Где эта улица, где этот дом?
АрхивИнтерактивМы продолжаем разбираться, кто и почему сделал российский аналог Google Street View. Зачем это нужно? Какие технические средства применяются для панорамной съёмки российских городов?
Мы уже писали об автомобилях с панорамными камерами, замеченных на улицах столицы - тех самых, что, как выяснилось, не имеют отношения к сервису Google Street View. И ещё тогда познакомились с в некотором отношении аналогичным сервисом портала gdeetotdom.ru, посвященным недвижимости.
Так выглядит интерфейс аналогичного Street View сервиса на сайте gdeetotdom.ru
Проект, сперва вполне ординарный, начинался с использования обыкновенных фотографий жилых домов Москвы, Петербурга и городов Московской и Ленинградской областей - разве что, с трёх ракурсов, для наглядности. Идея же вести панорамную съёмку реализуется с 2007 года. Просто в планы компании входит предоставление информации не только конкретно о самом объекте, но и о ближайшем его окружении.
Мы решили продолжить беседу с Рубеном Акоповым, генеральным директором gdeetotdom.ru, чтобы в том числе и техническую сторону вопроса.
- Порталов по недвижимости существует много, но откуда у вас такая любовь к высоким технологиям и уверенность в том, что они помогут продвижению сайта? Как решились?
- Мы поняли, на основании опроса добросовестных риэлторов, что есть необходимость в качественной дополнительной информации по недвижимости. На ресурсе можно посмотреть и на сам дом, и найти ближайшие объекты инфраструктуры, а с недавнего времени и данные о самом доме. Таким образом, человеку не придётся ездить и смотреть на каждый объект, так как многое можно оценить в онлайне. Но риэтора, конечно же, наш ресурс заменить не может и служит вспомогательным инструментом.
- На вас как-то повлиял кризис? Спрос на недвижимость-то сейчас не особый.
- Дело в том, что мы начали монетизацию сервиса только с начала этого года, уже во время кризиса, так что нам несколько проще, потому, что мы ничего не потеряли в плане доходов - они только увеличиваются. Что касается недвижимости, то людям всегда нужно где-то жить и этот вопрос нельзя отложить на десять лет - так или иначе сделки совершаются в любом случае.
- А кто финансирует проект?
- У нас есть акционеры, это два частных инвестора, которые позволяют нам развивать ресурс. В любом случае, конечно же, стоит вопрос о выходе на окупаемость и возврате инвестиций.
- Каким образом будут развиваться сервисы ресурса?
- Будет происходить значительное улучшение качества сферических панорам - сейчас мы делаем съёмку в высоком качестве. Мы будем накладывать на панорамы дополнительную информацию (объекты инфраструктуры, предложения вблизи точки съёмки). Можно будет, например, "выйти" из метро, пройтись по интересующему маршруту и сразу увидеть предложения в конкретных домах.
Есть планы и по созданию 3D городов, рельефных зданий на карте. Мы можем получать вместо снимка облако точек и производить измерение расстояния от одной точки до другой. В модель здания можно будет встроить его планировку и дать пользователям возможность изменить её, чтобы посмотреть, как всё будет выглядеть. Сейчас, однако, такой сервис не востребован клиентом и разработка его - дело будущего. Но мы ведём переговоры с правительством Москвы и Санкт-Петербурга о создании 3D-города для нужд безопасности, городских служб, о предоставлении нашей информации. Это, правда, никак не относится к проекту о недвижимости.
- Не хотели бы выйти за рамки сервиса, посвящённого недвижимости?
- Нет, работа с недвижимостью - наша основная цель. Мы, кстати, даже ушли от фотографирования каждого дома, так как это очень обременительно. В Москве для нас это делали 60 фотографов, в Питере - 30. Но чем более автоматизирован процесс - тем лучше. Аналог StreetView мы стали делать, связавшись с Google и не получив никакого конкретного ответа на вопрос, появится ли этот сервис у нас. Так и решили сделать свой.
- Вы говорили, что собираетесь делать съёмку дворов. Расскажите, как это будет реализовано?
- Мы сейчас прорабатываем интерфейс - скорее всего будет направляющая маршрута, которая будет загибаться во двор, где можно будет посмотреть и на корпуса, находящиеся не на первой линии.
Также, панорамные камеры, установленные на вертолётах, помогают нефтяникам прокладывать трубопроводы. Раньше при прокладке на место приходилось выезжать группе специалистов.
- Были случаи, когда люди подавали на Google в суд, за то, что камера засняла их лицо, либо в объектив попадали какие-нибудь действия тех или иных граждан, которые они не хотели делать публичными. Как боретесь с этим?
- У нас, по счастью, не было таких инцидентов. Мы изучали законодательство и не вторгаемся ни в чью личную жизнь и хотим быть полезны для людей. По законодательству, однако, ненамеренная съёмка того или иного лица не карается.
Но мы, вместе с улучшением качества панорам, готовимся к таким вопросам и, если будут проблемы, будем делать так, чтобы соответствовать законодательству. Будем автоматически затирать лица и номера машин, так как вручную это делать чрезвычайно неэффективно.
- Как люди реагируют на ваши машины с таким нестандартным приспособлением?
- Кто не знает - часто спрашивают, что это такое, кто знают - показывают пальцами. Милиция иногда останавливает, даже бывали случаи, что камеру принимали за мигалку, но всегда всё удавалось объяснить на месте.
В Санкт-Петербурге однажды в наш автомобиль врезалась пассажирская "Газель". Есть съёмка, где у нашей машины бампер отваливается и люди из маршрутки выходят, смотрят (не на сайте, конечно). Был случай, когда на наш автомобиль запрыгнул велосипедист, выполнявший фигуру высшего пилотажа, скрылся потом.
Оборудование
На данный момент московские улицы бороздят два "Фольксвагена Гольф" и три "Шкоды Румстер". Всё достаточно просто - на автомобиль ставятся реллинги, на поперечинах которых и крепится панорамная камера. В случае gdeetotdom.ru, состоит она из шести камер, пять из которых распределены по периметру, в то время как последняя направлена вверх. Съёмка, как это нетрудно догадаться, ведётся со всех них одновременно (частоту съёмки можно менять, при этом максимум составляет 30 кадров в секунду).
Аппарат требует питания 220 В, поэтому в машине располагается конвертер-трансформатор, преобразующий 12 В в 220 В переменного тока. Помимо прочего, он питает системный блок мощного компьютера, который лежит прямо на переднем сидении автомобиля. Возможно, у вас уже возник вопрос, почему бы не заменить всё это мощным ноутбуком, который занимает существенно меньше места. Что ж, ответ прост - подумайте, сколько бы стоил такой лэптоп, да и возможности расширения у него всё равно были бы не в пример хуже, чем у десктопа.
Всё это дело обслуживается одним водителем. Раньше в экипаже было два человека, но впоследствии специалистам компании удалось неплохо автоматизировать процесс, одного человека оказалось вполне достаточно, чтобы управлять и автомобилем, и съёмкой.
Ранец с камерой собственной персоной
Съёмка производится не только с помощью автомобиля. Для того, чтобы подобраться туда, куда не может проехать машина, существует вот такой вот ранец с камерой.
Что касается разрешающей способности камер, то нынешнее оборудование позволяет снимать сферу с общим разрешением 12 мегапикселей (кстати, как нам рассказал Рубен Акопов, Google сейчас применяет камеры с 11-ю модулями, которые способны фотографировать сферу общим разрешением 50 мегапикселей), в то время как разрешающая способность каждой камеры составляет 2 мегапикселя.
Изначально съёмка велась с помощью камер низкого разрешения (именно их можно увидеть на этой фотографии, которая так взволновала московских интернетчиков), разрешение каждой камеры составляла 0,8 мегапикселя, что в сумме, как нетрудно догадаться, даёт 4,8 мегапикселя.
Во время движения автомобиля ведётся непрерывная съёмка с частотой около 7-8 кадров в секунду. Процессом можно управлять. Потом, уже при обработке в офисе, происходит пространственное прореживание. Сейчас нормой является один кадр на 12 метров. В принципе, ничто не мешает получать вместе со сферическими фотографиями и панорамное видео - некоторые примеры, кстати, можно посмотреть прямо на сайте.