Игры на мобильных платформах: всем сестрам по серьгам
АрхивСтатьиДо Nokia World осталось лишь несколько часов, а мы пока решили обратиться к теме, которой разработчики мобильных платформ в последнее время уделяют немало внимания - играм.
Много-много времени прошло с тех пор, как некий ни разу не революционный продукт появился на прилавках и начал активно колыхать рынок. Скептики говорят, что Apple оказалась в нужном месте в нужное время, что это все везение и удача. Мы даже согласимся с этим, но, тем не менее, сложно не признать заслуги компании, создавшей идеально сбалансированное для среднего пользователя устройство.
Прямым или косвенным копированием лидеры и догоняющие рынка мобильных технологий попытались достойно ответить (кое-кому это даже удалось в определенной степени), но создать телефон для игр сколько-нибудь сравнимого качества пока ещё не удалось никому. И, кажется, вендоры поднимают лапки, вздыхают и не собираются даже бороться.
Nokia
Пожалуй, слово Nokia первым всплывает после нашего заявления. Лидер телефонного рынка действительно может похвастаться парочкой игровых устройств (N91, N85 с натяжечкой), специальным игровым сервисом и магазином. Да, но попробуйте создать для N-Gage что-нибудь отличное от сотни имеющихся пазлов и тысячи имеющихся тетрисов. У финнов не наберётся и десятка моделей со встроенным 3D-акселератором, и мультимедийных (даже не геймерских, а просто мультимединых) девайсов из этого списка всего эм… мало: Nokia N95 (в ассортименте), N93, N93i, N82. Продолжать мысль или всё понятно? Сухие факты таковы – Nokia очень попросила (и хорошо заплатила) определённым компаниям с большим именем (читай Gameloft и EA), а те очень постарались, чтобы выжать максимум из software rendering и портировать каждую игру для каждой программной платформы, подкрутить гайки, чтобы запускалось на каждом устройстве. Так и играем в набор изометрических пикселей.
Nokia N-gage: набор изометрических пикселей
Sony Ericsson
Слухи об игровом телефоне Sony Ericsson появились ещё тогда, когда компания цвела и пахла. Однако лепить шильдик PlayStation к телефонам никто не стал. На то не было ни аппаратных мощностей, ни программных (ни желания это реализовывать). Потом были инициативы и большие надежды на связки Java+PlayNow, Java+Flash+PlayNow (Project Capuchin) и даже был выпущен феерический low-end-телефон для игр, на котором совершенно невозможно играть. Сегодня компания больше занята внутренними делами и Android’ами, чем игровой индустрией. Project Capuchin вроде жив, встраивается во все новые устройства, но особыми перспективами от него как-то не пахнет.
Samsung и другие
Корейцы и тайваньцы не были замечены в особых стремлениях по приобщению своих пользователей к игровой индустрии. Motorola к играм относится ещё хуже. С аппаратной точки зрения Samsung все-таки подает надежды и делает телефоны с большими процессорами, гигабайтами памяти и чем-то похожим на мощный видеоадаптер. Правда, это всё работает под очень проприетарной ОС, ибо амбиции. Те же самые амбиции двигают проект телефона Samsung с NVIDIA Tegra внутри, заставляют думать и даже немного делать какие-то шаги в сторону игровой промышленности. Вот только очень слабо верится, что этот чудо-девайс завершит свой путь на полках магазинов, а не собраниях акционеров.
Android
Много устройств, открытая ОС с Google за спиной. Казалось бы, почему бы не построить на её основе игровое устройство? Да потому что под него никто не сможет написать игр. Крайне требовательные к производительности приложения реального времени (коротко – 3D-игры) создать очень сложно, если SDK предлагает лишь базовые 3D-функции, а получающаяся программа будет скомпилирована в интерпретируемый набор команд. Есть ещё NDK. Девелоперы могут его использовать, чтобы писать программы на С++, а не Java, а написанное будет запускаться в обход виртуальной машины Dalvik. Мило, но доступа к 3D-подсистеме там нет. И в обозримом будущем не будет. То есть - планы есть, но сейчас хватает дел поважнее. Android’ы – бизнес-устройства. Такими их задумывала Google. Такими они и получаются, также как и Blackberry и аппаратура с Windows Mobile.
Windows Mobile
C операционной системой из Редмонда сейчас всё вроде как и плохо, но планы на будущее вселяют некую тёплую надежду. Zeitgeist двигает WM из операционной системы в полноценную платформу. Из WM6 ничего толкового уже не получится, но и бросить её нельзя. WM7 каким-то архитектурным образом сильно свяжут с Windows 7 и будут продвигать как отдельное решение параллельно с WM6. Как платформа WM7 предполагает более-менее определённый набор аппаратных компонентов. Microsoft пытается нащупать нужный баланс между гибкостью и стандартизацией. Детали пока неизвестны, остаётся только держать пальцы крестиком, чтобы мощный видеоадаптер в списках числился. Текущее положение дел – "скорее да, поддержка Open GL ES 2.0 для WM7 обязательна". В этом всём нас беспокоит только одно – одна из версий Windows CE 7 имеет кодовое имя Cashmere. Так вот очень хочется надеяться, что Windows Mobile 7, построят не на "кашмаре", а на более новой Chelan - так, из суеверно-перспективных соображений.
Zune
Только-только ставший официальным плеер обсудим отдельно. На это устройство в процессе его разработки возлагались большие надежды и планы, собственно, уши у Tegra (сердце Zune HD) растут оттуда. В Microsoft уже набрались достаточно опыта, чтобы продвигать своё устройство, есть опыт на рынке игр, необходимые связи и программные возможности и… В итоге, у маркетологов случилось прозрение, а у программеров - опоздание, и Zune HD назвали платформой и отложили её трансформацию в лучшее геймерское устройство до времен WM7. Вместо разнообразия и открытости Microsoft поступит старым дедовским способом – попросит больших и сильных сделать для нового Zune пару хороших игр. Всё. Больше доступ к телу не получит никто и никак.
У желающих писать под Microsoft Zune HD есть трудности с "доступом к телу". Фото Дональда Белла (CNET)
Игровые консоли
Традиционно игровые устройства – немного другой рынок, точно так же, как и современные медиаплееры, но и не учитывать их нельзя. Проблема таких гаджетов в том, что они получаются узкоспециалированными – только для кино + немного игр + средненький браузер или только для игр + немного кино + средненький браузер. Да ещё всё это работает под собственными программными оболочками, куда доступ открыт только создателям, а разработать игру под такое специальное устройство стоит очень дорого и далеко не так просто. Игровые студии вынуждены платить десятки тысяч долларов за SDK и оборудование, за проверки качества, за издание. Только большие фирмы могут себе это позволить. Могут, но хотят очень редко, как правило, если им хорошо заплатят за этот адский труд. Инициативы в данном вопросе скорее всего финансовых плодов не принесут, только мороку. Кое-каким просветом выглядят предложения Sony и Microsoft по разделам игр коммьюнити для игровых консолей. Идея больше развивается, чем привлекает реальный интерес, и примечательна только как факт. Может через пару лет туда и пустят более-менее профессиональных независимых девелоперов. Тогда и поиграем в игры за два бакса на PSP. А пока завистливо смотрим на iPhone, платим 20$ за UMD-диск и радуемся.
Постскриптум
Идея этого материала появилась после конференции Assembly месяц назад, но только вчера все детальки картины поставились так, что всё стало выглядеть как-то правильно и логично. Последняя деталь – Maemo, а точнее, комментарий маркетолога Maemo Devices. Питер пообещал много игр, использующих встроенный видеоадаптер, погрустил, что N-Gage и OVI Store в коробку к новому N900 не положили, но как подпишут все соглашения и встроят DRM’ы – положат, и всё будет. Нам намекнули, что OVI Store, вообще говоря, привязывают, но есть дела и поважнее, а пока пользуйтесь встроенными Maemo-каталогами. В любом случае за 700 зелёных эту штуку только гики купят, а им имеющегося в гараже "Маемо" хлама хватит - потом, мол, подтянемся. Звучит, как много обещаний на будущее. И вот как-то верится, что ли. Финны вообще решили во все будущие Maemo-устройства ставить Open GL ES 2.0-совместимое видео, GPS, TV-out и экран милого глазу разрешения 800х480. Поставили большие ставки, вложили много денег и человеко-часов в разработку, софт пишут в основном сами. Не напоминает купертинские истории?
Основная мысль
Если стать на минуту утопистами-теоретиками, то успех Apple объясняется совсем легко – компания самостоятельно разрабатывает и хард и софт. За всё время существования процессы оптимизированы, настроены и вполне неплохо работают. Apple способна всё контролировать, и ни от кого (до определённой степени) не зависеть. К примеру, у канадской Blackberry та же радужная ситуация. Скажем, Nokia, хорошо делает железяки, но совершенно не умеет делать софт, пусть и очень старается. Старания должны материализоваться в Maemo. Посмотрим. Уже скоро. Microsoft, напротив, специализирутся на программной составляющей, а железяки для этого софта делают разнообразные азиаты. И линейка Zune – тот ценный опыт, где компания сочетает свои аппаратные и программные таланты. При должном финансировании продукт можно было бы сделать заметным на мировом рынке.
Ну а сегодня на рынке есть шеренга iDevice’ов от Apple, продавшаяся в размере 30 млн. единиц. Типичный айфоновладелец желает и любит покупать игры во встроенном магазине. Apple делает всё, чтобы не мешать пользователям тратить свои деньги на ПО и чтобы возбуждать это самое желание. Nokia и Microsoft, кажется, оценили удачный путь купертинцев, выучили свой урок и пытаются делать домашнее задание.
Конец лета/начало осени – сезон масштабных ликов, жареных фактов и громких анонсов, которыми придется питаться любителям ИТ-индустрии аж до самой предновогодней лихорадки. Так происходит из года в год – анонс продукта в январе и запуск в начале осени, потом снова сезон анонсов и батарея запусков перед Рождеством. ИТ-циклы и всё такое, со своими правилами и исключениями. Опыт подсказывает, что после Nokia World 2009 что-то громкое мы услышим и увидим только на 3GSM-конгрессе.