Бiблiотека в кишенi
АрхивОгород КозловскогоВ предыдущем "Огороде" не было скрупулезного описания новой камеры от Canon - 500D. Однако Евгений Козловский забеспокоился, что перед кем-нибудь может встать реальная задача купить недорогую зеркалку. А заодно написал и о новой читалке.
В предыдущем "Огороде" я, вместо того чтобы скрупулезно, в стиле старых "Огородов", описать новую камеру от Canon - 500D, разразился всяческими "философиями". И случилось это потому, что большинство "новых моделей" (фотокамер, читалок, телефонов) столь непринципиально отличаются от старых, что просто вкус не позволяет из недели в неделю, из месяца в месяц, переписывать одно и то же, меняя только число пикселей или объём памяти. Но боюсь, что я был неправ: а вдруг перед кем-нибудь встанет реальная задача купить недорогую зеркалку (что я очень даже советую) - что они из этого моего философского "Огорода" почерпнут? Короче, меня заела совесть, и я решил продолжить описание предмета - на сей раз в уже куда более традиционном ключе.
Если б мы жили до кризиса, я просто попросил бы для этого "Огорода" лишнюю, третью, полоску и легко бы уместил туда конкретику, возможно - мелким шрифтом. Теперь же - из экономии - приходится тратить полный разворот. Впрочем, с экономией такое случается частенько.
В давнем, трёхлетней старости, "Огороде" "Свисает мизинец" (www.computerra.ru/think/ogorod/300228) я уже описал и свое ощущение от зеркалок "уменьшенного" размера и дал оценку, идеально уложившуюся в заголовок. Действительно: с одной стороны, чем вещь меньше, тем её удобнее носить с собой. С другой - некоторые предметы требуют и определённого веса, и определённых размеров. И в их число, безусловно, входят пистолеты, видеокамеры и... фотоаппараты. Ибо добавочный вес придает твёрдости руке, а его отсутствие провоцирует руку на неуместное дрожание. Однако, поскольку 500D (как и описанная в "Свисает мизинец" 400D) - вещь, что называется, пробная, ровно в тот момент, когда вы дорастёте до ощущения избыточной легкости и миниатюрности, - вы просто поменяете свою 500ку на что-нибудь двухзначное, а то и однозначное. Но!.. За последнее время появился некий потребительский стандарт, в который, кроме роста числа мегапикселей, вошел и рост размеров дисплея, - и вот трехсантиметровый дисплей отнимает почти всю заднюю поверхность камеры, принуждая конструкторов ко всяким оригинальным решениям, чтобы нужные кнопки как-нибудь да разместились. У 40D, например, ряд кнопок, раньше умещавшихся слева, перенесли под экран, у 500ки же это невозможно, посему их раскидали справа, где смогли. Колесо заменили на колесоподобный букет кнопок, в нужных случаях способный работать джойстиком. Второго колеса у "трехзначных" камер, сколько помнится, давно нет, не говоря уже об отдельном джойстике "двузначных". Создало ли это заметные неудобства? Пожалуй, нет, ибо привыкаешь быстро. Но ощущение "малогабаритной квартиры" - во всяком случае, поначалу - возникает. Впрочем, на малые деньги большую квартиру и не купишь. Тут же кстати замечу, что у экрана выросло разрешение - аж до VGA, что приятно и гламурненько, однако ничего принципиального, в общем, не добавляет.
Включалка камеры тоже перебралась наверх, как у большинства мыльниц: сзади ей просто не хватает места. (Тут сразу уж оговорюсь, что сравниваю камеру с "сороковкой" ибо ни одного из прежних "трехзначников" под рукой не оказалось.) Появился (сохранился от недавних моделей) сенсор, который гасит экран (его раскраску можно выбрать из четырёх вариантов: от совсем светлого до совсем тёмного), когда камеру подносишь к глазам. Понятное дело: общая экономия - денег и места - не позволяет устроить традиционный информационный экран наверху камеры, и приходится заставлять работать основной - по совместительству - ещё и информационным. Мне это не то чтобы неудобно,- скорее, непривычно, и, сказать честно, привыкать не хотелось бы. Но для "трехзначника" это нормально, да и сделано изящно.
В программное обеспечение, идеология интерфейса которого осталась, понятно, прежней, кэноновской, - внесено несколько мелких дополнений, - вроде, например, коррекции снимков в зависимости от установленного в данный момент объектива. Камере знакомы, конечно, не все кэноновские объективы вообще, - но большинство последних. Сказать по правде, - это уже такие тонкости, которые на трехзначной камере просто мало уместны, - но коль есть, пусть будут.
Разумеется, видеосъёмка, появившаяся у "пятисотки", для такой цены - безусловный прорыв. Я не раз писал, что нынешние любительские видеокамеры просто неспособны дать настоящую, звенящую FullHD-картинку элементарно по крохотности размеров, физических и логических, применяемых в них матриц. А тут - матрица с запасом во всех отношениях, так что если сознательно отказаться от комфорта, предоставляемого видеокамерами (автофокус, стерео а то и пятиканальный звук и тому подобное), - ничего лучшего в смысле видео за эти деньги сегодня не найти. Правда, как я уже упоминал в "Огороде" предыдущем, Full HD снимается со скоростью 20 кадров в секунду, но для домашних съемок 1920х1080 - явно излишнее разрешение. Так что полноценные (30 кадров в секунду) 720р, выдаваемые "пятисоткой", - это прорыв и восторг тех, кто собирается снимать по преимуществу видео.
Да, чуть не забыл! На "пятисотке" (кажется, впервые у кэноновских зеркалок) вместо "солидной" CompactFlash применена "компактная" SD. Оно, конечно, и разницы мало, и всё к тому шло, и правильно! - однако... уменьшает серьезности. Которой, впрочем, от "пятисотки" мы и не ждём.
И вот тут мы подходим к главной засаде. Кроме всего прочего, производители цифровых фотоаппаратов ну никак не хотят менять глуповатое маркетинговое представление о том, что чем больше мегапикселей, тем круче. И продолжают гнуть свою линию, справедливо полагая, что для большинства читателей разъяснения журналистов неподъёмно сложны. Так что придётся в который раз повторить: больше мегапикселей - не всегда лучше, и практически всегда - излишне. А главное, это дает куда худшую картинку, куда больше шумов, поскольку качество оной в немалой степени зависит от физического размера пикселя, а ведь их число увеличивают на той же самой площади матрицы.
Canon, правда, на этом поле делал просто чудеса, увеличивая - на старших моделях - физическое разрешение мало что без потери качества картинки и снижения чувствительности, - с приростом и качества, и чувствительности. Например, меня до сих пор потрясает и оставляет ощущение какого-то чуда, противоречащего законам и физики, и технологии, качество съёмки камерой 5D Mark II на невероятной чувствительности ISO 25600 ("Огород" "В зазеркалье в полный рост", www.computerra.ru/own/396398). Но 5D MarkII - это безусловный флагман, там чудеса, там леший бродит, - и чего бы за этими вершинами гоняться в бюджетных игрушках? Ан нет! В "полутысячнике", оставив, понятно, матрицу размера APSC (кропфактор - 1,6), пикселей напихали неподъёмное (и, повторюсь, никому не нужное, кроме продавцов) число: 15,1 млн. (против 12,2 млн. у предшественницы 450D), а чувствительность задрали - вы не поверите, аж до ISO 12800 (в режиме H). На сей раз чуда не произошло (чудеса - на то они и чудеса, что должны случаться изредка), - и вот уже на 3200 на картинке идут такие непристойные шумы, какие и не на всякую мыльницу поймаешь! Ну объясните, ради бога, - зачем было наращивать мегапиксели? Зачем - разгонять чувствительность? А затем, что нужно ткнуть в рожу покупателю парочку новых преимуществ, новых "свершений и побед", пусть даже мнимых, пусть даже - на деле - поражений... Я отнюдь не исключаю, что подавляющее большинство покупателей на это клюнут и продажи поползут вверх. А меньшинство - хрен с ним, перетопчется. Оно - меньшинство, от него благосостояние производителя зависит очень мало. И, дескать, коль уж вы понимаете разницу между чаем и кофе - покупайте 5D Mark II.
Итак, душа облегчена, совесть очищена, а место заполнено не всё, однако его ровнёхонько хватит, чтобы познакомить вас с ещё одной новинкой. С очередной читалкой на eink, китайско-украинской. Зовут её (не могу, вслед Голубицкому, не перейти на мову) "Електронна книга. Бiблiотека в кишенi", или PocketBook (www.PocketBook.com.ua), - название, просто пышущее оригинальностью. Когда представитель производителя с Украины предлагал по мэйлу её пощупать, я, до отвращения соскучившись описанием близнецов-читалок, которые пошли буквально косяком (слава, конечно, богу), - первым делом поинтересовался: чем она принципиально отличается от предшественниц, - и получил клятвенные заверения, что отличается и что я буду потрясен. Во-первых, сказал представитель, у нее новое поколение электронной бумаги, от LG, во-вторых - невероятно восхитительная прошивка.
Книгу принес мой старый добрый знакомый YONISHE. Внешне найти пять различий с недавно описанной читалкой Orsio ("Огород" "Тонкая штучка", www.computerra.ru/own/429236) мне удалось с трудом: расцветка, соответствующий шильдик под экраном да квадратная кнопка джойстика вместо круглой на Orsio. Включил, поместил рядом свою "Соньку" и стал сравнивать качество "бумаги". Положа руку на сердце, разницы, бьющей в глаза, не обнаружил. Ну, как это было, когда я сравнивал PRS500 c PRS505. Тогда во мне всё противилось переходу с 500-й на 505-ю, - однако качественный скачок изображения был столь очевиден, что я просто вынужден был перейти. Здесь... Ну да... Вроде на PocketBook экран чуть... светлее... или чуть контрастнее... Жена, у коей глаза помоложе, настаивала, что контрастнее... И, возможно, она права. Чуть... На чей глаз... Проведя сетевые исследования и расспросив знакомых, я, правда, выяснил, что сейчас на таких же экранах идут и "Соньки", что это - результат несостоявшейся попытки создать "бумагу" третьего поколения (осознав неудачу, даже сами производители остановились на компромиссном числе 2,5). Наверное, она лучше. Тем более, что не дороже. Ну, ощущение разницы - как описано в моём недавнем "Огороде" "Трехполярный мир" про две модели проекторов от Epson, когда я совсем было уже согласился признать превосходство более новой, - да и сел в лужу, перепутав картинки на экране.
Что же касается прошивки, она и впрямь очень хороша: и понимает все форматы, включая DjVu, и поддерживает гиперссылки, и имеет встроенный словарь, и позволяет регулировать не только начертания шрифтов и их размеры, но и ширину и высоту полей. Больше того, в книжку можно загружать Windows-шрифты: совсем уж, что называется, "по вкусу". Безупречно! Непонятно, чего желать ещё. Однако не вижу преград (кроме искусственно установленной защиты и запрета на перепрошивку где-нибудь, кроме как у представителей производителя) залить эту прошивку на ту же Orsio.
Впрочем, у PocketBook есть ещё одно отличие от Orsio, на сей раз (на мой вкус) - весьма существенное: на PocketBook производитель не устанавливает "минимальной цены", - так что эта читалка (по market.yandex.ru) уже в среднем на три тысячи дешевле Orsio.
Что делает покупку именно её наиболее разумным выбором. На мой, конечно, вкус. И особенно - на вкус совершенно в неё влюбившейся жены, кстати - владелицы PRS-505.
Из еженедельника "Компьютерра" № 25-26 (789-790)