Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Голубятня: Взгляд вегетарианца на корриду

АрхивГолубятня-Онлайн
автор : Сергей Голубицкий   17.08.2009

Всякий раз как кто-то - пусть даже самый гениальный (скажем, Хемингуэй или Фицджеральд) - пытается описать корриду словами, получается чистой воды мясокомбинат. В реальности же коррида - прямой антипод бойни.  

Отложил этот пост с воскресенья не случайно. Не только хотелось снискать более пристального к нему внимания со стороны читающей публики, коя, не секрет, по понедельникам значительно активнее, но и надеялось выверить собственные суждения временем. То есть дать мыслям отлежаться. Ничего, однако же, не изменилось в моих взглядах за 24 часа, а потому выношу их на суд общественности.

Разговор будет, вопреки навороченным заголовкам "Голубятни", именно о заявленном: о корриде. Вспомнил я про корриду в музыкальном контексте: пару дней назад совершенно случайно нашел пластинку, которую искал - вы не поверите - 28 лет! Историю этого поиска и этой музыки вы узнаете из ближайшей бумажной "Голубятни", скажу лишь, что музыка это - фьюжн британского прогрессивного рока и фламенко. Собственно, отсюда и коррида, тем более, что одна из композиций посвящена тореадору.

С корридой визуально я познакомился пятнадцать лет назад, когда на спутнике Hot Bird поймал испанский канал, который сутками крутил кровопролитные бычьи бои. Сразу же появилась возможность сравнить корриду испанскую с португальской. Отличия между ними радикальные: португальская коррида более буффонадная, чистой воды красочное бурлескное шоу с клоунами и быками, которых никогда не убивают в конце. В испанской корриде всё очень серьёзно. Помнится, смотрели один бой с моим американским партнёром и другом Питером Тейди - для него это было первое знакомство со зрелищем - и содрогались при каждом влёте быка в забор, из-за которого во все стороны разлетались брызги крови (из-за натыканных бандерилий, которые, как известно, втыкают не из садизма, а чтобы уберечь быка от преждевременного инсульта: бык так разъярён, что его сердце и мозг могут в прямом смысле слова разорваться от ярости). Питер аж подскакивал на стуле и вопил на весь дом: "Look! Look at the fucking blood spilling all over!!!". Короче, эмоции тихого американца зашкаливали.

Переходим теперь к главному: мне коррида нравится ЖУТКО! Ну, то есть, до дрожи. И это вдвойне ужасно, потому что я вегетарианец с двадцатипятилетним стажем. Не говоря уж о том, что, находясь в Индии, полностью разделяю с индусами благоговейное отношение к корове, которую воспринимаю не иначе как священное животное божественного происхождения. Как можно сочетать ахимсу, которую лично свято исповедую, и вегетарианство с восхищением и удовольствием от корриды, объяснить я не в состоянии. В смысле, что нет никакого рационального объяснения. Нет, впрочем, объяснения и чувственного. Да и откуда ему взяться: традиционная охота мне омерзительна до тошноты, на рыбалке (когда раз в год извлекаю свои дорогущие катушки и спиннинги) пойманную рыбу тут же отпускаю. Короче, картина ясная. При этом коррида мне нравится жутко :-) Умереть и не встать.

Мне бы очень хотелось подробнее рассказать о корриде, но я понимаю всю бессмысленность этого намерения. Корриду невозможно изложить словами. Всякий раз как кто-то - пусть даже самый гениальный (скажем, Хемингуэй или Фицджеральд) - пытается описать корриду словами, получается чистой воды мясокомбинат. Между тем в реальности - посещать "ферии" необязательно, достаточно простого визуального восприятия, скажем, по телевизору - нет ничего более далекого от бойни, чем коррида. Это какой-то прямой антипод бойни. Никакие подпиленные рога не лишают действие трагизма: лично видел пять или шесть раз, как тореадор взлетал в воздух словно пушинка, а затем, после энергичного вываливания в песке и затаптывания его быком, отправлялся в реанимацию на носилках скорой помощи. Неуместны и параллели с охотой: разве что с ножом на медведя - часто ли так ходят?

Помню, в 90-е годы кто-то пытался устроить корриду в Москве, но мэр в кепке не позволил: так и сказал - "Не допущу!". И мотивировал, типа, тем, что русские не устраивают из смерти зрелища. В самом деле не устраивают. И русские тут не одиноки. Не устраивают зрелища ни американцы, ни англичане, ни французы, ни немцы. Ну если не считать собачьих боев, которые, впрочем, почти повсюду проводятся нелегально. Устраивают только испанцы и испаноязычные народы. Почему именно они?

Как я уже сказал, у меня нет на сегодняшний день готовых ответов ни на один вопрос, связанный с корридой. Мне непонятна природа моей любви к корриде, удовольствия, которое я получаю от корриды, а также причин, по которым только испанцы в наше время устраивают бои, уходящие корнями в глубокую античность. Вместо готовых суждений и заключений, могу предложить читателям лишь разрозненные мысли на тему корриды, которые, будем надеяться, помогут нам сообща приблизиться к истине. Вот эти мысли.

  • Коррида не просто театральное представление и развлекательное зрелище, родственное боям гладиаторов, но и поразительная мистерия - одновременно христианская и дионисийская. Не буду пересказывать ритуальную жесткую последовательность действий, строгую иерархию действующих лиц и прямые аналогии с жертвой Христа, распятием и терминологией (чего стоит одно encuentro, встреча, столкновение, когда пикадор выполняет castigo - "наказание" быка, надо полагать, "за грехи") - настоятельно рекомендую читателям изучить тему самостоятельно. Для ленивых достаточно будет и "Википедии", чтобы убедиться: коррида - совершенно уникальное и совершенно загадочное мистическое действо. Разумеется, в полной мере эту мистику можно ощутить лишь непосредственно наблюдая за событиями на арене, ибо, как я уже сказал, корриду невозможно описать словами без полного искажения смыслов. Это нужно непременно видеть самому;

  • Герои корриды - матадоры, тореадоры, пикадоры и проч. - заполняют в обществе уникальную нишу role heroes, ролевых героев, достойных подражания. Для того, чтобы во всей полноте оценить величие этой роли, достаточно сравнить испанских ролевых героев с американскими: фантастическими Бэтманами и Суперменами (герои из комиксов, герои понарошку) и спортсменами (реслерами, боксерами и прочими кривляками);

  • Возвращаясь к сравнению корриды с мясокомбинатом: нужно быть совсем слепым идиотом, чтобы не увидеть разницы между единоборством человека с могучим зверем и массовым поточным закланием агнцев на бойне - в этом технотронном аду. Скажу больше: мясокомбинат - это Величайший Символ Европейской Цивилизации, технологичная смерть из одной оперы с концлагерными газовыми камерами. Коррида - это Величайший Символ Традиции. Той самой Традиции, которую воспевали Юлиус Эвола и Рене Генон, и в которой я лично усматриваю единственную надежду на выживание человечества в будущем. Получается, только испанцы эту Традицию сохранили. И не просто сохранили, но и лелеют в первозданном неприкосновенном виде, как святыню. Посмотрите этот клип: трагическая гибель юного тореадора Хосе Куберо и прощание мадридцев со своим ролевым героем.

    Такие вот у меня мысли о корриде в первом приближении. Обратили внимание, что я даже не пытался рационализировать на тему корриды и вегетарианства? То-то и оно: для меня это сочетание абсолютно иррационально. Будем считать его персональным изъяном Старого Голубятника.

    Для самых ленивых читателей, которым не захочется копаться в метафизических тонкостях корриды, обозначенных выше, я приберег щадящий вопрос: "Как по вашему: можно ли и нужно ли продвигать корриду в России?".

  • © ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
    При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.