Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Внедрение свободного ПО на предприятиях

АрхивReaditorial
автор : Ben Aceler   20.06.2009

Основной темой этой статьи является перевод предприятия на СПО и решение трудностей связанных с этим процессом.

Зачем внедрять свободное ПО на предприятиях? Конечно, на этот вопрос есть множество ответов и некоторые из них упомянуты в этой статье. Но основной её темой является перевод предприятия на СПО и решение проблем, связанных с этим процессом. Орфография и пунктуация автора сохранены. - прим. ред.

Вопросы внедрения, как правило, не раскрываются компаниями-интеграторами, поскольку решение проблем, связанных с внедрением того или иного продукта часто составляет ноу-хау и основной источник заработка компании. Поэтому эта область окружена множеством мифов и легенд, даже не смотря на то, что многие сисадмины на своей рабочей должности занимаются по сути тем же самым самостоятельно.

Как правило, основные мифы вызваны тем, что судить о проблемах, возникающих при внедрении того или иного ПО на предприятии серьёзного масштаба люди пытаются по собственным проблемам при использовании, даже не внедрении, того же ПО. Более того, часто опыт использования какого-либо ПО ограничен пиратскими версиями на персональном компьютере, в то время как на предприятиях последнее время предпочитают внедрять лицензионное ПО, да ещё на множество различных конфигураций. Лицензионное ПО, в свою очередь, имеет определённые ограничения и дисфункциональность по сравнению с пиратским, где любые ограничения устраняются на этапе взлома защиты.

Иная ситуация в области внедрения свободного ПО — тут действительно ПО практически одно и то же, поскольку пиратского СПО не существует по определению. Тем не менее, при виртуальном сравнении сложности внедрения СПО со сложностью внедрения несвободного ПО на объективность суждений обычных пользователей влияют все те же факторы, что перечислены выше.

Ещё одна причина, по которой процесс внедрения столь неочевиден, связан с довольно размытой с точки зрения обывателя терминологией. Внедрение — это процесс, в который вовлечены многие специалисты, терминология каждого из которых может пересекаться с терминологией другого специалиста. Например, такой термин как "качество решения" с точки зрения программиста и с точки зрения специалиста по внедрению — это совершенно разные термины. А уж о чём думает клиент, или маркетолог, подразумевая "качество решения" — тема отдельной статьи.

Таким образом, во весь рост встаёт проблема донести до читателя информацию о внедрении СПО из первых рук, развеять большинство мифов и легенд в этой области и показать, какие реально проблемы встают перед внедренцами, интеграторами, разработчиками решений и программ. Статья не будет претендовать на объективность и всеобъемлющий литературный обзор, поскольку у автора стать опыт есть только по одному региону и одной фирме, тем не менее, этого достаточно чтобы посмотреть на типичные случаи внедрений.

Куда податься бедному линуксоиду?

Главная проблема, связанная, правда, с внедрением конкретно Linux, а не всего СПО, является проблема производителей оборудования. Принтеры и МФУ Canon, сканеры epson, видеокарты S3, модемы, сканеры штрих-кодов или фискальные регистраторы — всё это оборудование может не поддерживать Linux.

Самое плохое в том, что эта проблема не имеет решения в рамках интегратора, внедренца или даже разработчика дистрибутива — решить эту задачу может только производитель оборудования. А в некоторых случаях даже на него надежды нет, если оборудование, к примеру, снято с производства.

Другая проблема, связанная с тем же — с малой долей Linux в сознании большинства людей — это отсутствие поддержки индустриальных стандартов, или стандартов де-факто. Вообще, такие стандарты согласно определению стандартами не являются, но чтобы как-то вывернуться, их называют стандартами де факто, т. е. некоторыми общепринятыми спецификациями.

Общепринятыми — вовсе не значит, что их поддерживает большинство ПО, общепринятые означает, что их поддерживает большинство людей! Разница между открытым стандартом, таким, как, например, jpeg и стандартом де-факто, таким, как, например, cdr, заключается в том, что jpeg вы можете открыть любой программой-графическим редактором. Cdr же вы можете надёжно открыть только той же программой, которая его и сделала, а именно Corel® DRAW и никакой другой. Понятно, что компания Corel вообще не горит желанием делать так, чтобы этот формат открывался чем-то там ещё — ей свои программы продавать надо.

И это проблема, потому что подобные распространённые форматы не отслеживаются пользователями — они без малейшего сомнения могут прислать вам по почте exe файл или cdr, или psd или dwg или ещё какой-нибудь файл, который надёжно можно открыть только в той программе, что его сделала. Если вы пользуетесь стандартным набором пиратского ПО, как это делает большинство людей, у вас не будет проблем открыть эти файлы — вы просто ставите ту же самую программу, взятую с тех же торрентов, что и отправитель. Если вы пользуетесь чем-то ещё, кстати, не обязательно СПО, у вас обязательно будут проблемы.

Внедрение — типичные задачи

Внедрение — это не проект века на ближайшие пять лет. Внедрение IT-системы как таковой ещё никого не сделало богатым и эффективным. Всегда, даже в элементарных задачах, когда нужно просто установить ещё одну маленькую программу, внедренец должен провести обучение, оформить документацию, представить отчёт об эффективности и контроль безопасности. Более того, основная задача при планировании внедрения — это исследования имеющейся IT инфраструктуры, имеющихся на предприятии задач и имеющихся способов их решения, и только потом можно предложить что-то другое.

Стоит отметить, что в сложившейся ситуации, как правило, не ПО подстраивается под бизнес-процесс, а бизнес-процесс построен так, чтобы его можно было решить имеющимся ПО. Зачастую вы можете воспользоваться тем, что вместе с внедрением нового ПО вы можете перестроить часть бизнес-процессов, сделав новое решение ещё более эффективным, чем старое. Это идеальный случай внедрения СПО, однако такое внедрение требует немалого опыта обслуживания бизнес-процессов и знания возможностей ПО, на котором вы строите свои решения.

Так или иначе, но внедренец, приходящий на предприятие, уже имеет перед глазами полный набор бизнес-процессов, который уже работает и решает все задачи предприятия. Без этого предприятие работать не может, и менять всё сразу затратно и сулит заметные потери от простоев. Какую-то часть существующей инфраструктуры придётся оставить, возможно, изменив её в будущем.

Как правило, в нашей стране под словом "существующая инфраструктура" понимается набор программ, состоящих из пиратской ОС (не Linux, понятное дело), фотошопа, 1С (иногда даже лицензионной), Консультанта, Офиса и так далее. Всё это, естественно, тянет не на один год согласно УК РФ, и это как правило, сильно нервирует директора предприятия, особенно если ему на мозги капает сисадмин, который тоже не хочет заводить близкое знакомство с УК.

Поэтому основных путей решения задачи "сделать то же самое, но легально" — два. Первый — это пойти и купить всё то, что уже используется. Учитывая, что используется на широкую ногу, это крайне дорогой путь. Второй — это внедрить что-нибудь более дешёвое, будь то более дешёвое ПО или вообще свободное ПО.

Как можно заметить, вопрос о внедрении СПО в данном случае продиктован желанием сэкономить. Как правило, сисадмины, принимающее решение идти экономным путём, рассматривают СПО исключительно как бесплатную пародию на коммерческое пиратское ПО, применявшееся до этого. Соответственно, они ожидают тех же способов решений своих задач, той же или чуть меньшей функциональности, или чуть ли не клонов. Кроме этого, с такой установкой сисадмины редко желают повышать свою квалификацию и учиться работать с новым для себя ПО, предпочитая напрягать внедренцев по поводу и без повода.

Однако такая проблема случается не всегда, а только примерно в половине случаев. Разновидностью этой проблемы можно считать пользователей, имеющих те же установки и отношение. Вы можете разбиться в лепёшку на курсах повышения квалификации, но если пользователь не желает работать на другом ПО по каким-то внутренним причинам, вам придётся или увольнять пользователя, или отказываться от внедрения, или вы оба будете мучиться до конца его или ваших дней.

Пользователи

Пользователи на самом деле — неиссякаемый источник проблем внедренца и сисадмина. Пользователи, кроме того, что могут резко заупрямиться, как в предыдущем случае, они ещё могут иметь очень интересные запросы. Да, использование Linux снимает серъёзную проблему сисадминов — вирусы, но взамен предлагает несколько более интересных.

Думаете, основная проблема внедрения Linux — отсутствие специализированного профессионального ПО, такого как CAD/CAE, графических редакторов, препресса? Это, конечно, проблема, но она решается заметно раньше процесса внедрения — ещё на этапе проектирования внедренец узнаёт, какое именно специализированное ПО используется в организации и чем его можно заменить. А вот то, в какие именно игры играют сотрудники в нерабочее время, остаётся за кадром! Вы будете смеяться, но отсутствие Counter-Strike на рабочем месте может существенно снизить производительность труда и лояльность сотрудников.

То же может относиться и к разного рода программам для игры на бирже, для просмотра телевизора, любимый пазл шефа, астрологический календарь для секретаря. Это может звучать смешно, но это часть их повседневной жизни, и это практически невозможно узнать заранее. К счастью, набор пасьянсов в KDE заткнёт за пояс и "косынку", и "ячейку".

Кроме того, что у пользователей могут быть свои разные задачи и требуемое ПО для их решения, у пользователей может быть различный уровень грамотности. Тут важно то, что простыми для внедренца являются крайние случаи. Человек, которому всё равно чего не знать, очень легко переучивается с одной программы на другую, особенно если внедрение развивается постепенно и от него не требуется изменить все свои привычки сразу. Для опытных пользователей, знакомых с не одним десятком программ, не составит труда изучить ещё одну-две. Или три. А вот пользователи, которые уже умеют одну программу, но не в состоянии изучить что-то новое — это может стать настоящей проблемой, даже если они искренне желают изучить что-то новое и помочь внедрению.

Всё же, если они готовы сотрудничать, можно вложиться, обучать сотрудника, вырабатывать новые привычки. Пара-тройка месяцев — и у вас будет новая обезьянка, которую теперь, наоборот, не стащишь обратно. Если же обучаться сотрудник не намерен переучиваться, то внедренцы получают вариант со злобным пользователем, описанный в предыдущем случае. Есть, правда, не очень гуманный приём — сотрудника надо оставить с тем ПО, которое есть и депремировать всякий раз, когда он не хочет работать. Есть захочет — научится работать хоть в vi, хоть ядро собирать и патчить. Но это, разумеется, не самый правильный способ внедрять СПО.

И напоследок

Другие проблемы могут быть результатом наложения уже описанных — например, пользователь, считающий СПО низшей кастой, получает файл по почте закрытого формата, который, соответственно, криво открывается. Типичнейшая картина, однако решение такой проблемы лежит в психологической, а не технологической плоскости.

Кроме этого, нередки случаи, когда какое-то ПО, оборудование или формат, или целые рабочие места спускают сверху — с головной организации, с налоговой (многие знают, что такое программы для предоставления отчётности в ПФР, например, или "налогоплательщик"), других государственных учреждений (та же ЕГАИС), которые, по идее, такие условия ставить не должны.

Общие рецепты по решению проблем практически одинаковы. Во-первых, планируйте переход или внедрение заранее. От этого внедренцам никуда не деться и какое-то специализированное ПО нужно выявлять заранее. Идеальный вариант, конечно, если вы же сами и пишете это специализированное ПО, тогда вы и заказываете ОС и окружение. К тому же можно сэкономить на разработке за счёт свойств свободного ПО, но это уже другая история. Во-вторых, оставьте в компании один простой и дешёвый ноутбук с предустановленной Microsoft® Windows™. Это позволит запускать exe файлы, присланные контрагентами, налоговой и другими организациями и лицами, висту ради этого можно и потерпеть.

В-третьих, проверяйте оборудование на совместимость. Так или иначе, вам придётся ограничить круг приобретаемого оборудования. Нельзя сказать, что сильно ударит по бюджету, кстати, среди оборудования, поддерживающего Linux, вполне достаточно и бюджетных, и топовых решений.

В-четвёртых, будьте готовы проводить обучение и вообще, работать с сотрудниками. Ну и наконец, не забывайте про сообщество, постите баги, собирайте отзывы, добавляйте функциональность. Это уже к вам относится.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.