Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Голубятня: +20% безкоштовно

АрхивГолубятня-Онлайн
автор : Сергей Голубицкий   08.08.2009

Для успешного действия приобретённого псевдорефлекса помимо легкой суггестивности нации требуются ещё один важный момент - сознание собственной инфериорности...

Оставляем в покое теплотехников, знаточистов, фалеристов, целибатов, лирофизиков и занимаемся более нейтральными делами! Предлагаю тему, которая лично мне не дает покоя давно и гораздо интенсивнее, чем переживания о чьих-то немытых патлах. Сегодня "пятиминутка ненависти" посвящается следующим по рангу (после перечисленных выше особей, а иже с ними - финансистов, лихоимцев, юристов и детей юристов) представителям рода человеческого - маркетологам. Впрочем, ничего нового: недавно мы уже царапали им рожи в посте о соках "Прямого отжима".

Продолжаем тему такой картинкой:

Вопреки ожиданиям, разговор пойдет не о семантике слова "безкоштовно", а о самом маркетологическом ходе. Мы давно привыкли к этой на первый взгляд идиотской манере отечественных торговцев украшать свои упаковски этим заморским бредом: 10% бесплатно, 20% безкоштовно, 30% free. Зачем это ЗДЕСЬ? Не секрет, что вся маркетологическая наука была создана и разработана в США, а потому основана на местных традициях консумеризма и на местных же общей культуре и мировоззрении. Также не секрет, что между американскими традициями, культурой и мировоззрением и теми же, но европейскими или, там, японскими, или русскими пролегает колоссальная пропасть. Дабы не ходить далеко: американская идея free of charge, лежащая в основе трюка, воспроизведённого на кетчупе "Торчин", корнями уходит в традицию сезонных распродаж, конкурентного демпинга, happy hours, going-out-of-business sales и подобные вещи.

Иными словами, американская торговля десятилетиями (а теперь уже - и веками) приучала покупателей к нелинейности цен, к возможности (самому факту этой возможности) "сорвать приз", причём не в результате целенаправленного социального пихания локтями (об этом - чуть ниже), а просто по воле его величества случая. В подобном контексте надпись "20% free" на упаковке апеллирует к рефлексу, наработанному давно и обстоятельно.

Теперь смотрим, что у нас. Жизнь четырёх поколений прошла в обстановке, когда единственным правилом торговли было: "Всё необходимо доставать!" То есть: халявы не бывает в принципе, хороших товаров в свободном доступе не бывает в принципе, конкуренция - это вообще чудо-юдо из фольклорного бестиария, а дешёвый товар, которым завалены все прилавки, в принципе не может быть хорошим. По самой эмпирической логике. Поэтому для того, чтобы "поиметь вешч" нужно прилагать много серьёзных усилий (то самое пихание логтями): заводить нужных знакомых в нужных сферах, учиться давать на лапу грузчикам с заднего магазинного входа, вковыриваться в спецраспределители, на самый простой конец - занимать очередь с вечера, рисовать номерки на ладошках, не пропускать ежечасных перекличек.

Можно возразить, что с тех мрачных времен уже сменилось ещё одно поколение, и подросли те, у кого нет подобных воспоминаний (генетические, конечно же, есть, но нет хотя бы чисто эмпирических). Проблема, однако, в том, что у этого - нового - поколения денег пока тоже нет, и они тратят в основном родительские сбережения и заработки. Ну а если деньги у нового поколения и есть, то это поколение всё равно не делает погоды на рынке: 90% личсостава армии покупателей - это всё пока ещё стопроцентные советские люди. С невышибаемыми привычками и стереотипами.

Возникает вопрос: "Для кого тогда наши маркетологи печатают на этикетках американские примочки типа "20% безкоштовно"? На что рассчитывают? На кого, вернее?".

У меня нет окончательного ответа на этот вопрос, хотя я всегда исхожу из принципа, что раз люди что-то делают, значит они всё же отдают себе отчёт, особенно когда пахнет деньгами. Не было бы доходно, не было бы подтверждено какими-то маркетинговыми исследованиями, не тратили бы наверняка типографскую краску на лишние надписи. Или я ошибаюсь? И всё это делается с кондачка?

В любом случае - моя версия: речь идет о мимикрии. И со стороны маркетинга, и со стороны покупательской массы. Иными словами, под влияние СМИ и ударной рекламной кампании, со всех сторон забивающей мозги картинками и образами американской же культуры консумеризма, наши (а также японские, китайские, вьетнамские, румынские и прочие второсортные в плане цивилизации) покупатели ведутся на искусственно приобретённом псевдорефлексе. В том, что ведутся - можно не сомневаться: своими глазами видел бабок, дедок и тёток, однозначно отдающих предпочтение товарам с именно этими "20% безкоштовно". В том, что рефлекс псевдо и приобретённый, тоже можно не сомневаться: иначе как через каналы аудиовизуального промывания мозгов им объявиться неоткуда.

Последнее. Для успешного действия приобретённого псевдорефлекса помимо легкой суггестивности нации требуются ещё один важный момент - сознание собственной инфериорности. И этого добра у нас хоть отбавляй: раболепное отношение ко всему иностранному (дело тут не в Советской власти, которая комплекс инфериорности закрепила всеми своими "Березками" и "Интуристами", а в глубокой традиции, идущей от Петра Великого) - стержень отечественного восприятия внешнего (по ту сторону границ) мира.

Обратите внимание, что у японцев точно такая же история: вся их хваленая историческая замкнутость, самодостаточность, неприязнь ко всему неяпонскому (на уровне быта это сохранилось до сего дня) хрустнула под катком американской демонстрации силы в Хиросиме и Нагасаки. С 1945 года японцы ощущают себя не иначе как младшими братьями американцев. Не случайно именно в Японии так патологически популярны все специфически американские идиотии, отвергнутые остальным миром (например, реслинг, гольф, обсессия urban legends, комиксы. У последних, правда, есть и собственная историческая традиция - манга).

Для форумчан вопрос хотелось бы поставить в расширенной плоскости: "Должна ли маркетинговая наука корректировать себя с оглядкой на национальную специфику?" Удачного трёпа на выходные!

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.