Кино, Интернет и Ярмольник
АрхивИнтерактивИменно так можно описать круглый стол, посвященный проблемам российского кинематографа, который прошёл 16 сентября. В ходе него мы узнали, что торренты кинематографистов не волнуют, а Леониду Ярмольнику не хватает государственных грантов.
Скажите, положа руку на сердце, как по вашему, существует ли современный российский кинематограф вообще? Лично я, к примеру, давно уже перестал интересоваться тем, что выходит на экраны. Нет, я не готов сказать, что хороших фильмов у нас не снимают вообще, но что совершенно точно - отыскать среди низкопробного продукта наших дней бриллиант очень сложно. Настолько сложно, что даже и пытаться не хочется. Ну а то, что искать не нужно, о чём на каждом углу написано - идиосинкразию вызывает.
Взять к примеру "Стиляг" - изуродованные песни, отвратительная игра большинства актёров... И при этом восторженные комментарии: дескать, кино "такого уровня" в России почти нет. Страшно подумать, что ж тогда есть... Или "Обитаемый остров" Бондарчука - ну не трогал бы он сюжет оригинала и сделал бы весёлые картинки - было бы круто, но о том, что он сотворил в финале картины, вообще говорить не хочется.
Плохо? Плохо. А бороться с недостатками у нас любят испокон веков (точнее не бороться, а обсуждать, клеймить и заниматься прочей демагогией), посему проведение в Государственной Думе круглого стола, посвященного нелёгкой судьбе нашего кинематографа, думаю, ни для кого неожиданностью не стало. Ну а я на него сходил - исключительно для того, чтобы узнать, как же наши киношники собираются бороться с вездесущим Интернетом.
Впрочем, помимо желаемого узнал я ещё немало интересного. На встрече присутствовал Леонид Ярмольник, продюсер уже упоминавшихся "Стиляг", который первым делом начал жаловаться на то, что государство, мол, плохо поддерживает мастеров своего дела, кинотеатры гребут деньги и обманывают правообладателей, а он, Ярмольник, теперь должен за "Стиляг" 18 миллионов долларов (он, кстати, ещё за 12 проектов должен). Дальше начались рассуждения на тему того, что он вполне может уехать в Польшу и начать творить там, поскольку Владимир Владимирович, к которому заслуженный деятель искусства неоднократно пытался обратиться, то на ликвидацию аварии на ГЭС уезжает, то просто времени не находит.
Конечно же, во всём виновато и буржуйское кино, которое легче "прокатить", а на рекламу своего замечательного и высокоинтеллектуального средств у страны, видите ли, нет (стоит напомнить, что абсолютное большинство западных фильмов снимается без поддержки государства). Конечно, отметил Ярмольник, у нас всякой гадости тоже хватает, но ведь есть же деятели... Тут, наверное, следует провести аналогию с российским автопромом: по отношению к большинству других отечественных автомобилей "Лада Калина" - замечательное авто. Но это вряд ли является достаточным аргументом для того, чтобы государство поддерживало именно её производителей материально, а граждане покупали "Калину", отдавая ей предпочтение перед иномарками.
Но вернёмся к заседанию. Конечно же, собравшиеся посвятили много времени обсуждению видеопиратства в России, которое, как известно, цветёт и пахнет. Причём, оказалось, что самую страшную угрозу кинематографу, оказывается (судя по времени, уделённому проблеме) представляют палаточники и беспринципные сети, торгующие контрафактными DVD.
Что касается Интернета, то с докладом по обстановке в Сети выступил Михаил Чупов, генеральный директор ГУП г. Москвы "Информзащита". В начале своей речи он похвастался тем, что организация успешно поборола сетевых пиратов, которые взимали плату по SMS с пользователей за просмотр контрафактной кинопродукции, в результате чего "удалось на 90% погасить интернет-пиратство".
Далее, правда, Чупов сделал несколько интересных предложений. Например, он поведал журналистам и участникам круглого стола о том, что, прежде всего, необходимо работать с провайдерами и не только в плане пресечения выкладки пиратских копий фильмов, но и в плане обеспечения их возможностью продавать большие каталоги кинокартин, при этом запрашивая за них приемлемые деньги.
Не совсем, однако, понятным осталось то, как относятся собравшиеся к peer2peer, проще говоря, к торрентам и DC, как к наиболее распространённым технологиям передачи данных от пользователя к пользователю, так что вопрос, как участники круглого стола собираются бороться со всем этим, да и вообще, целесообразна ли такая борьба, решил задать я.
Ответил на него представитель режиссёра Тимура Бекмамбетова (сам он не смог присуствовать на мероприятии), который пояснил, что торрентами, оказывается, практически никто не пользуется, так как мало кто разбирается в том, как с помощью них качать контент, сославшись на своих друзей, которые вообще торрентов боятся как огня. Соответственно, по его мнению, нужно просто сделать хороший интернет-магазин, в котором можно будет легко и удобно заплатить и скачать то, что нужно пользователю, и проблема отпадёт сама собой (тут, фактически, повторяются слова Чупова).
Интересная точка зрения. Нам-то кажется, что все несколько иначе: широкополосный Интернет и компьютеры есть сейчас практически во всех крупных городах, и уж хотя бы один "хакер Вася" есть в каждом доме (условно назовём "хакером" человека, умеющего переустановить "Винду"). Этот самый Вася уже давно объяснил обитателям своего подъезда, как не поднимая пятой точки с дивана и не платя ни копейки смотреть самые свежие новинки, а также поставил им "качалку" и объяснил, как ей пользоваться (поверьте, условные рефлексы отлично вырабатываются у всех млекопитающих). Чтобы кто-нибудь после этого пошёл в самый удобный и красивый интернет-магазин, дабы потратить деньги на то же самое? Ну-ну. Нет, конечно найдутся желающие, но поймите, у нас и менталитет вовсе не американский, да и iTunes Store до сих пор нет, так о чём можно говорить? Понятно, что имея возможность за небольшие деньги скачать почти любой фильм или свежую серию телевизионного шоу, ещё с середины 2000-х, немногие жители США идут качать пиратки, но у нас-то поведенческое клише другое. Мы-то привыкли всё иметь бесплатно... Несколько наивно в этих условиях надеяться на то, что кому-то нужны будут онлановые магазины видеоконтента.
А вообще, наверное для нас, обитателей Сети, весть эта хорошая: качайте на здоровье сколько угодно, никто вас не тронет. Пока кинематографисты заняты изысканием способов засудить продавцов контрафактных DVD и созданием интернет-магазинов. Арр, товарищи!