Голубятня: Скаймарк
АрхивГолубятня-ОнлайнЕсли посмотреть, как ведут бизнес датские компании, мигом вычленяется национально-родовая специфика: полное отсутствие понятия "красота", полное отсутствие понимания того, что en vogue, и патологически завышенные цены.
О "Скай Линке" собирался написать ещё до поездки во Львов - по горячим следам. Потом, как водится, закрутился аки Карлсон на межлопаточном пропеллере ярких новых впечатлений, так что, сами понимаете, как-то не до "Скай Линка". Впрочем, до "Скай Линка" мне вообще никогда ничего не было - ни до покупки его государством российским, ни - надеюсь! - после. Дальше больше: прочитал заметку Антона Нехаенко и даже не знаю, что там можно добавить - настолько все выразительно и исчерпывающе информативно у него получилось. Так что ограничусь лишь неким векторным штрихом, который имеет отношение не столько даже к "Скай Линку", сколько ко всей картине российского la nave, который, как известно, всё ещё пока va (куда, правда, уже не понятно).
Итак, был, типа, частный оператор мобильной связи "Скай Линк" и теперь перестал быть, а на его место пришло государственное предприятие, которое вроде как бы должно образоваться на месте купленного. Первый закономерный вопрос: зачем государство что-то вообще покупало? То есть, зачем оно что-то там платило?! Антон Нехаенко дает наводку: у "Скай Линка" долгов на 600 миллионов долларов, что по самым оптимистическим подсчетам столько же, сколько и активов (это по оптимистическим, а по не столь оптимистическим - наверняка активов на порядок меньше). То есть "Скай Линк" вообще ничего не стоил. Его нужно было не покупать, а отдавать даром в добрые руки. И ещё в ножки кланяться тому, кто это, с позволения сказать, "хозяйство" согласится повесить себе на шею.
Почему? Потому что "Скай Линк" с первого дня своего существования был самым чудовищным мобильным оператором, какой мне когда-то приходилось видеть в мире. Даже турецкий узановский Telsim (читайте мои "Жвала Узана" в "Бизнес-журнале") со всеми своими "прелестями" рядом не ночевал со "Скай Линком". Что такое этот "Скай Линк"? Это - неконкурентоспособное покрытие, неконкурентоспособные цены на оборудование, неконкурентоспособное тарифы. Говорят, у него 0.1% от общероссийской пользовательской базы - 1 миллион клиентов. Меня всегда мучил вопрос: КТО эти люди? Какие тяготы в жизни им пришлось пережить, чтобы решиться на такое - стать клиентом "Скай Линка"? И платить сотни долларов за услуги, которые у соседнего ЛЮБОГО оператора (тоже - яростного бессовестного рвача: тут уж никуда не денешься, вся индустрия такова) стоят НА ПОРЯДОК дешевле. Разве что клиенты эти - любимые дети барона Леопольда Захер-Мазоха.
Теперь самое важное: хорошо или плохо, что государство купило "Скай Линк"? Что купило - это, конечно, плохо (в смысле, что вообще дало денег), а что прибрало к рукам - так это замечательно! Потому что функция ассенизатора (пардон - чистильщика) для государства - идеальна. Почему? Потому что перерабатывать негожие бизнесы малой кровью может (потенциально) только государство: дармовые кредиты (не один Нехаенко обзавидовался :)), льготные условия подписки, льготные тарифы - мечта!
В одном Антон Нехаенко ошибся: у "Скай Линка" был имидж не "дорогой", а смешной. Смешной, потому что нельзя СТОЛЬКО ЛЕТ находиться в бизнесе и демонстрировать ТАКУЮ беспомощность. Меня, впрочем, это не особо удивляет: если посмотреть, как ведут бизнес датские компании (LEGO, например, или там ECCO, или Bang & Olufsen), мигом вычленяется национально-родовая специфика: полное отсутствие понятия "красота" (эстетика, дизайн, you name it - всего того, что в любой итальянской компании пруд пруди), полное отсутствие понятия современный и модный (то, что en vogue) и патологически завышенные цены при банальном качестве. Датский бизнес - это такая пародия (бедный родственник) бизнеса британского: тот же самый закос под "консервативно, но на века", однако с примесью неизбывного провинциализма и, конечно же, не на века (качество весьма и весьма посредственное).
Читатели уже - уверен - догадались, что пост мой (вернее - реплика) не о "Скай Линке" даже, а о королеве датском, которое бесит меня ещё со времен изучения злобного горбуна-патикуса Сёрена Кьеркегора, почему-то проходящего по категории философов. Да что там - философов! Мыслителей с якобы мировым именем.
Если у кого-то возникает удивление, отчего это современная Дания известна остальному человечеству лишь двумя достижениями - официальными однополыми браками и публикацией карикатур на чужих пророков, почитайте (или перечитайте под новым углом зрения) "Дневник обольстителя", а затем какую-нибудь подлежащую ему теоретическую базу вроде "Страха и трепета" и сразу станет понятно, откуда рога растут (копыта, а за одно и запах серы). Это тот ещё народ, с теми ещё традициями, заслуживающими особого внимания. Будет время, непременно займусь просвещением соотечественников на предмет того, что такое датская нация (ферерские хохмачи - бледные цветочки). Но это, как вы понимаете, совсем уж другая история.
Дискламер: аргумент "разжигания национальной неприязни" применительно к датчанам не действует по определению: после оскорбительных карикатур вряд ли язык повернется что-то возразить против "свободы слововыражения" в собственный адрес.