Борьба с химерами: прибыльная и бесконечная
АрхивСтатьиИз заключительной части репортажа с тверского форума "Информационное общество" читатель узнает об уникальном сингапурском опыте создания электронного правительства и временной бесперспективности построения оного в нашей стране.
Начало материала опубликовано здесь.
Когда закончилось пленарное заседание, я стал прикидывать – какую из тематических секций посетить? Дело в том, что организаторы сделали всё очень грамотно: в одно и то же время пустили по три секции, да ещё и в разных зданиях. Не скрою, почувствовал себя мартышкой из анекдота, которая чуть не разорвалась между умом и красотой. Теоретически, такой подход логичен: специалисты по каждой из тем идут на близкую им секцию, не тратя время на остальные. Но на деле далеко не все участники были узкими спецами. Например, среди них были мэры крупных городов России. Куда идти мэру – на "Развитие и использование ИКТ в системе здравоохранения и социальной защите населения", "Формирование электронного правительства" или "Развитие и использование ИКТ для повышения качества и доступности образования"? Теоретически – на правительство, но практически все три темы одинаково важны, и зачем нужно электронное правительство, если здравоохранение и образование города остаётся в прошлом веке? Это как GPS-навигатор прикрутить к танку Т-34.
Не знаю, как мэры, но лично я пошел на "Электронное правительство" – уж больно хотелось узнать, как забарывают химеру. Сначала там долго и зажигательно выступал уже знакомый нам Илья Пономарев из Госдумы. Нельзя сказать, что в докладе с мудреным названием "О приоритетных мероприятиях плана реализации Стратегии развития информационного общества в РФ на 2009-2011 годы по направлению "Формирование электронного правительства в РФ"" содержался конкретный набор этих самых мероприятий. Скорее, Илья Владимирович занимательно и с огоньком раскрыл тезисы своего доклада на пленарном заседании, сказав очень правильную вещь: электронное правительство не создано только потому, что чиновники на местах этого не хотят. К сожалению, не был озвучен рецепт – как же мотивировать регионального чиновника? И ещё, глядя на остроумного и энергичного Илью Владимировича, я подумал – а что, если завтра его назначат большим региональным чиновником? Скажем, губернатором где-нибудь в Поволжском округе? Будет ли он столь же горячо ратовать за электронное правительство, или что-то изменится? К слову, до своего перехода в "Справедливую Россию" г-н Пономарев был членом КПРФ и руководителем информационно-технологического центра ЦК КПРФ. И именно он занимался реализацией федеральной программы развития российских технопарков, которая, по его же собственным словам, была благополучно заброшена государством.
Участники форума с неослабевающим интересом слушали доклады коллег
После Ильи Владимировича выступил гость из Сингапура Ронни Ви, директор по развитию IDA International. Это такая частная компания, имеющая прямое отношение к правительству Сингапура, и помогающая другим государствам внедрять на своей территории электронные правительства, в котором сингапурцы съели не одну собаку. Скажу честно, сначала я был настроен достаточно скептически, но по ходу доклада челюсть падала всё ниже, а посты в Twitter становились всё более восторженными. Как выяснилось, ребята начали внедрять у себя электронное правительство в… 1981 году. Да, это не опечатка – 1981. Сначала приняли пятилетний план компьютеризации населения – и выполнили. Новый план заключался в создании национальной IT-инфраструктуры, и в первую очередь коммуникаций. С 1986 по 1991 год выполнили и его. С 1992 по 1999 годы Сингапур яростно развивал Интернет и создавал первые сайты-прообразы E-Government. С 2000 по 2003 ребята всё созданное объединяли в единое целое. С 2003 по 2006 шла работа над ошибками, а сейчас они просто развивают и вылизывают отлично работающую систему. Сейчас парни кинули лозунг "Оптоволокно в каждый сингапурский дом".
Уже сегодня сингапурское правительство оказывает через Интернет более ДВУХ ТЫСЯЧ услуг. Причем услуг самых разнообразных – от уплаты налогов онлайн до регистрации бизнеса. Разумеется, о такой ерунде, как оформлениие паспорта или замена водительского удостоверения и говорить не приходится: все это делается через Интернет давным-давно. Когда же дошло до подробностей, я чуть не разрыдался. Оказывается, регистрация бизнеса после переезда в Интернет стала занимать вместо десяти дней всего ДВА ЧАСА. То есть садишься за компьютер, заполняешь форму, и через пару часов у тебя уже своя фирма. Нормально, да? Если вы не регистрировали предприятие в нашей великой стране, вы вряд ли поймете причину, по которой половина зала в этот момент разрыдалась. Любопытства ради, советую зарегистрироваться в качестве частного предпринимателя, благо это проще всего. Не буду портить удовольствие, описывая детали, но только получение ИНН по месту жительства (номер-то у нас единый на всю страну, но если вдруг переезжаете в другой город или даже район – бумажку надо получать заново) лично у меня и в благословенной Москве заняло шесть часов. А тут – два часа на всё. Нет слов, одни эмоции.
Я вам больше скажу. Эти странные люди еще и снизили регистрационную пошлину со ста сингапурских долларов до полтинника. Не, у них точно хромосомный набор не совпадает с нашим, потому что нормальный российский чиновник, оценив удобство нового способа, установил бы на него цену в два-три раза большую. Мол, хочешь сэкономить время – плати, дружок. А тут - такое безобразие.
Я уже почти не слышал, как Ронни рассказывает об электронных учебниках, которые заливают всем студентам на персональные Tablet PC. Про единую сеть для всех медицинских учреждений, про какую-то фантастическую систему логистики TradeNet, работающую с 1989 года, и повышающую эффективность местной и международной торговли до каких-то заоблачных высот.
Конечно, можно сказать, что Сингапур – малюсенькое государство с населением всего 4.8 миллионов человек. Площадь его составляет 710 квадратных километров, что на треть меньше московской. Понятно, что и оптоволокно по нему тянуть легко и приятно, и каналы связи прокладывать – вообще одно удовольствие. Но что мешало местным чиновникам освоить деньги и использовать их на какие-нибудь приятные вещички, вроде вилл в Европе и стильных автомобилей? Как этой стране, без великой культуры и университетов с многовековой историей, удалось стать экспортёром технологий? Почему её представитель предлагает гигантской стране с населением в 50 раз больше свои услуги? Я вот думаю: как Ватикан в свое время нанял швейцарских гвардейцев, так и России надо импортировать сингапурских чиновников. Поставить их на все должности разом, вплоть до губернаторских и министерских – вот тогда информатизация пойдет. А пока остается только слушать и злиться.
Кстати, не исключено, что многим слушателям Ронни Ву показался если не умственно отсталым, то, по крайней мере, очень недалеким парнем. Дело в переводе: барышня, его обеспечивающая, английский, конечно, знала, но, во-первых, китайская разновидность вообще сложна для понимания, и, во-вторых, для перевода речи Ву необходимо было владеть специальными терминами. Стоит ли говорить, что переводчица их не знала, и поэтому доходило до смешного – после очередной порции перлов в её исполнении вмешивался один из участников президиума, и объяснял собравшимся, что же гость из Сингапура сказал на самом деле. К сожалению, это проблема не только тверского форума: на всю Москву есть всего один настоящий специалист по переводу IT-речей, и он буквально нарасхват. Обычно же приглашают невнятных мальчика или девочку, которые краснеют, пыхтят, и в результате заморский гость остается в памяти собравшихся журналистов косноязычным кретином. Разумеется, тех, кто сам не знает языка, а таких, к сожалению, в нашем бизнесе большинство.
Но вернемся на форум. После подавляющей количеством деталей речи Ронни за трибуну встал Ерлан Дмитриевич Дурмагамбетов из Казахстана. Он тоже рассказал об успехах построения электронного правительства на территории страны, и снова стало немножко завидно. Правда, когда уважаемый докладчик рассказывал о Казахстане, следовало слышать "Алматы и Астана", потому что разрыв между столицами и регионами у наших соседей почище, чем в России. И всё же рост показателей впечатляет. Всего за два года число пользователей мобильной связи выросло с 45 человек на сотню до 98. Пользователей Интернета стало больше в три с лишним раза: в 2006-м году в онлайн выходило 4 процента населения, а по итогам 2008-го уже 14. Все министры в приказном порядке обзавелись блогами, а с недавних пор аппараты президента и правительства просто не принимают документы без электронного варианта. Работает программа "Народный компьютер", по которой семьи из любой точки страны могут заказать себе систему по очень гуманной цене по почте. К 2011-му году планируется обеспечить доступ в Сеть уже 27 процентам населения, причем 15% будут пользоваться ШПД.
Немного о планах республики Казахстан. Этот кадр почему-то вырезали из фильма "Борат"
Красиво говорил Ерлан Дмитриевич, заместитель председателя Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи. Тут бы нашим чиновникам покраснеть и выйти из зала, но, "к счастью", на практике не все так гладко, как в презентациях. Например, нам точно известно, что несколько лет назад у одного из крупных российских дистрибуторов было закуплено несколько тысяч материнских плат для "народных компьютеров". Точнее, не закуплено, а оплачено, потому что платы эти до сих пор пылятся на складе. А на просьбы забрать товар из Казахстана отвечают что-то вроде "не мешайте работать". И всё же, благодаря решимости высшего руководства, успехи у Казахстана есть – и немалые. Будет грустно, если году так в 2011-м Ерлан Дмитриевич приедет и будет рассказывать нечто в стиле Ронни Ву, а мы - скучать и аплодировать.
По завершению выступлений, согласно программе, должно было начаться обсуждение с участием многих интересных людей, которые специально ради этого приехали на форум. Но тут случайно обнаружилось, что за временем никто не следил, а до конца секции осталось всего 15 минут. В связи с этим модератор, немного стесняясь, предложил прислать свои предложения организаторам, а они переправят их куда следует, где всё-всё внимательно рассмотрят и изучат. Самым страждущим он предложил сделать мини-доклады минутки по три-четыре, и первым среди таковых оказался Виталий Слизень, генеральный директор компании "Синтерра". Действительно, не дать ему слово было бы невежливо, ведь компания являлась генеральным партнером форума. Г-н Слизень выступал очень зажигательно, показывал интересные графики и выразил мнение, что самое страшное – это перефинансированный госзаказ, потому что таковой расслабляет исполнителей и создает пространство для злоупотреблений. Также из его слов можно было сделать вывод, что в последние годы деньги на инфраструктуру выделялись щедро и без особого обоснования, так что в отдельных регионах понастроено немало своего рода высокотехнологичных золотых унитазов. Между тем, надо не избыточную телекоммуникационную инфраструктуру на балансе у государства создавать, а стимулировать развитие универсальных (и полезных) проектов. Действительно, очень интересно было послушать, но вместо четырех минут Виталий Слизень говорил все пятнадцать, и времени на остальных не осталось категорически. Всех ещё раз призвали писать письма, а мы с коллегой пошли на следующую секцию.
Таковой стала "Развитие и использование ИКТ для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения". К сожалению, рассказывать о ней абсолютно нечего. На сцену главного зала областной филармонии один за другим поднимались суровые дяди и запинаясь, по бумажке, читали доклады, сплошь состоящие из общих мест. "Общими силами, под мудрым руководством, вперед, невзирая на трудности момента, мы победим". Пересказывать это, наверное, нет никакого смысла, и, рискуя заработать хронический вывих челюсти, я сбежал на выставку достижений информационно-коммуникационного хозяйства, расположенную недалеко мест проведения заседаний.
Подбор участников выставки сразу озадачил. Не хочется перечислять компании и организации, чтобы кого-нибудь незаслуженно не обидеть, но когда рядом стоят стенды крупнейшего производителя операционных систем и "крупнейшего IT-предприятия Тверской области", на поверку оказавшегося банальным call-центром, это настораживает. Вдвойне настораживаешься, когда понимаешь простую вещь: люди сами не очень понимают, зачем приехали. Не поленился, опросил десяток участников, и всегда в ответ звучало "нас попросили из правительства (Твери, Москвы и т.д.), вот мы и…". Нельзя сказать, что выставка была полностью бесполезной. Так, я с большим интересом познакомился с проектом "i-Школа", благодаря которому дети-инвалиды могут получать абсолютно нормальное образование, не выходя из дома. Скоро мы расскажем о нем в отдельном материале, а пока просто интересный факт. Для удаленного образования необходим доступ в Интернет. Так вот в Твери живет девочка, которой уже одобрили и выделение компьютера со специальными возможностями и провели предварительный тренинг, но вот начать процесс обучения никак не получается по банальной причине: не могут провести девочке Интернет. Это, на минуточку, в областном центре, находящемся на расстоянии 162 километров от Москвы. А как дела в Барнауле? Что в Челябинске? Все ли нормально в Сердобске? Правильно ли думать о дизайне чердака, когда не хватает свай для фундамента? И этот вопрос относится далеко не только к обучению детей-инвалидов…
Иностранные гости были под большим впечатлением от услышанного и увиденного
Странное впечатление оставил тверской форум.
Раньше на мероприятиях такого рода было принято жаловаться на нехватку средств. Мол, дайте денег, и мы такое построим, такое!.. Теперь же о недостатке денежных средств не упомянули ни разу. Напротив, неоднократно упоминалось щедрое бюджетное финансирование и его неуклонный рост.
И вдруг стало ясно, что не только и не столько в деньгах дело. Просто в деле построения электронного правительства сложилась классическая революционная ситуация, когда верхи не могут (и, кажется, не знают), а низы попросту не хотят. Если не придумать какую-то очень суровую мотивацию, отрасль продолжит поглощать миллиарды, не демонстрируя никакой реальной отдачи.
Нет, определенные подвижки будут. Например, с недавних пор анкеты на загранпаспорт у нас можно заполнять исключительно через Интернет. И неважно, что только при помощи ПО компании Adobe. Плевать, что электронную анкету необходимо распечатывать на принтере(!) и нести в УФМС, где распечатку сканируют (!) и отдают на откуп умнейшего ПО, не дающего поменять латинскую транскрипцию фамилии. Зато внедрили эту систему разом. Спросите почему? Да потому, что даже опытному пользователю ПК заполнить анкету непросто, а людям старшего возраста и вовсе невозможно. Поэтому рядом с отделениями УФМС расплодились конторки, заполняющие анкеты за скромную мзду в 300-1000 рублей. Если, скажем, такой же барьер возвести при регистрации бизнесов, идея пойдет на "ура". А вот устранение барьеров и этого, как его, цифрового неравенства, денег не приносит, оно их отнимает. А раз так – зачем?
Так что, дорогой читатель, с химерами нам жить еще не год и не два. Если, конечно, кто-то власть не употребит.
Начало материала опубликовано здесь.