Eset NOD32: как это делают в Словакии
АрхивИнтерактивМы побывали в главном офисе Eset, чтобы познакомиться с основателем компании, посмотреть на процесс разработки антивирусов вблизи и узнать – почему эта разновидность ПО лучше всего удается славянам.
С детства люблю производственные репортажи. Это когда журналист едет, к примеру, в рыболовный колхоз, ранним утром выходит с похмельными мужиками в рейс на ветхом кораблике, под бодрые матюги помогает вытягивать наполненный трал и собственноручно обрушивает на центр палубы настоящий водопад из трепещущей рыбы, дернув за конец хитрого узла. Уже через несколько минут он понимает, что раньше никогда не видел настоящей рыбы. Что вместо сомов и щук он ел несчастных и абсолютно безвкусных сомят и щурят. Что правильный лещ вырастает с руку взрослого человека, а половозрелый сазан может легким движением хвоста сбить тебя с ног или отправить за борт. Глядя на серебристо-медную груду перед собой, журналист вдруг испытывает острое чувство гордости за богатство России – гораздо более сильное, чем при виде бьющего из-под земли фонтана нефти.
Он лихорадочно делает снимки рыбы и колхозников, жадно глотает тройную уху из забортной воды, запивая её всё новыми стопками удивительно вкусной водки, яростно и на полном серьёзе фиксирует любимую байку колхозников про стаю трёхметровых осетров, в прошлом году порвавших в трал клочья и чуть не перевернувших кораблик. Наконец, вечером он пытается взять интервью у председателя колхоза, но отключается раньше, чем удается ввернуть первый вопрос между пулеметной очередью тостов… Скажите, разве может статья, написанная по итогам такой поездки, оказаться скучной? Даже если автор практически бездарен, рассвет над Волгой, бездонная пасть сома и, конечно, настоящая тройная уха на время работы над текстом сделают его Виссарионом Белинским, если, черт побери, не Денисом Викторовым.
Примерно так размышлял автор этого материала, вылетая в Вену, чтобы посетить главный офис компании Eset, находящийся в Братиславе, и написать производственный репортаж. Нет, я не оговорился: самый короткий путь в Словакию из России действительно лежит через Австрию. Теоретически, в Братиславе есть международный аэропорт, и туда вроде бы раз в неделю летает самолет "Аэрофлота". Однако проще и дешевле будет долететь до Вены, откуда до столицы Словакии всего 60 километров. Их можно быстро одолеть как по суше, так и по воде, причем никакого паспортного контроля на границе между двумя странами нет. Европа-с.
Нуждается ли в представлении компания Eset, разработчик знаменитого антивируса NOD32 и комплекса Smart Security, куда помимо NOD32 входят модули Firewall и Антиспам? Наверное, нет, потому что буквально в июне опубликованы данные исследования агентства United Consultants, согласно которому бренды NOD32 и Eset знакомы 450 миллионам людей на всей планете. Нет сомнений, что компьютерровцы и гости портала входят в их число. По данным Eset, на долю её продукции приходится 8,9% мирового рынка антивирусных решений для домашних пользователей, благодаря чему она входит в ТОР5 разработчиков соответствующего ПО. Больше того, среди так называемых продвинутых пользователей, опять же по данным компании, продукцию Eset используют 19%. И это тоже очень, очень хорошо для относительно небольшой частной компании, начавшей свой бизнес, когда в Европе заканчивался социализм.
Но об истории мы поговорим чуть позже, а пока давайте начинать наш фоторепортаж. К счастью, мы не городская черно-белая газета, куда можно поставить максимум пару снимков. Поэтому наш производственный репортаж будет содержать максимум фотографий и минимум текста. Только сделаю ещё одну маленькую оговорку. Наша редакция является групповым поклонником фильма Eurotrip, герои которого пронеслись по всей Европе, заехав и в Братиславу. Из фильма мы узнали, что в городе повсеместно звучит песня "Священная война", по нему бегают собаки-людоеды, а за доллар восемьдесят три цента там можно скупить половину страны. Поэтому в поездку я взял с собой именно эту сумму, предварительно разменяв бумажный доллар на мелкие монетки. Большая ошибка!
Большой успех для маленькой компании
Но шутки в сторону. Офис Eset находится на шестнадцатом этаже самого высокого здания Братиславы – Aupark Tower. В самой башне нет ничего особенного, благо сооружений из стекла и бетона хватает в любой мировой столице. А вот вид на старый город, открывающийся из окон, завораживает. Пожалуй, сотрудников Eset не надо премировать – достаточно просто разрешать перенести свой рабочий стол поближе к окну. Раньше офис занимал куда более скромное здание, но когда число работников приблизилось к двум сотням, было принято решение о переезде. Кстати, на старом месте обитания Eset сейчас разместились гостиница и еврейский ресторан.
Внутренняя отделка офиса тоже радует глаз: сразу заметно, что на дизайнерах и материалах не экономили. Плюс на входе вас встретят девушки с модельной если не внешностью, то уж фигурой – точно.
Вообще, с внешностью сотрудников в Eset всё очень неплохо. Мы привыкли, что в софтовых компаниях работают небритые и немытые парни, одетые в мешковатую одежду второй свежести. И даже те, кто должен заниматься продвижением продукции за пределами офиса, невольно подражают программистам – от греха, потому что их много. Но посмотрите, к примеру, на Мирослава Пикуса (Miroslav Pikus), директора по маркетингу и продажам Eset в регионе EMEA, – разве он хоть отдаленно похож на образ, подробно описанный в "Записках невесты программиста" Алекса Экслера?
Мирослав по праву гордится наградами, которые получала Eset и за свои продукты, и за успехи в бизнесе. Ведь компанию – пусть и с небольшой натяжкой – можно назвать словацкой Nokia, потому что в этой маленькой стране (население Словакии составляет 5.4 миллиона человек) Eset является одним из крупнейших налогоплательщиков. Достаточно сказать, что сумма уплачиваемых налогов сильно превышает объём местных продаж. Государство ни разу не потратилось на поддержку "местного производителя", но нет сомнений, что в коридорах власти к Eset относятся весьма серьёзно.
Кстати, в апреле текущего года Eset получила второе место на конкурсе лучших работодателей Словакии. Организатор конкурса, Hewitt Associates, отметила неформальную и креативную обстановку, царящую в компании, а также высокую мотивацию сотрудников. К мотивации мы ещё вернемся, а пока давайте посмотрим ещё на пару снимков девушек, трудящихся в Eset.
Например, вот этой незнакомке из отдела продаж явно пришла в голову гениальная идея – как затолкать в канал ещё сто тысяч коробок с NOD32. И неважно, что случилось это, когда обладательница головы сидела на подоконнике.
А эта барышня не должна обмануть вас строгим костюмом и сосредоточенным видом. Судя по татуировке на руке, она умеет весело проводить время за пределами офиса. А может – и в пределах.
А вот по поводу этого снимка в редакции разгорелись баталии. Я настаивал на том, что на нём запечатлен хранитель серверной комнаты Eset, или, проще говоря, сисадмин. А наши девушки утверждают, что это специально нанятый к приезду российских журналистов стриптизер из местного ночного клуба. Потому что таких симпатичных сисадминов не бывает. Впрочем, какая разница? Гораздо важнее другое: справа от парня находятся компьютеры, где заточены образцы всех-всех вирусов, известные NOD32. Иногда, по пятницам, содержимое одного из дисков клонируют, и исчадия электронного ада подвергаются безжалостным пыткам и пересадке жизненно важных органов.
А вот с этого обиталища серверов начинают свой путь все новые версии продуктов Eset и обновлений для них. Нет, напрямую отсюда ничего не качается: просто свежие файлы сначала заливаются на офисный сервер, и с него они разбегаются по многочисленным зеркалам, расположенным во всех частях света. Замечу, что сервера в Eset такие мощные, что к ним прикрутили камеры наблюдения за офисом. Очень интересное решение.
Да, и по поводу мотивации сотрудников. Дверь на выходе из офиса Eset снабжена таким вот хитрым замком. К нему мало поднести карточку сотрудника, необходимо ещё обозначить причину, по который ты покидаешь свое рабочее место. Я не силен в словацком, но онлайн-переводчик Google подсказал, что Dovolenka означает "праздник", а Lekar, Choroba, Obed и Slujobne звучат вполне по-русски. Лично меня больше всего зацепил пункт Vol’no, что, если верить Google, значит… "бесплатно". Неужели за нажатие остальных кнопочек из зарплаты сотрудника вычитается некоторая сумма?
На следующем снимке мы видим операционный центр Eset, сотрудники которого в круглосуточном режиме следят за активностью зловредов в разных точках земного шара, принимают сообщения о появлении новых компьютерных недугов и на месте расправляются с ними. Там же видно, в какой точке мира сейчас активнее всего качают апдейты. К сожалению, на уменьшенной версии фотографии мало чего разглядишь, но могу сказать, что на момент моего визита в Центр в мире всё было более-менее спокойно, а обновления наиболее активно качались с сервера, расположенного где-то в Японии.
Здесь сотрудник Eset препарирует новый вирус. По достоверным данным, ежесуточно компания получает до 100000 (!) сообщений о новорожденных зловредах, значительная часть из которых, разумеется, оказывается ложными. Но у меня в голове, честно говоря, не очень укладывается – как можно переварить такой поток информации, даже если бросить на эту задачу всех 200 сотрудников? Возможно, это тема для следующей статьи.
Этого парня нам предъявили, дабы продемонстрировать интернациональность команды Eset. Его зовут Владимир Пихур, и в Словакию он приехал из Украины по рекомендации друга. Его называют одним из самых талантливых вирусных аналитиков Eset. Очень доволен работой, увольняться не собирается.
В комнате тестеров, или, правильнее говоря, QA, мне удалось сфотографировать доску, на которой запечатлен ход борьбы за новую версию – NOD32 Antivirus 4. Из записей на ней можно сделать вывод, что релиз состоялся точно в срок – 2 марта 2009-го.
Давайте ненадолго отвлечемся и ещё раз выглянем в окно офиса Eset – теперь с другой стороны. Прямо под нами крыша Aupark – самого большого торгового центра в Братиславе. Именно туда я отправился со своими долларом восьмьюдесятью тремя центами и с грустью обнаружил, что обменный курс мне совсем не нравится. С января 2009-го Словакия перешла на евро и, наверное, в связи с этим цены очень здорово подскочили. Как ни торговался, но денег хватило только на два рожка в "Макдональдсе".
Кроме шуток, Aupark – неплохое место для шоппинга, хотя братиславские аборигены советовали мне ехать куда-то на границу с Австрией, где недавно открылось ещё одно толковое местечко с продуктами знаменитых лейблов, которые там отдают с колоссальными скидками. Впрочем, по московским меркам, и в Aupark с выбором всё в порядке. Да и с ценами: в нищей Европе одежда и обувь стоят в 2-3 раза дешевле, чем в богатой России.
За торговым центром видны спальные районы Братиславы, построенные ещё при социализме. Говорят, жить там не очень приятно – соседи выпивают, дома не ремонтируются, вид из окон угнетает. И все же квартиры там стоят дороже, чем в соответствующих районах Вены (!). Все дело в том, что многие словаки работают в соседней Австрии, до которой от Братиславы буквально три минуты на машине. Жить в городе все равно немного комфортнее, чем в маленькой австрийской деревушке, поэтому недвижимость пользуется хорошим спросом. На другом берегу можно обзавестись квартирой и подешевле, но оттуда добираться до Австрии чуть дольше, плюс по утрам бывают пробки. От себя замечу, что братиславские пробки по московским меркам представляют собой легкое затруднение перед светофором в выходной день. Однако в маленькой стране другие представления о времени и пространствах.
Патриарх
Но вернемся в Eset. История компании началась в 1987 году, когда Питер Пасько (Peter Pasko) и Мирослав Трнка (Miroslav Trnka) написали первую версию антивируса NOD. Делалось это не денег ради: просто первые вирусы уже тогда изрядно раздражали, и два словацких энтузиаста решили с ними побороться. Результат трудов даже не продавали, а просто раздавали друзьям и знакомым. Продукт понравился, и уже в 90-м году состоялась первая продажа – в Австрию, под названием STOPVIR. А в 1992-м году разработчики вместе с Рудольфом Грубым (Rudulf Hruby) зарегистрировали компанию Eset. С тех пор число совладельцев заметно выросло – за счет получения долей талантливыми программистами Ричардом Марко (Richard Marko) и Маросом Грундом (Maros Grund), а также организатором американской "дочки" Антоном Зайцем (Anton Zajac). Но компания по-прежнему остается частной, не поддавшись на соблазн IPO. Работа на свои деньги и оборот около 90 миллионов евро в год позволяют почти не обращать внимания на такие мелочи, как мировой финансовый кризис.
К сожалению, Мирослав Трнка во время моего визита был в Штатах, и удалось встретиться только с Питером Пасько. С первого взгляда, честно говоря, и не догадаешься, что перед тобой совладелец столь серьезной компании и председатель совета директоров.
Скорее, Питер напоминает программиста из советского НИИ – высокий лоб, очки на конце носа, темный пиджак… И этот характерный взгляд.
Впрочем, внешность бывает обманчива. Многие бывшие программисты из НИИ основали компании с оборотом в многие миллионы долларов. Правда, не у всех сохранилась милая советская мягкость во взоре. Вот и в Питере нет-нет, да и проглядывает акула капитализма.
У меня давно есть пунктик – смотреть, какие часы носит собеседник. Марка и модель очень часто позволяют понять личность их обладателя немного лучше. Так вот этот скромный на вид хронометр на руке Петера называется IWC Portuguese F.A. Jones Special Edition. Хотя корпус у них сделан из нержавеющей стали, стоит модель примерно $10000.
На руках некоторых российских менеджеров чуть выше среднего уровня нам приходилось видеть экземпляры и подороже. Впрочем, им ещё предстоит доказывать собственную состоятельность, а Петер уже всё, что нужно, в своей жизни доказал. Я спросил его – почему антивирусные приложения так хорошо получаются именно в восточно-европейских странах, включая, разумеется, Россию? Другое ПО у нас получается не так удачно, но антивирусы реально завоевали всю планету.
По мнению Петера, за этот успех надо сказать социалистической системе, "благодаря" которой доступ к мировым компьютерным технологиям был затруднен, и многие талантливые парни в наших странах смело брались за решение проблем, казавшихся в развитых странах архисложными. Мы же, не зная всех сложностей, бодро принялись за то, что нас больше всего раздражало, и преуспели в этом.
И ещё мне хотелось бы немного поговорить о двух слайдах, которые показали в офисе Eset.
На них вы видите рейтинги антивирусов, составленные британским журналом Virus Bulletin и независимой организацией AV Comparatives. По мнению Eset, это самые уважаемые рейтинги на свете.
На первый взгляд, всё вполне солидно, и солидности добавляет NOD32, занимающий первые места в обоих рейтингах. Но при рассмотрении всего списка участников волосы просто встают дыбом.
Посмотрите на рейтинги внимательно. Уже в первой пятерке у обоих составителей наблюдается серьёзный разнобой. Например, McAfee у AV Comparatives занимает почетное третье место, а у Virus Bulletin он где-то в середине. Наш Doctor Web, по версии британцев, занимает первое место с конца, а у AV Comparatives он вполне крепкий середнячок. И так далее, и тому подобное – мне просто не хочется тратить ваше время на наблюдения, которые можно сделать самостоятельно.
Скажите, какому рейтингу верить? Они же оба "очень уважаемые". Что это за индустрия такая странная? Например, вы можете представить, чтобы в одинаковых тестах, проведенных разными конторами, одни и те же процессоры Intel и AMD вдруг поменялись местами в итоговом рейтинге? Или чтобы между ними вклинилась VIA?
Ну или давайте попробуем представить, что одинаковые модели видеокарт в одинаковых же тестах, но у разных тестеров добились принципиально разных результатов? Не получается, да? Вот и у меня тоже. Если речь идет о науке, то при прочих равных у любого специалиста опыт даст идентичный или, по крайней мере, очень похожий результат. А если это шаманство, или, простите, маркетинг, тогда получаются такие занимательные рейтинги.
Лично я не сомневаюсь, что продукты Eset здорово борются с зловредами всех мастей. Скорее всего, они делают это гораздо лучше продуктов AVG, один из которых вчера пропустил в компьютер моей супруги фальшивый антивирус System Security. Опять же, в Eset работают правильные славянские парни и девушки, которым доверяешь на подсознательном уровне. Но в современном рынке антивирусных решений очень велика доля т.н. религиозного маркетинга. Нельзя со стопроцентной точностью назвать самый лучший продукт. Но зато можно верить, что он стоит на твоем компьютере.
Между тем, даже глубокой ночью в офисе Eset продолжают гореть огни.
Команда неспящих профессионалов продолжает защищать мир. Ну или, по крайней мере, восемь процентов мира.
P.S. Редакция выражает негодование официанту братиславского ресторана U.F.O., оставшегося недовольным чаевыми в размере целых пяти американских центов. В фильме Eurotrip его коллега на эти деньги открыл свою гостиницу.
P.P.S. На всякий случай уточняем, что девушка на иконке с главной страницы - это не моя новая братиславская знакомая, а тщательно отрендеренный образ женской инкарнации Андроида, символа NOD32.
Братислава-Вена-Москва