PR-байки: Эдипов комплекс журналиста
АрхивКолумнистыАлекс Кустов относится к журналистам по-отечески – бережёт и лелеет, а критикует только под псевдонимом. Все упомянутые IT-издания являются вымышленными, некоторые совпадения – неслучайны.
Мы, пиарщики, любим журналистов. Они нам как любимые детки. Всё им прощаем, во всём потакаем, покупаем игрушки, возим на море. Лишь бы дитя не плакало. И хорошо отзывалось о "родителях". И ведь правда, некоторые журналисты от такого обращения начинают впадать в детство. Во всех смыслах. И тогда про них можно сказать следующее.
1. Они избалованы и капризны. Один уважаемый мной редактор уважаемого издания впал в истерику, когда подарок, преподнесенный ему после пресс-конференции, показался ему несущественным. Еле успокоили, пообещав подарить что-то более интересное потом.
2. Они наивны. Целый ряд журналистов очень любят одного компьютерного ритейлера, искренне считая его очень большим. Хотя обороты этого ритейлера с его двумя магазинами очень далеки от оборотов оставшихся в живых лидеров рынка. Просто не все лидеры рынка считают нужным плотно общаться с журналистами.
3. Они любят поучать. Один гуру российского Интернета, пользующийся авторитетом не только у сограждан, но и у азиатских участников ИТ-рынка, любит давать бесплатные консультации на тему долей рынка, объёмов продаж и рейтингов производителей и дистрибуторов. А также советы, на тему того, с кем дружить и вести бизнес. Хотя то, что он говорит, не совпадает ни с внутренней статистикой игроков, ни с аналитическими отчетами, ни с реальной расстановкой на рынке. Просто ему так кажется.
4. Они порой ленивы. Если разослать пресс-релиз о выходе нового интересного продукта, который уже выпускался полгода назад, то как минимум четверть изданий его опубликуют (конечно, это зависит от степени доверия к человеку, такой релиз приславшему, но обычно у хорошего пиарщика "детки" "прикормлены").
5. Они, как дети, обладают ярким незашоренным воображением. Многие журналисты знают иностранные языки не так хорошо, как им хотелось бы. И очень этого стесняются. Именно поэтому, увидев новость на американском (китайском, японском, занзибарском, ненужное зачеркнуть) ресурсе, они стесняются уточнить у локального пиарщика, правильно ли они всё поняли. И додумывают новость, умело пользуясь своим недюжинным воображением и живой фантазией. Стоит ли удивляться тому, что некоторые новости на русском языке радикально отличаются от первоисточника.
6. Они не умеют делиться и часто ломают игрушки. Обычно чужие. Но при этом очень любят подарки. Когда на все СНГ приходит всего два образца какого-нибудь устройства, первые же два журналиста, получившие эти образцы для обзоров, пытаются оставить их себе. Потому что им обоим очень понравились кнопочки (экранчик, ремешочек, ненужное зачеркнуть). А если пиарщики настаивают на возврате, то журналисты надувают губы и обижаются. И возвращают устройства поцарапанными и в неполной комплектации. Им, как детям, трудно понять, что задача пиарщика заключается в получении максимального количества обзоров, а вовсе не в том, чтобы предоставить любимому журналисту возможность пользоваться яркой цацкой, пока не надоест. Особенно любят подарки внештатные авторы мегажурнала "Видеокарты и пылесосы" и портала "Hi-tech@Урюпинск-онлайн".
7. Журналисты очень ранимы. Некоторые из них, как дети, совсем не умеют писать. И тогда пиарщику приходится писать статьи за них. Но обязательным условием при этом является похвала. Надо обязательно высказать свое восхищение своим материалом, вышедшим за фамилией этого журналиста. Чтобы у того не развилась социопатия.
8. Те журналисты, у кого социопатия всё же развивается, очень одиноки. Они сторонятся пиарщиков, чувствуя их неискренность, и подозревая корысть в их намерениях. К таким очень трудно найти подход. Нужно быть либо очень умным, либо регулярно сливать интересную информацию, либо просто быть блондинкой с пышными формами. Хотя бы двумя. Видимо, эти формы напоминают журналистам о детстве.
Все эти милые недостатки, как и детям, журналистам прощают. Их лелеют и балуют. За эти недостатки их и любят. Ведь если бы не детки-журналисты – как бы мы, пиарщики, доносили наши мысли до потребителей?