Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Сеть на гусеницах

АрхивКолумнисты
автор : Михаил Ваннах   22.06.2009

Франция всегда стремилась проводить независимую внешнюю политику. Даже из NATO иногда выходит. Поэтому без собственного военного производства, в том числе - танкового, ей не обойтись.

Франция, в восемнадцатом веке боровшаяся с Англией за морское господство, при Наполеоне чуть не ставшая сверхдержавой, а Первую мировую кончившая с победоносной сухопутной армией, стремится проводить независимую внешнюю политику. Даже из NATO иногда выходит (детская загадка - "Туда, сюда, обратно..."). Поэтому без собственного военного производства, в том числе - танкового, ей не обойтись.

Вообще, французские танки россиянам не в диковинку. 1 мая 1919 года по Красной площади прошел танк "системы Реналт" (как писала революционная пресса), захваченный под Одессой у интервентов бойцами 2-й Украинской Красной армии.

И советское танкостроение началось с копирования этих танков - на судостроительном заводе "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде была выпущена, начиная с 31 августа 1920 года, серия из пятнадцати машин. Первая из них получила имя "Борец за Свободу Товарищ Ленин". Наркомвоенмор Троцкий удостоился четвертого номера. Обошлись танки в 93 млн. тогдашних советских дензнаков. (Пользуюсь случаем рекомендовать читателям книгу М. Свирина "Броня крепка. История советского танка 1919-1937 годов".)

К началу французской кампании Гитлера Франция имела больше танков (и лучшего качества), чем Германия. Они превосходили немецкие машины и по броне, и по вооружению, уступая лишь по радиостанциям (ИТ-технология!), вместо которых галлы полагались на артистическое манипулирование сигнальными флажками и цветными фонариками. Но боевой дух у нацистов был покрепче, чем у "подданных" Народного фронта. В результате то поколение французской бронетехники советские граждане увидели в начале Великой Отечественной, в качестве трофеев Вермахта...

После войны образцы французского танкостроения безнадежно уступали тяжелым машинам Англии и Германии. Правда, советские военные советники, работавшие в жарких странах, ценили трофейные броневички Panard, оснащенные кондиционером... Выйти на передовые рубежи в области гусеничных машин французы решили было путем сотрудничества с зарубежными партнерами. С 1977 года они совместно с немцами работали над программами Napoleon I и Kampfpanzer III, но разошлись в концепциях. Утонченным галлам хотелось танка не тяжелее 54 тонн, а солидным тевтонцам нравилось то, что поувесистее. В результате с 1982 года Франция самостоятельно взялась за создание нового основного боевого танка ЕРС (Engin Principal de Combat). Дабы будущая машина смогла обойти конкурирующие Abrams, Challenger и Leopard-2, конструировать его начали как продукт постиндустриальных технологий, заменяя цифровой электроникой и программным обеспечением традиционную точную механику. Перспективную машину окрестили Leclerc, в честь генерала, победно входившего в 1944 году в Париж на "шерманах" 2-й танковой дивизии.

При формировании облика нового танка конструкторы государственной оружейной корпорации GIAT Industries (ныне Nexter), воспользовавшись опытом российской школы танкостроения, постарались минимизировать силуэт машины и заброневой объём. И надо сказать, не без успеха - габариты Leclerc’а меньше, чем у американских и европейских машин, хотя и больше, чем у российских и китайских (весит он тоже на десять тонн больше наших танков - 54,5 тонны). За счет этого удалось не только уменьшить уязвимую площадь лобовой проекции танка (1,6 кв. м у француза против 2,3 и 2,1 у Abrams и Leopard-2 соответственно), но и разместить на танке чуть ли не на пять тонн больше брони, чем у более тяжелых конкурентов. Броня - разнесённая, из стали, керамики, титана, стеклопластика, углеродных волокон, да ещё и с элементами NERA (Nonexplosive and nonenergetic reactive armour), то есть с металлическими пакетами, начиненными специальным веществом (к примеру, резиной), которое при попадании кумулятивного песта1 испаряется и тем самым резко снижает поражающее действие боеприпаса. Отсутствие взрывчатки (в активной броне "бутерброды" бывают начинены и ею) имеет ряд легко понятных преимуществ. Подвеска у Leclerc’а гидропневматическая, как у ситроенов из культовых комедий про Фантомаса. Нужна она для сохранности электроники, которой начинен танк.

Двигаться Leclerc заставляет турбодизель с высочайшими параметрами. При рабочем объёме в 16,5 литра его мощность достигает 1500 л.с. - за счёт того, что турбокомпрессор подает воздух в камеру сгорания под давлением 7,85 атмосферы. Хорош ли такой форсаж - сказать трудно. У германских танковых дизелей литровая мощность составляет 50 лошадей, а у советского 6ТД-2 - 72 л.с. Арабам Leclerc’и поставляют без таких изысков, которые вряд ли окажутся жизнеспособными в условиях пустыни... Коробка передач - автоматическая гидромеханическая, пять передач передних, две задние.

Трудной отладкой полз Leclerc к параду

Хороша на Leclerc’е пушка. 120 мм гладкоствольное орудие с длиной ствола в 52 калибра разгоняет подкалиберный бронебойный снаряд до рекордных среди западных машин 1750 м/с. В экипаже три человека, - место четвертого, как и в отечественных танках, занял автомат заряжания. Размещен он в башне и является устройством произвольного доступа, подавая снаряды в том порядке, в котором они нужны, а не в котором загружены в ячейки конвейера. Скорострельность достигает 10-12 выстрелов в минуту. Отсек пушки и автомата заряжания отделен броневой переборкой от рабочих мест командира и наводчика, что избавляет их от необходимости дышать пороховыми газами и повышает выживаемость в случае поражения танка.

Великолепен тепловизор - он позволяет обнаруживать и распознавать цели на дистанциях до 5000 м. И главное, все бортовые приборы и агрегаты (в том числе двигатель и трансмиссия) интегрированы в единую танковую информационно-управляющую систему (ТИУС) и связаны единой шиной цифровых данных. ТИУС выдает на дисплеи экипажа сведения о нахождении танка (их выдает инерциальная навигационная система с коррекцией от GPS), о принятой от других танков тактической обстановке, режиме функционирования агрегатов, запасе топлива (форсированный дизель очень прожорлив) и боеприпасов. Она же управляет радиостанцией с псевдослучайным перескоком частот, что затрудняет глушение и перехват сигналов. Бортовая ЭВМ дублирует и вычислитель системы управления огнем - а она у Leclerc’а весьма совершенна, может в одну минуту с места обстрелять до шести целей, тогда как другие западные машины могут поразить лишь три, и обеспечивает ведение огня на скорости до 36 км/ч.

Весящая девятнадцать тонн башня французского танка перебрасывается (делает полный оборот) за пять секунд. Это обеспечивается тридцатикиловаттным электродвигателем, к которому подключены ёмкостные накопители. Напряжение питания приводов - 270 вольт. (То есть у танкиста под афедроном2 - эвентуальный3 электрический стул...) Уделено внимание и эргономике - за счёт рациональной компоновки оборудования наводчик и командир могут иметь рост до 182 см (правда, механик-водитель - только до 176 см).

Совершенная и высокотехнологическая машина! Но за всё надо платить. Прежде всего - деньгами. Leclerc гораздо дороже конкурентов. Разумеется, указать точные цены мешают разные сроки разработки, разница в комплектации, скачки валютных курсов и пр., но примерно Leclerc стоит $10 млн. против $5 млн. за Abrams и $2,5 млн. за Leopard-2. Недёшево... Тем не менее шейхи из ОАЭ закупили 388 таких танков, что вместе с 46 бронированными ремонтно-эвакуационными машинами (БРЭМ) и двумя учебными танками превосходит 406 танков и 20 БРЭМ, которыми располагает сама Франция. Галлов можно поздравить - они смогли побудить эмиров, обожающих всё самое лучшее, разделить с ними гигантские затраты на создание новой боевой машины. А вот более дешёвые "леопарды" арабам не поставляли, радея о безопасности Израиля. (В триумфальном для его армии 1967 году танковые части ЦАХАЛ были биты лишь сирийцами, дравшимися на древних гитлеровских Pz.IV... Недавняя поставка Катару тридцати шести "леопардов" погоды не делает.)

Отладка софта Leclerc’ов вылилась в устранение гигантского количества багов. Танк глох, и запустить его можно было лишь после перепрошивки, чего сам экипаж сделать не мог. В результате производящаяся с 1992 года машина прошла парадным маршем по Елисейским полям лишь пять лет спустя. (Заглохни она публично - арабам её не впарить...) Для 10-й дивизии в Мурмелоне (где стоит Храм-памятник воинам Русского экспедиционного корпуса, павшим в Первую мировую, архитектор А. А. Бенуа), получившей новые танки, был выстроен ангар с кондиционированным воздухом за 120 мегабаксов. Как, наверное, славно летним днем обслуживать технику, в компании багета, камамбера и бутылки местного винца, которое там шампанское по определению. Что ж, наши достоинства, учил Ларошфуко, есть лишь продолжение наших недостатков...


Из еженедельника "Компьютерра" № 23 787

1. Упрощенно говоря, пест - это сжатая продуктами детонации металлическая облицовка кумулятивного заряда, своего рода "наконечник копья". - Здесь и далее прим. ред. [назад]

2. Отец Михаил любит ввернуть словечко позаковыристее. Что ж, обратимся к источнику, подобающему сану автора. Вот что говорит нам Словарь иконописца: афедрон (греч.) - задний проход. Встречается в церковнославянском переводе Евангелия: "всяко, еже входит во уста, во чрево вмещается и афедроном исходит" (Мф. 15, 17). В русском синодальном переводе "уста" и "чрево" оставлены, а третье существительное почтено за лучшее опустить совсем: "все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон". [назад]

3. Возможный при некоторых обстоятельствах. [назад]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.