Microsoft Kodu: создай игру сам
АрхивСтатьиКто из нас в детстве не мечтал написать собственную книгу или компьютерную игру? Конечно, мечты такого рода чаще и остаются мечтами, но, похоже, с помощью Kodu простые игры сможет создавать каждый.
Кто из нас в детстве не мечтал написать собственную книгу? Наверняка, многие из вас просили маму или папу купить вам очень толстую тетрадку, которая, несомненно, вскоре бы превратилась в оригинал великого романа в трёх частях (ну или хотя бы повести страниц на сто). Те, кто помоложе, вполне возможно, обходились без тетрадки и создавали на жёстком диске своего компьютера папку с названием вроде "Дороги большого мира". Результат всех этих начинаний известен заранее - если вы не Кристофер Паолини (писатель, который в подростковом возрасте начал писать фэнтэзийные романы), скорее всего, ваша работа остановилась на 5-6 странице и была заброшена.
Идея создать собственную игру тоже витает в воздухе - я сам часто видел, как несколько моих знакомых сбивались в кучку, называли себя гордо "студией", рисовали несколько набросков, брались за движок... И через месяц обо всём этом даже и не вспоминали. Ничего не попишешь - нет ничего такого в жизни, что делалось бы просто и практически само собой. Впрочем, у желающих создать собственную компьютерную игру, похоже, скоро появится шанс сделать это просто, легко и интересно, не сталкиваясь с рутиной.
Случитcя это уже в конце июня, когда Microsoft выпустит Kodu - среду для создания собственных творений в области индустрии цифровых развлечений, в которой сможет разобраться даже ребёнок. Давайте посмотрим, что же она собой представляет.
Прежде всего, проект этот предназначен для того, чтобы дать детям понять, что ПО можно не только потреблять, но и создавать. Несмотря на то, что Kodu будет выпускаться для XBox 360, производитель называет его "языком программирования", и это недалеко от истины.
Automator
Понять, каким образом детище Microsoft общается с пользователем, можно на примере утилиты Automator Mac OS X. Вряд ли они позволит написать целую игру, однако людям, которые в жизни не написали ни строчки программного кода, с её помощью вполне по силам составлять для операционной системы инструкции вроде "подключиться к серверу - > выделить все файлы с одним расширением - > переместить их в другую папку -> все фотографии подогнать по определённому разрешению". Выполнено это всё в виде последовательного графически представленного списка действий с выпадающими меню, в которых можно задать определённые значения функций действия.
Так же устроен и интерфейс Kodu, в частности, когда дело касается алгоритма взаимодействия двух или более объёктов. Даже проще - ведь детям не захочется читать скучные надписи, поэтому все доступные действия для создания скрипта будут описываться пиктограммами.
Увидел красный дирижабль? Беги!
Например, посмотрите сюда. Даже человек, который совершенно ничего не смыслит в программировании, поймёт, что означает этот набор действий. Читается он просто: "если увидишь красный дирижабль - уходи" и таких действий для каждого объекта может быть бесчисленное множество.
Подводный и надводный мир
Разумеется, персонажи не могут взаимодействовать, вися в пустом пространстве, поэтому в Kodu есть отдельный инструмент, который позволит игроку создавать какие угодно элементы рельефа. Состоять они будут из достаточно больших прямоугольников, но это не беда - смотрятся они достаточно стильно (кстати, интересный факт, на начальных стадиях разработки, когда среда ещё называлась Boku, а не Kodu, местность не была угловатой).
По словам Мэтью Макларена, который возглавляет разработку проекта, вдохновил его на создание такого проекта старичок Commodore 64, на котором он программировал на Basic. Он говорит, что возможность создать что-то своё, при этом общаясь с компьютером на простом и доступном языке вызывала у него восхищение. Именно так и родился Kodu - для того, чтобы передать дух открытий и творчества младшему поколению.
Что же касается самих детей, то девочка, демонстрировавшая Kodu в марте на CES, весьма высоко оценила возможность всё делать самостоятельно. Особенно я понравилось делать всякие дурацкие вещи, невозможные в обычных компьютерных играх.
Ждёт ли Kodu успех - пока сказать сложно. Попытки создать подобную "песочницу" не новы. В середине 90-х, помнится, одна студия выпускала подобный программный инструмент для создания RPG-игр и что-то сейчас о ней ничего не слышно. Но, возможно, дело было в недостаточной дружественности интерфейса?..