Следующий уровень
АрхивКолумнистыПротивостояние школьников (и студентов), желающих упростить себе жизнь, используя любые пригодные подручные средства, и учителей, пытающихся заставить нерадивых учеников хоть как-то учиться, вечно.
Запуск онлайнового сервиса Wolfram|Alpha вызвал небольшой переполох среди преподавателей математики. Шутка ли - у школьников и студентов появился неограниченный бесплатный доступ к мегакалькулятору, который умеет решать задачи, сформулированные на естественном языке, и выдавать не только ответ, но и ход решения, а также кучу сопроводительной информации. Причем математикой дело не ограничивается: система содержит также обширную базу данных по самым разным областям знания, начиная от физики с химией и заканчивая биографическими данными и словарными статьями. На первый взгляд возможности и правда впечатляют, заставляя вспомнить уже подзабытую аббревиатуру ИИ - искусственный интеллект.
Учителя, по традиции, разбились на два лагеря. Одни хватаются за голову, пытаясь придумать, что же им теперь делать, чтобы образовательный процесс (в частности, такая его неотъемлемая часть, как домашние задания) не превратился в процесс списывания решений, выданных умным компьютером. Другие же восприняли новинку с энтузиазмом и сразу стали думать, какую пользу из неё можно извлечь.
Конечно, ситуация не нова. Противостояние школьников (и студентов), желающих упростить себе жизнь, используя любые пригодные подручные средства, и учителей, пытающихся заставить нерадивых учеников хоть как-то учиться, вечно. Автор этих строк, скажем, в пятилетнем возрасте случайно обнаружил, что висящий на стене календарь позволяет складывать числа в пределах тридцати, не запоминая таблицу сложения, чем благополучно пользовался класса эдак до третьего - ну чем не обращение к искусственному интеллекту? В этом смысле появление нового высокотехнологичного калькулятора вряд ли принесет много бед. По крайней мере, заведомо меньше, нежели разнообразные банки рефератов, появившиеся в Рунете одними из первых.
Знаний, создаваемых человечеством, становится всё больше и больше. Их накопление со временем приводит к необходимости систематизации и анализа и создает новые знания, более высокого уровня. Так, результаты экспериментов и наблюдений задают базу для выдвижения обобщающих гипотез. Появление различных современных технологий обработки знаний - будь то Google, "Википедия" или та же Wolfram|Alpha - часть этого естественного процесса. Безусловно, эти технологии будут развиваться и дальше (а через какое-то время возникнут новые технологии ещё более высокого уровня), и надо учиться ими пользоваться.
Однако вряд ли можно освоить высокоуровневые инструменты, не понимая и не чувствуя конкретики. Вы можете формально доказать теорему, выведя её из аксиом, но пока не разберёте несколько конкретных примеров применения теоремы, вряд ли поймёте, в чем её смысл - она останется для вас "заклинанием". Трудно разбираться в теории относительности, не зная классической механики, хотя последняя формально является предельным случаем первой. Нельзя взобраться на вершину горы, не достигнув её подножия. Есть и обратный процесс - осознав общие вопросы, мы можем вернуться к частным и глубже понять их. В философии это называется "герменевтическим кругом". Любой курс обучения должен включать в себя оба процесса, чтобы не превратиться в "свалку знаний".
То, что сейчас преподают в школах, в давние времена было передним краем науки. Будут ли когда-нибудь современные научные достижения понятны любому школьнику?
Из еженедельника "Компьютерра" № 24 (788)