Борьба с тупостью труб
АрхивСтатьиБизнес-консультант в области мобильной связи Майк Скотт со страниц Mobile Europe предупреждает операторов: им грозит ужасная опасность стать так называемыми dumb pipes, "тупыми трубами для трафика".
Очень люблю яростные обсуждения, особенно если они содержательные. Пикировки поклонников различных ОС, в том числе и мобильных, споры железячников... Столько нового узнаешь! Впрочем, есть одно издание, которое я читаю с удовольствием, хотя на его страницах обычно царит благостное единодушие - это британский журнал Mobile Europe. Он целиком посвящен отрасли мобильной связи Европы и интересам крупных операторов, и даже колонки главного редактора там обычно повествуют о том, как бы операторам срубить с абонентов побольше денег, будто сам главред Кит Дайер абонентом не является.
Но недавно, пару недель назад, в очередном выпуске будто бы наметилось некоторое оживление - на арену вышел Майк Скотт из консалтинговой компании Cognizant и практически вдарил всем операторам по солнечному сплетению. Тут стоит сделать отступление и пояснить специфику работы данного персонажа, чтобы читателям стало понятнее, отчего он один такой умный. Вообще Cognizant - это большое консалтинговое агентство с 60-ю тысячами сотрудников по всему миру, входящее в топ-100 компаний, котирующихся на NASDAQ. Они помогают "неумёхам из большого бизнеса" этим самым большим бизнесом грамотнее управлять. Майк Скотт в Cognizant возглавляет подразделение телекоммуникационного бизнеса, и среди его подопечных "неумёх" - Nokia, Orange, France Telecom, нидерландский KPN, а также Telefonica под брендом O2. В общем, с некоторой долей уверенности в данном случае можно сказать, что Скотт - не просто какой-нибудь "аналитик", ваяющий отчеты для прикрытия чужих ягодиц, а человек сведущий.
Специалисты компании Cognizant напоминают: превращение в dumb pipe опасно для вашего финансового здоровья!
И вот этот сведующий человек серьёзно так предупреждает операторов - им всем надо срочно перестать просто продавать трубки, минуты и мегабайты, и начать извлекать прибыль из абонентов более изощрёнными способами. О некоторых таких способах можно прочитать в интервью с директором Flash Networks Лиамом Галином, которое я брал в феврале на Mobile World Congress. Придется оператору предлагать абонентам и свой собственный контент. Однако для того, чтобы абонент на это "повелся", необходимо более тщательно предлагать ему контент - а для этого, в свою очередь, нужны более глубокие знания об абоненте. Самое смешное, по словам Майка Скотта, заключается в том, что у операторов обычно уже есть все необходимые данные, просто обработать и интерпретировать их надлежащим образом нынешним системам CRM почему-то оказывается не под силу - и тут Скотт ненавязчиво предлагает в помощь себя и свою компанию.
Надо сказать, что лично у меня (как у предпочитающего посмотреть на дело с двух сторон) позиция Майка Скотта вызывает смешанные чувства. С одной стороны, он прав - в наше время операторы если и предлагают какие-то дополнительные сервисы, то делают это чаще всего довольно неуклюже - предложения весьма навязчивы, а сами сервисы, эээ, сыроваты. И наверное, во времена кризиса и ценовой конкуренции действительно стоит предлагать дополнительные услуги, чтобы не помереть от убытков. Термин dumb pipe (дословно "тупая труба", оператор, занимающийся только продажей трафика за фиксированную цену) пугает операторов до чёртиков, заставляя представлять мрачное, низкомаржинальное будущее. Но вот пытаться создавать собственные, пусть даже и высококачественные альтернативы Гуглам, Яхам, Фэйсбукам да Твиттерам, на что и намекает Майк Скотт, говоря о диверсификации бизнеса, - это уж слишком. Во-первых, потому что Google, Yahoo!, Facebook и Twitter уже созданы, а во-вторых потому, что создание "всеобъемлющего монстра" с сохранением приемлемой операционной эффективности - сложнорешаемая задача.
Операторам советуют "переизобрести" некоторые из сервисов
Но как ни крути, а в dumb pipes подаваться не хочется. В свете этого обстоятельства, очень хотелось поинтересоваться у наших операторов - а в чём они видят своё светлое будущее? Что собираются предпринять, чтобы не попасть в вышеозначенную категорию? Да, в России цены на мобильный трафик по ряду причин пока достаточно высоки, но ведь они уже сейчас падают. Пока что наблюдаемые "дополнительные услуги" как-то не внушають - вспоминается недавний запуск одного топового смартфона в сотрудничестве с крупным ОпСоСом, который за полгода подготовки сумел из всех "дополнительностей" предложить только набор виджетов для доступа к чужим сервисам. Попадаются и более больные идеи, такие как "продажа Интернета по частям": все эти "безлимитные Одноклассники", "безлимитный Mail.ru" и т.п. Но среди ответов попадались достаточно любопытные мысли - я бы сказал, даже более интересные, чем у именитого консультанта Майка Скотта.
Комментирует пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая:
Мы можем расценивать существующую в мире тенденцию в этом направлении как потенциальный риск. Однако мы аккумулируем тот опыт зарубежных компаний, который позволяет мобильным операторам на равных конкурировать с традиционными игроками интернет-рынка и вендорами. Как и ведущие мировые операторы, мы, в свою очередь, работаем над созданием сильных операторских услуг, расширяем наше присутствие в интернет-пространстве. Для этого мы разрабатываем и запускаем собственные сервисы, а также кооперируемся с лучшими сервисами Интернета, предлагая пользователям специальные продукты, например, услугу Чат (альтернатива ICQ), развиваем партнерство с yandex, myspace, проект Omlet и т.д. Мы не склонны разделять пессимизм в отношении модели "продажи доступа по частям", поскольку видим позитивный опыт работы в таком формате, удовлетворяющий все стороны: мы даём абонентам бесплатный доступ, наш партнер даёт абонентам сервис, при этом за счет синергии пользователь получает более доступный продукт. А мы в этом случае, с одной стороны, удовлетворяем потребности абонента, а с другой, имеем полностью контролируемую нами услугу.
Комментирует пресс-секретарь "Вымпелкома" Ксения Корнеева:
Cценарий превращения сети "Билайн" в dumb pipe маловероятен. Опасность превращения в dumb pipe существует для тех провайдеров, которые, во-первых, не умеют контролировать свои издержки в связи с многократным ростом трафика, а также для тех операторов, которые не имеют четкой стратегии в монетизации интернет-трафика. Мы не продаём сервис "по кусочкам". Продажа контента таким образом таит опасность для провайдера и может привести к превращению собственной сети в dumb-cеть. Такая модель неизбежно приведёт к необходимости строительства и модернизации сети по доставке контента абоненту, найма квалифицированных сотрудников, включая продавцов, и прочих сложностей, свойственных телекоммуникационным компаниям. При этом тариф на "кусочек" сети всегда существенно дешевле доступа в Интернет – традиционной услуги, предоставляемой телекоммуникационными компаниями. Таким образом, такая модель возможна в краткосрочной перспективе для получения дополнительной выручки. В долгосрочной же перспективе она ляжет дополнительным бременем на сеть и бизнес оператора или контент-ресурса.
Комментирует начальник департамента продаж и обслуживания ОАО "МегаФон" Игорь Майстренко:
Одним из основных трендов, которые "МегаФон" видит в своей бизнес-стратегии, является увеличение доходов от передачи данных. Технологии сетей третьего поколения дают огромные возможности в этой сфере. По сути – и это вопрос терминологии, – можно назвать передачу данных "трубой для трафика", но на самом деле мы являемся мобильным транспортом между нашими абонентами и предлагаемым контентом. Компания "МегаФон" всегда заботится о качестве предоставляемых услуг и спрос наших абонентов на услуги сетей третьего поколения (высокоскоростной доступ в Интернет, "Мобильное телевидение" высокого качества, видеосвязь) – лучшее тому доказательство.
Комментирует директор по продукту "TELE2 Россия" Роман Володин:
Да, мы считаем вполне вероятным превращение любого мобильного оператора в dumb pipe. Для себя, по понятным причинам, мы этого не хотим. Мы не верим в лобовую конкуренцию по предоставлению контент-услуг для конечного пользователя, т.е. мы не верим в то, что мобильный оператор сможет самостоятельно создать полноценную альтернативу "Одноклассникам" или "Аське". Во что мы верим и к чему мы стремимся - это к созданию взаимовыгодного партнерства с "аськами" и "одноклассниками", через создание совместных инфраструктурных проектов например, использование мобильных платежей, или использование поведенческого сегментирования оператора для более качественного предоставления контента или рекламы абоненту на контент-ресурсах.