Почему в России капитализм получился некачественный
АрхивБлог Юрия Домбровского, TELE2В своем новом посте председатель совета директоров сотового оператора TELE2 Юрий Домбровский рассуждает о степени конкурентности отечественных рынков и методах ведения бизнеса, а также откликается на некоторые комментарии наших читателей.
Думаю, что причина №1 – слабая конкуренция. Ведь именно конкуренция – стапель рыночной экономики, гарант справедливости цен. Если ты организовал эффективное производство булок, то, понятно, будешь стараться производить их побольше, чтоб заполнить весь рынок. Но, ничто кроме конкуренции, не заставит тебя делать их качественными и продавать по ДОСТУПНОЙ цене. А, если тебе удалось заблокировать выход на рынок конкурентов – то это твой рынок, рынок Большого Олигарха Булочника.
Активно противостоять монополии-олигополии (моно – один; олиго – мало, (древнегреч.)) может только гражданское общество – любимое дитя демократии. Именно силы гражданского общества, потребительские союзы пролоббировали антитрастовые законы в кап.флагмане (США) в 90-х позапрошлого века (закон Эмерсона 1891). С тех пор антитрастовое законодательство есть у всех более или менее развитых стран. В том числе и довольно продвинутый Закон РФ "О конкуренции…", на страже которого стоит Антимонопольная служба.
Теперь хочу извиниться перед читателем за столь теоретическое вступление (по первому образованию я профессор :)) и перейти на более близкую ему тему: ценам на Интернет. Вы, наверное, помните, как, посещая в июне с.г. Хабаровск, президент Медведев задал вопрос, адресованный, видимо, как местной администрации, так и сопровождающим лицам: "Почему Интернет в Хабаровске намного дороже, чем в Москве?". Уверен, основная причина этого явления, опять же, недостаточная конкуренция, олигополия. В Хабаровске только два поставщика оптового Интернета: "Ростелеком" и "Транстелеком". В Москве их дополняют "Комстар", "Голден Телеком" ("Билайн-бизнес"), Orange, "Синтерра" и другие.
А вот результат июльского исследования цен на интернет-доступ агентства ComNews (опубликовано на их сайте, в газете "Ведомости" и в журнале "Стандарт", июль 2009)
Хорошо, что президент не задался своим вопросом в Астрахани, где счастливому владельцу интернет-доступа приходится отдавать за него 37,4% своей зарплаты. Совсем плохо местным чиновникам бы пришлось. А ведь не их вина, что Астрахань - тупиковая железнодорожная станция, где кончается оптика "Транстелекома".
Вернемся, однако, к моему любимому барану, то бишь, к сотовой связи. Критикую я "большую тройку" и призываю "сообщать о фактах". Один из авторов отклика даже упрекнул меня в поощрении доносительства. Извиняюсь, если был неправильно понят. Фактическое же намерение было пробудить зачатки "гражданского общества". Естественным для молодого капитализма образом, интересы молодых операторов совпадают с интересами продвинутых потребителей, желающих получше и подешевле. Ну, элемент провокации, сознаюсь, был. Но если потребителям услуг не проявлять организованной активности в борьбе с монополизмом – шансов на справедливые цены не будет.
Один из читателей, абонент TELE2, спрашивает с некоторым возмущением: почему у его оператора цена на внутрисетевые звонки 15 коп., а на звонки в другие мобильные сети (т.е., операторам "большой тройки") – 1,8 руб. Другой – отмечает, что качество звонков с TELE2 на БТ хромает. Видимо, я не достаточно чётко разъяснил в первом посте, что именно отказ БТ в установлении прямых недорогих связей, ограничение их расширения - есть политика, затрудняющая конкуренцию, заставляющая нового оператора повысить цену (либо работать в убыток). Но все же регионалы доказали: они способны предложить абонентам более низкие цены на качественные услуги. Хотя объективно сравнить тарифы могут, обычно, только профессионалы.
Свежие новости: за время, прошедшее с публикации предыдущего моего поста, упоминавшееся уже агентство ComNews опубликовало свой очередной ежегодный доклад о ценах на сотовую связь в разрезе регионов и операторов (21 августа). Оно также опубликовано на их сайте, активно обсуждалось в ведущих деловых газетах России (см. "Ведомости", 24 августа). В исследовании применена методология Организации Экономического Социального Развития (OECD mobile basket), использующая типовые "корзины сотовой связи", состоящие из определённого количества минут, СМС, мегабит в месяц. Вот его основные выводы.
"В региональном рейтинге наиболее низкая стоимость "малой корзины" (для самых экономных - Ю.Д.) зафиксирована в Краснодарском крае и Республике Адыгея, а также в Ростовской, Тамбовской, Липецкой и Курской областях. Наиболее дешёвым оператором России в данной категории является компания Теле2: средняя стоимость "малой корзины" по предложениям оператора во всех регионах присутствия (20-ти из 83-х субъектов РФ) составляет 54,83 руб., что на 43% ниже, чем в среднем по России (96,69 руб.)."
"Самая низкая стоимость "средней корзины" наблюдается в центральных и поволжских регионах - в Республике Чувашия, Липецкой, Пермской, Курской и Ростовской областях. В операторском рейтинге лидерами в данной категории остаются Tele2 - средняя стоимость предложений этой компании по регионам 150 руб., что на 37% ниже среднероссийского показателя (237,80 руб.), а также СМАРТС (198,55 руб) и единственный представитель федеральной тройки – компания МТС, чья "средняя корзина" составляет 234,64 руб."
И вот что интересно: в целом из регионов самая низкая цена связи нынче в Краснодарском крае. А если возьмете ситуацию в крае год назад – Краснодар был в середине списка регионов ComNews. Объяснение столь значительного снижения цены на связь очень просто. В ноябре 2008 г. В Краснодарском крае дебютировал TELE2. За месяц до его запуска все операторы "большой тройки" в порядке подготовки к жесткой конкуренции снизили цены на сотовую связь на 30-50%!
Ну или вот перечень самых дорогих регионов:
В этих регионах, включая столицу, по три известных вам GSM-оператора.
Трудно придумать лучшие иллюстрации к теории конкуренции, с которой я начинал этот пост. Рыночные законы непоколебимы, независимы ни от климата, ни от географии, ни от высшего начальства. Но весьма зависим от власть имущих состав конкурентов, допускаемых в тот или иной сегмент российского рынка.
Когда я сталкиваюсь в Москве с непомерно высокими ценами, будь то цены на жилье, бензин, молоко или сотовую связь, непременно задаюсь вопросом: "Что же препятствует нормальной конкуренции на этом конкретном рынке?". И без труда нахожу ответ на него.
Ну и вопрос просвещенному читателю: "Что можно сделать, чтоб заработала настоящая конкуренция? Что можете сделать вы? Что может сделать общество?".