды, в результате чего за бортом остаются люди, "желающие странного". Скажем, не так давно года три подряд было совершенно невозможно купить длинный мужской плащ – все плащёвые изделия оканчивались ощутимо выше колена, ибо такова была мода. Или, например, мне регулярно приходится слышать от знакомых женщин жалобы на невозможность найти обтягивающие джинсы с нормальной, а не заниженной талией. В общем, – оснований для недовольства у потребителей не так уж и мало.

Со стороны производителей всё тоже выглядит не так уж и радужно. Да, – конвейер позволяет получить на выходе дешёвую продукцию, – но по дороге к потребителю она ощутимо дорожает, причем львиная доля конечной цены достается оптовикам и магазинам. Реализация готового платья пусть даже в собственных фирменных точках требует торговых залов большой площади – а это дорогое удовольствие. Транспортные и логистические затраты способны поразить воображение. Вдобавок – вечная проблема неликвидов. Предугадать заранее, сколько изделий какого цвета, фасона и размера будет востребовано рынком – невозможно. В результате в торговых залах месяцами пылятся, проходя уценку, а впоследствии и списание, огромнейшие запасы разнообразной одежды, которую никто так и не купил. Причем, по иронии судьбы, точно такой же фасон, но парой размеров больше, может в то же самое время являться жесточайшим дефицитом, в поисках которого несчастный потребитель безуспешно обходит магазин за магазином.

Есть и другой способ обзавестись одеждой – пошить на заказ. Этот способ свободен от недостатков предыдущего. В самом деле – можно быть уверенным, что вещь, пошитая по снятой мерке, сядет точно по фигуре. Нет необходимости шастать по магазинам в поисках нужного фасона – его скроит услужливый мастер. Желаете странного? Нет проблем: вот вам и плащ хоть до пят, и талия хоть на груди. Вот только ручная работа вкупе с индивидуальным подходом обходятся дороговато для кармана, – настолько дорого, что мало кто из простых смертных обращается в ателье за платьем или костюмом кроме как к собственной свадьбе, – и то не всегда. Вдобавок, изготовление заказных произведений требует заметного времени, а приобретателю хочется получить нужную вещь здесь и сейчас. Наконец, не всякое ателье возьмется шить те или иные фасоны, не в любом из них найдется желаемая ткань и фурнитура, – по сравнению с гигантами крупносерийного производства и компетенция, и складские запасы небольшой лавочки оказываются ограничены.

Свои позитивные и негативные стороны этот способ имеет и с точки зрения тех, кто шьёт. Судите сами. Да, – владелец ателье получает 100% от конечной стоимости изделия, уплачиваемой заказчиком, – но даже и при этом вынужден держать уровень цен более высокий по сравнению с серийно выпускаемой одеждой. Ему не нужен большой торговый зал, достаточно комнатки с примерочной – но удельная загрузка производственной площади, пусть даже и небольшой, оказывается довольно низкой. Ткани и фурнитуру он вынужден закупать по сравнительно высоким, розничным ценам – партии-то небольшие. Поток клиентов неравномерен – то густо, то пусто – и оставляет желать лучшего. Неудивительно, что в последнее время, особенно после пришествия экономического кризиса, многие ателье разоряются, а те, которым удается удержаться на плаву, перебиваются преимущественно укорачиванием брюк и штопкой прорех (благо, покупать новое в последний год стали реже, а чинить старое – чаще).

В общем, с обеих сторон прилавка ни тот, ни другой варианты не лишены серьёзных недостатков. А как выглядела бы идеальная с точки зрения покупателя ситуация? Давайте попробуем представить.

Итак, покупатель не гоняется за нужной ему одеждой по всему городу, а приходит куда-то в одно место, где с гарантией сможет получить все желаемое. Он выбирает фасон, ткань, фурнитуру, с него снимают мерку и тут же выдают ему требуемый костюм или платье, которые при первой же примерке садятся по фигуре как родные. Фантастика? Почти нет.

В годы моего детства в журнале "Юный техник" была рубрика "Ателье ЮТ". В ней публиковались алгоритмы пошива брюк, юбок, сарафанов, платьев, плащей, курток и прочей всяческой одежды. Нет-нет, я не оговорился – именно алгоритмы. Над снятыми мерками требовалось произвести некоторые математические операции, построить, следуя подробнейшему описанию, чертеж – и получить выкройку. Вещь, пошитая по такой выкройке, идеально садилась по фигуре и не требовала какой-либо дополнительной подгонки, – чему я сам свидетель как человек, самолично сшивший по этой технологии джинсы (которых в эпоху тотального дефицита совершенно не было в продаже – каким-то чудом в местном магазине "Ткани" выбросили настоящую трущуюся джинсовку).

Вспоминая сейчас тот процесс построения выкройки, могу сказать, что он прямо-таки просился быть компьютеризированным. Так и представляется: вбиваешь в интерфейс программы свои размеры, и плоттер расчерчивает линии по натянутой ткани…

Итак, представьте себе сеть небольших пунктов приема заказов. Можно сказать, крохотных – ни торгового зала, ни производственных площадей не требуется – маленькая комнатка с примерочной и подсобной кладовкой – аренда обойдется недорого. Клиент приходит туда с намерением приобрести, например, пиджак. Он выбирает фасон, подбирает ткань из коллекции образцов, фурнитуру. Сотрудник приемного пункта (достаточно двух человек – юноши и девушки) снимают мерку. Данные вводятся в компьютерную программу, которая – исходя из стоимости ткани, её требуемого количества, сложности выполнения работы, – калькулирует цену заказа. Клиент немного не рассчитал своих возможностей, и цена получилась выходящей за рамки его бюджета? Не беда – работник пункта предложит ему более дешевую ткань или фасон попроще – совместными усилиями они найдут устраивающий заказчика вариант. А дальше…

После того, как заказ сформирован и оформлен, информация о фасоне изделия, артикулах ткани и фурнитуры, а также снятых размерах передается на фабрику, где плоттер расчерчивает выкройку прямо по материи, – после чего изделие поступает на конвейер. Да-да, – на швейный конвейер, как и при обыкновенном массовом производстве. Швее, пришивающей карман к пиджаку, совершенно всё равно, какого цвета этот пиджак, и является ли он частью огромной партии одинаковых изделий, или же шьётся специально для гражданина Пупкина Василия Ивановича – и в том, и в другом случае конвейер будет работать абсолютно одинаково. Сошедшее с конвейера изделие грузится в микроавтобус, развозящий готовую продукцию по пунктам приема заказов. Заказали пиджак утром? Получите вечером того же дня. Заказали вечером? Приходите за изделием завтра утром. И будьте уверены, что оно идеально подойдет вам с первой же примерки.

Речь идет в данном случае о массовом производстве одежды по индивидуальным заказам – скрестив ужа с ежом, мы получили новую бизнес-модель, обладающую всеми достоинствами обоих традиционных способов, и притом свободную от их недостатков. Клиент получает то, что он хочет, по своей уникальной фигуре, без затрат времени и сил – причём быстро, а не через пару недель, и недорого.

Более того – нехитрые подсчеты показывают, что итоговая себестоимость изделия получится ниже, а рентабельность бизнеса – выше, чем при любой из традиционных моделей. Судите сами.

Из пищевой цепочки исключаются такие участники, как оптовые торговцы и магазины – все 100% цены, которую платит покупатель, достаются непосредственно производителю, как и в случае с ателье. Содержание сети приемных пунктов обойдется недорого – там не нужны ни большие торговые залы, ни мастерские. Фабрика может размещаться где-нибудь в промзоне в ближнем пригороде, где производственные помещения стоят недорого.

При этом не требуются складские помещения под готовую продукцию – она тут же отправляется потребителю. А главное – нет проблемы неликвидов; каждое изделие произведено для конкретного покупателя и уже им оплачено. Оборотные средства не "зависают" на весь срок реализации неходового товара – такой проблемы попросту не существует. Логистика сырья становится намного гибче – например, если ткани определенного артикула осталось на складе всего на один костюм, ничто не мешает принимать заказы на костюмы этой ткани во всех пунктах сети; как только заказ на этот единственный костюм будет, наконец, принят, – система просто изымет этот артикул из числа доступных. В общем, себестоимость конвейера окажется такой же, как при обычном массовом производстве, а себестоимость остальных звеньев технологической цепочки – ниже. Потребитель же будет готов заплатить за такое изделие и побольше, чем платит сейчас в магазине готового платья.

Наконец, такая бизнес-модель оказывается полностью защищена от конкуренции со стороны зарубежных производителей: шить под заказ, пусть даже и массово, можно только рядом с клиентом. Так что есть робкая надежда, что со временем найдется инвестор, готовый вложиться и в подобный проект.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.