Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Второй заход агента Ван ден Бельт

АрхивИнтерактив
автор : Антон Нехаенко   09.06.2009

Корреспондент "КТ-Онлайн" взял интервью у директора компании SUP Аннелис ван ден Бельт, ответственной за такие заметные в Рунете проекты, как LiveJournal и Gazeta.ru.

Многие наши читатели, возможно, и не подозревают о существовании обаятельной голландки Аннелис ван ден Бельт, однако на практике сталкиваются с плодами её труда ежедневно - ведь с 1 июня 2008 года она возглавляет российскую медийную компанию "SUP", ответственную за такие известные сайты, как LiveJournal и Gazeta.ru. И это уже не первый её опыт работы в России - в бурных девяностых она выдержала в нашей суровой стране (которой, как известно, все остальные страны лишь завидуют) целых три года! После чего отправилась восстанавливать душевное здоровье в Англию, где успела поработать и в ITV, и на "дедушку всех новостей" Руперта Мердока на посту директора по цифровым технологиям группы сайтов The Times... После недавней совместной пресс-конференции Microsoft и SUP, на которой был анонсирован новый IM-клиент LiveJournal на базе платформы LiveID, нам удалось сесть и обстоятельно поговорить с госпожой ван ден Бельт.

Антон Нехаенко: Позвольте начать с поздравления! Первого июня Вы отметили ровно год с момента назначения Вас генеральным директором "СУП". Вы уже работали в России, причем довольно долго, как Вам понравилось возвращение?

Аннелис ван ден Бельт: Нууу, всё так поменялось! А вообще, есть ощущение как будто домой вернулась. После того, как я, проработав в России 6 лет, уехала в 1999-м, мои друзья и домочадцы отреагировали очень по-разному. Половина думала, что я буду рада вырваться и сбежать, а другая половина недоумевала: "Зачем ты уезжаешь из Страны возможностей?" У меня было на то много причин, но одну из них подчеркну особо - я почувствовала, что медиапространство начало очень стремительно меняться, и решила побыстрее обрасти новыми знаниями и умениями на самых передовых рынках. Так я и попала на работу в Великобританию.

То есть Вы использовали это время в Британии...

...чтобы стать экспертом в конвергентных СМИ, чтобы понять, как взять традиционный медийный бизнес и подтянуть его на новый уровень, соответствующий духу времени. И в то же время, когда я пошла работать в ITV [крупнейшая частная британская телекомпания - прим. авт.] в 2007 году, я практически публично объявила наступление эры видео. И если Вы посмотрите, что происходило на медийном рынке Великобритании в 2007 году, вот эти высокие показатели проникновения, все эти запуски новых проектов... Британия стала местом, где 10 процентов телепрограмм смотрят в Сети. Можно вспомнить такое ПО, как iPlayer от BBC, ITVplayer. В других странах их не встретишь, но в Британии они очень популярны. У меня получился такой мультиплатформенный, конвергентный опыт. Это был отличный тренировочный лагерь для меня, в котором я неплохо подготовилась к возвращению в Россию. И всё это - чтобы попасть сюда к тому моменту, когда Рунет стал важной частью общей медиакартины в этой стране.

Если перейти к взаимодействию оффлайновых и онлайновых СМИ, в чём для Вас наиболее разительное отличие? Вы работали на обе стороны...

Для меня куда легче говорить о сходных чертах. И я бы, вообще говоря, не хотела сравнивать, противопоставлять их друг другу, потому что в конце концов медиакомпании могут быть успешными, только если они создают востребованный продукт, а средства доставки при этом не так принципиальны. Я не думаю, что какая-либо более-менее серьёзная компания в этом секторе может позиционировать себя исключительно как игрока печатного рынка, или как сугубо онлайновое издание. SUP - это очевидно медийная компания.

Ну, от SUP что-то не исходит никакой бумажной активности...

Пока нет, но загадывать на 100% никак нельзя. Возможно, мы бы взялись за какой-то особый формат бумажного издания. Кстати, у нас скоро будет бумажная публикация - как одно из торжественных мероприятий в честь 10-летия ЖЖ, и я думаю, что продукт будет очень востребованный и уместный. Для любой медиакомпании это вообще ключевые слова. Надо точно знать, чем и когда "накормить" потребителя. А следующее ключевое слово - "открытость". Как выставить свой контент таким образом, чтобы он не простаивал лишь в рамках твоего собственного сайта, а продвигался юзерами дальше, причем в любом виде, который им по душе? Сколь бы странным это некоторым ни показалось, успех новых СМИ будет основан именно на открытости. Неважно, запостил человек информацию только ЖЖ, или двинул её дальше. Покуда люди будут знать, что информация изначально была опубликована в Livejournal, нам это по нраву.

Немножко о кризисе, совсем капельку... Под влиянием этого явления произошло некоторое смещение рекламных денег из оффлайновых медиа в онлайновые. Считаете ли Вы, что с окончанием кризиса произойдет обратное движение, и всё вернется на круги своя?

Ну для начала, я бы не хотела вдаваться в спекуляции о сроках окончания кризиса, поскольку достоверно это никому не известно. Я думаю, что главный эффект кризиса - отрезвляющий. Он прочистил мозги многим маркетологам и вернул им понимание важности истовых поисков самого подходящего пути донесения информации до потребителей. Самого выгодного места приложения "деньгоусилий". И в большинстве случаев это не какое-то одно определенное место. Нельзя сказать, что какой-то один способ, даже если речь идет об онлайне, сегодня более эффективен, чем другие. Планировать стало куда сложнее, потому что платформ куда больше. Я бы не стала списывать газеты со счетов - они для многих пока что являются наиболее доверенным источником информации. Да и нельзя забывать о возможных перспективах эволюции самих газет в продвинутые средства отображения разнообразного контента, основанные на электронной бумаге. Подводя итог: универсальные рецепты не действуют, и слепо вбухать весь бюджет в онлайн ничем не лучше.

А вот Вам непростой гипотетический вопрос: Вы бы взялись за задачу сделать Twitter прибыльным, если бы Вам предложили?

Ну да, сейчас у них одни убытки, а у меня в голове круглосуточно заботы о прибыльности SUP. Я не возьмусь, пожалуй, комментировать. И кстати, я бы не стала называть Twitter угрозой крупным блогам, это совершенно другая концепция. Что же касается возможности постить отовсюду, под настроение, в режиме "накатило", то для этого мы и создали приложение для смартфонов, которым, я, кстати, и сама частенько пользуюсь.

Пора бы и о самом ЖЖ поговорить. Хочу затронуть тему спонсируемых аккаунтов: как бы Вы оценили промежуточные результаты по этой инициативе? Спонсирование аккаунтов - это альтернатива только для крупных рекламодателей?

Что касается первой фазы "операции "Спонсируемые аккаунты", то не только мы в полном восторге от её результатов, но и, что намного важнее, сами рекламодатели в экстазе. Но важно помнить, что наши пользователи, которые подписались на эту опцию, уже знали об этих компаниях. Без достаточного уровня пользовательской осведомленности механизм просто не сработает. Кстати, нам ещё очень нравится тот факт, что данная инициатива демонстрирует заинтересованность рынка в каких-то новых продуктах. И, что также важно, сама аудитория, пользователи ЖЖ в целом положительно к этому относится. Они - тертая публика, им нельзя подсовывать всякий мусор, поэтому надо достаточно аккуратно отбирать кандидатов на спонсирование.

А что, многим рекламодателям приходилось отказывать? Скажем, по причине "недостаточной совместимости" рекламируемой продукции с аудиторией ЖЖ.

Да нам постоянно приходится давать от ворот поворот! У нас достаточно строгая политика в этом плане. Мы не пропустим всякий спам, рекламу нелегальных загрузок [Ну, некоторым "зайцам" она и не нужна - прим. авт.], всякое такое...

Я вообще-то не имел в виду совсем уж очевидные случаи вроде "увеличителей" и "удлинителей"...

А, кстати, хороший пример! По статистике, в мире полно достаточно глупых людей, которые тратят на подобную ерунду уйму денег. Нам вот недавно прислали список из десяти сайтов, которые хотели отрекламировать, там таааакая гадость была... Всё вычеркнули! И что, всё равно продолжают присылать, неугомонные. Непонятно, на что они надеются, может, думают, что кто-то из проверяющих проморгает... Причем, это, скорее, не чисто юридические мотивы, это элементарные правила поведения в Интернете. Хотя вот, к примеру, с азартными играми момент тонкий, ведь они во многих местах абсолютно легальны. Слава богу, у нас достаточно продвинутая система определения местонахождения пользователя, что позволяет таргетировать рекламу, в том числе с учётом местных законов.

А Вы с помощью этой системы собираетесь ограничить использование вашей совместной с Microsoft разработки только Россией?

Нет, продукт вполне себе глобальный. Дело лишь в том, что в Штатах и Европе продвигать Live Messenger не надо - он там и без того известен и популярен, поэтому активно продвигать наше совместное детище мы будем только в России.

Ваш клиент ЖЖ для мобильных платформ - это законченный продукт, или он ещё в самом начале развития? Как он влияет на финансовые показатели, является ли источником прибыли?

Да нет, он ещё в стадии развития - мало какой программный продукт вообще можно назвать законченным. Мы не используем его как источник прямой прибыли (путем размещения в нём рекламы - этого мы не делаем), скорее, это просто шаг навстречу пользователям. Он позволяет не только приводить в благостное настроение уже существующих пользователей [и отчасти отваживать их от Twitter’а - прим. авт.], но и привлекать новых, для которых наличие удобного мобильного доступа к написанию постов является практически обязательным условием при выборе блоггинговой платформы. Это, в общем, маркетинговый инструмент для расширения пользовательской базы. Будем ли мы в будущем его использовать как рекламную платформу? Посмотрим, зависит не в последнюю очередь от мнения рекламодателей. Хотя таргетированная реклама, основанная на местоположении абонента, является очевидно привлекательной идеей.

И вот Вам последний, не вполне серьезный вопрос - известно, что Вы русским немного владеете. ЖЖ привнес в Ваш русский какие-то искажения? Все-таки это известный источник разнообразных языковых "девиаций"...

У меня очень строгая учительница русского языка, она мне в жизни ничего подобного не позволит. Я учу "правильный" язык, что всегда является хорошим началом, фундаментом.

Спасибо за интервью.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.