Мета-тег до суда доведет!
АрхивСтатьиГод назад питерская фирма "НПО Инженеры электросвязи" обнаружила в мета-тегах официального сайта предприятия ЗАО "СТР" слово expro, являющееся зарегистрированной торговой маркой "инженеров". Мелочь? А компании уже дважды встретились в суде...
В конце лета прошлого года питерская фирма "НПО Инженеры электросвязи" обнаружила, что в мета-тегах в HTML-коде официального сайта предприятия ЗАО "СТР" присутствует слово expro. Всё бы ничего, да только обе компании выпускают схожую по своему предназначению продукцию (если быть точнее - устройства для защиты передачи данных) и фактически конкурируют между собой, а слово ExPro является зарегистрированной торговой маркой "инженеров". Сотрудники "НПО Инженеры электросвязи" определили, что запрос по слову ExPro в поисковой системе Rambler приводит вовсе не на их собственный сайт, а на ресурс ЗАО "СТР".
По всей видимости, в НПО решили, что название торговой марки было внесено в код сайта конкурентов умышленно – дабы планомерно переманивать клиентов, ищущих адрес "инженеров" и желающих ознакомиться с их продукцией. Подчеркнем: речь шла именно о мета-теге – никакой ни положительной, ни отрицательной информации о товарах, выпускаемых "инженерами", на сайте ЗАО "СТР" не содержалось.
В конечном итоге "НПО Инженеры электросвязи" не стало требовать объяснений у "обнаглевших" коллег по цеху, а обратилось прямиком в суд. По словам Антона Серго (юридическая фирма "Интернет и Право"), представляющего интересы ЗАО "СТР", ранее российскому суду никогда не приходилось рассматривать нарушение прав на товарный знак, упомянутый в HTML-коде сайта. Согласившись с доводами защиты и мнением приглашенных специалистов, утверждавших, что части кода страницы ни в коей мере не могут рассматриваться в качестве полноценного способа адресации в Интернете, суд стал на сторону ответчика и уже в сентябре отказал "НПО Инженеры электросвязи" в иске со следующей формулировкой:
"Ответчик не является владельцем сайта str-telecom.ru, как не является владельцем сайта www.rambler.ru. Нарушение своего права истец обнаружил именно при работе с поисковой системой Rambler. Каким образом и кем слово ЕхРro было введено в поисковую систему в судебном заседании установить не представилось возможным. Кроме того, как указывал истец в исковом заявлении и не оспаривал в судебном заседании, в информационных материалах, расположенных на сайте, отсутствует упоминание о товарах, маркированных обозначением ЕхРro. С учетом изложенного иск удовлетворению не подлежит".
Компанию "НПО Инженеры электросвязи" решение суда не удовлетворило, и она обжаловала его в кассационной инстанции. Федеральный арбитражный суд северо-западного округа все-таки постановил, что решение недостаточно обосновано и вернул дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Санкт-Петербурга. Последний рассматривал дело около полугода, но к иному выводу так и не пришел: 23 июля 2009 года "инженерам" вновь было отказано в иске. Правда, уже с другим обоснованием:
"Сторонами не оспаривается, что в информационных материалах, расположенных на сайте www.str-telekom.ru отсутствует упоминание о товарах, маркированных обозначением ЕхРrо. Использование указанного обозначения в HTML-коде сайта не является способом адресации; указанные коды являются языком разметки исходного текста веб-документа, включающий специальные символы (теги), которые позволяют видеть страницу в том виде, в котором она создана разработчиком. Данное обстоятельство подтверждается специалистами, заключение которых представлены в материалы дела… Тот факт, что поисковая система Rambler при обращении к ней пользователей учитывает HTML-код сайтов и данные коды сохраняются на сервере владельца поисковой системы, не позволяет считать, что ответчик использовал товарный знак истца в способе адресации. Алгоритмы поиска и ранжирование сайтов является коммерческой тайной владельцев поисковых систем. Таким образом, в действиях ответчика отсутствует вина, а также нарушение прав истца па товарный знак. Сторонами не оспаривается, что в настоящее время HTML-коде сайта www.str-telekom.ru обозначение ЕхРrо не используется. Данное обстоятельство также подтверждается осмотром сайта. При таких обстоятельствах в иске должно быть отказано".
И действительно, в настоящее время HTML-код сайта ЗАО "СТР" слова ExPro не содержит. А если попробовать поискать его в "Яндексе", "Раблере" и "Гугле", то можно легко выяснить, что ссылки на ресурс "НПО Инженеры электросвязи" не окажется как минимум среди первых тридцати результатов поиска. Причем отечественные поисковики сразу же предлагают ознакомиться с сайтом тульской фирмы "Экспро", занимающейся разработкой и производством современной мебели. В том случае, если мы попытаемся найти сайт по комбинациям "защита expro", "системы защиты expro", "устройства expro" и так далее и тому подобное, то в большинстве случаев ресурс "инженеров" будет входить в первую пятерку результатов поиска. Остальные ссылки, как правило, ведут на порталы распространителей продукции фирмы.
Надо заметить, что мета-тег Keywords предназначен для указания ключевых слов той или иной страницы, хотя применять его вовсе не обязательно: к примеру, у "КТ-Онлайн" он отсутствует. Более того, по мнению ряда специалистов по раскрутке, ключевые слова сегодня практически не влияют индексацию сайтов в поисковиках. Хотя раньше теги вроде "порно", "детское порно" или "услуги проституток" можно было обнаружить даже в HTML-кодах "белых и пушистых" сайтов, посвященных разведению комнатных растений: таким образом их владельцы пытались увеличить посещаемость, используя поисковые системы в связке с якобы имеющей место развращенностью жителей стран СНГ. В HTML-код страниц веб-представительства "НПО Инженеры электросвязи" забиты три ключевых слова: EveryPro, ExPro и "защита". По этому запросу Google и "Рамблер" прежде всего предлагают посетить одну из страниц старой и давно не обновляемой версии сайта "инженеров" – old.commeng.ru. В её коде содержатся уже около сотни ключевых слов, причем слова EveryPro среди них нет – оно встречается лишь в тексте, размещенном на этой странице.
По словам Александра Садовского, руководителя отдела веб-поиска компании "Яндекс", в данный момент на ранжирование страниц в веб-поиске "Яндекса" мета-теги практически не влияют. Компания экспериментировала с их использованием, но зачастую содержимое тэгов бесполезно: поисковая машина должна оценивать релевантность той страницы, которая предстанет пред глазами пользователя, а содержимого мета-тегов он не видит. Иногда сайты действительно оптимизируют так, чтобы они находились по названию чужих брендов. Однако ни одна поисковая система, в том числе "Яндекс", не проводит экспертизу торговых марок. Цель поисковиков - качественный поиск, который подразумевает, что по запросу о бренде на первом месте находится сайт бренда.
У нас нет никаких причин сомневаться в справедливости решения суда: мета-теги сегодня не являются основным (да и вообще действующим) способом "привлечения внимания" поисковиков, а броское и ладное слово Expro в наименовании различного оборудования используется целым рядом как отечественных, так и иностранных компаний. Ну а если попросить все упомянутые в статье поисковые системы найти сайт фирмы "НПО Инженеры электросвязи", то адрес www.commeng.ru в списке результатов будет первым во всех трёх случаях. Казалось бы, что ещё нужно для счастья?..