Архивы: по дате | по разделам | по авторам

OLEDенеть! или OLEDография

АрхивОгород Козловского
автор : Козловский Евгений   02.06.2009

OLED-дисплеи приворожили Евгения Козловского давным-давно, с первых упоминаний о них в специальной прессе. Потом они появились и в быту. Впечатление было очень хорошее, но цена...

OLED-дисплеи приворожили меня давным-давно, с первых упоминаний о них в специальной прессе - то есть лет уже как десять. Увы, первые реальные их образцы, увиденные на разных там CEBiT’ах, впечатлили меньше: крохотные, с весьма ограниченным числом цветов. Потом они появились и в быту, - поначалу в виде узеньких полосок внешних, добавочных дисплеев мобильников. Те и вовсе были монохромные (у моей жены до сих пор сохранилась одна Motorola с синей OLED-полоской на внешней стороне крышки).

В прошлом году, сперва на Фотофоруме, а после - в токийских магазинах, - я, наконец, увидел настоящий, мечтаемый OLED-экран: в одиннадцатидюймовом телевизоре от Sony стоимостью около двух с половиной тысяч баксов. Увы, по-настоящему исследовать и насладиться картинкой мне тогда не удалось: выставочный (или магазинный) гам, разные дисплеи вокруг...

Впечатление, конечно, было очень хорошее, но имело место и некоторое внутреннее противодействие, вызванное ценой. Ну, в смысле: неужели этот экран в двадцать раз лучше аналогичного LCD. Сейчас-то я думаю, что лучше и в двадцать, и в тридцать, - он совсем другой, он... ну, хочется сказать - безупречный, - хотя, наверное, когда OLED-дисплеи широко пойдут в народ, обнаружатся и некоторые, хоть, надо полагать, микроскопические, упреки. А в народ они пойти должны: LG направо-налево обещает вот уже если не завтра, так послезавтра наладить производство и ноутбучных дисплеев, и телевизоров нормальных (на сегодня, конечно, не рекордных,- но все-таки нормальных, 26–32дюймовых), предупреждая, что они окажутся заметно дороже: вдвое! Тоже мне - заметно! Вдвое же, а не в двадцать раз. И потом - лиха беда начало. Да и Sony анонсировала большой OLED-телевизор. Похоже, что, когда остатки технологических сложностей будут преодолены (А куда они денутся? Были б непреодолимы - OLED давно ушел бы со сцены, а вот - держится, развивается!), OLED-дисплеи должны будут оказаться даже и подешевле LCD, чем последних и прибьют окончательно. К великой моей радости (злорадству?): очень уж меня раздражает элсидишный черный, который на практике всегда - сизый. Ну, то есть огромное спасибо LCD, что они были, что преобразили наше представление о ноутбуках и мониторах, - но, практически достигнув технологической вершины, так сизины и не преодолели. Как, впрочем, и некоторой медлительности. И недостаточной - у TN+ - цветовой глубины и широты обзора.

С тоской поглядывая на свой морально устаревший ЭЛТ-динозавр Grundig, я, предчувствуя его непредотвратимую кончину, мучительно мечтал о том, что к её моменту OLED-дисплеи сойдут-таки с выставочных стендов на магазинные прилавки, причём не только в магазины для миллионеров. Увы, Grundig помер раньше и был заменен плазмой нового поколения, которая, к моему изумлению, дала картинку едва ли не лучшую, чем ЭЛТ. О чем я написал много "Огородов" и не только. Сейчас, получив в руки и как следует распробовав OLED-устройство (описанию чего, собственно, этот "Огород" и посвящен), я - по картинке - разительных его преимуществ перед новой плазмой не обнаружил: близко и по ясности цветов, и по контрастности, и по яркости, и по отсутствию света подсветки, - хотя, конечно, по характеристикам (да и на глаз) OLED несколько лучше. Хотя его параметры никак не покрывают ни разницы в цене, ни разницы в размере. Чисто теоретически у плазмы есть недостаток высокочастотного управления яркостью, что можно заметить на некоторых - преимущественно чёрно-белых - картинках (желто-голубой присвет, - как радуга на одноматричных DLP-проекторах), сравнительно высокая энергопрожорливость и, наконец, толщина и вес (впрочем, на мой взгляд, всё это более чем терпимо). Ну, то есть, когда появится OLED-телевизор тех же 42-х дюймов диагонали по той же, что и плазма (ну ладно - полуторной), цене, - я, пожалуй, подумаю о замене. До тех пор - вряд ли.

Итак, реальный OLED-дисплей в принципе оправдал все мои, самые радужные, ожидания, хотя... ещё не дорос. Но уже даёт повод для мечтаний.

Устройство, которое интимно познакомило меня с плодами OLED-технологии и о котором я намерен писать, - это Kodak OLED Wireless Frame. Беспроводная фоторамка на OLED, впервые представленная на Photokina в минувшем сентябре. Беспристрастно сравнивать (по впечатлению, а не инструментально) качество картинки на 42-дюймовом экране моей плазмы и на 7,6-дюймовом экране фоторамки не вполне корректно, потому без сравнения - мои собственные (записанные на SD-карточку) фотки выглядели так, как я их никогда ещё не видывал.1 Ни на одном дисплее. Ни на выходе ни из одного принтера. Снимкам как бы прибавлялось профессионального качества и, скажу честно, некоей журнальной глянцевости. Олеографичности. OLED-ографичности. Никак не хуже (а порой и лучше) выглядели и снимки, имеющиеся в наличии - от Kodak, во внутренней, двухгиговой памяти, а также полученные с кодаковских сайтов через WiFi и дальше - по Интернету.

Потом я стал вертеть рамку вправо-влево, пытаясь обнаружить ухудшение картинки в зависимости от экстремальности угла зрения. Обнаружил. Где-то на 175 градусах. То есть даже позже, чем на бумаге. Даже лучше, ибо бумага обычно подбликовывает. Черный цвет совершенно адский: как ни устраивала меня по этому параметру плазма, OLED её все-таки превзошёл. Дело понятное: у плазмы хоть крохотное, хоть отфильтрованное, а свечение предподжига место быть имеет, а у OLED - достаточно просто-напросто не подать на соответствующую ячейку никакого напряжения!

Я даже не знаю, что ещё добавить к впечатлению от картинки. Ну, может, для особой художественности стоило бы её слегка... приглушить (инструмента для чего я на рамке не обнаружил). А может быть, и не стоило бы. Или - коль уж надо - приглушить загодя, на оригинале.

Конечно, экран в этой рамке - главное. Её изюминка. То, что заставило меня - едва я увидел её на прессконференции, о которой упоминал в "Огороде" "Мизера пачками ходят" (www.computerra.ru/own/424200), - выпросить на тест. Но, сказать по правде, и без экрана рамка заслуживает высшей оценки. Почти во всём. Например - в совершенном дизайне, опирающемся, конечно, на невероятную тонину дисплея: он под небольшим углом как бы приклеен к сравнительно массивной подставке. Абсолютно черный (в выключенном состоянии, ну, может, чуть с фиолетоватым отливом) дисплей обрамляет черно-глянцевая рама - и всё, ничего лишнего, никаких органов управления. Они проявляются (просвечивают сквозь черный пластик рамы) в момент, когда вы её касаетесь, или при включении. В виде двенадцати ярких (я подозреваю даже, что - для концептуальной целостности - OLED) точек: три на правой стороне, девять - на нижней. На экране против актуальных в данной ситуации точек - указания по применению (запуск слайдшоу, например, или шестеренка настроек), кроме того, по точкам можно водить пальцем, прокручивая изображение: примерно как на последних коммуникаторах от HTC. В первый момент чуть сбивает разнесение управляющих областей и собственно экрана, всё хочется обратиться к нему как к тачскрину, - но на третьей минуте это ощущение исчезает.

Слева на подставке - включалка и кнопки громкости (рамка играет музыку и звуковое кино, - правда, показывает только очень отдельные фильмовые форматы и порой - с задержками и пропадающим звуком, - да не затем фоторамка и нужна); справа - гнездо под SD-карточку. Сзади - разъёмы: питательный, USB, mini USB и входное и, главное, выходное аудиогнезда: встроенный динамик у рамки хоть и есть, но весьма скромный, соответствующий размеру и задачам устройства.

Что касается WiFi - он спрятан внутрь и никакими антеннками себя не выдает. Однако работает мощно и надежно. В минуту отыскал мою точку доступа, спросил пароль (который я и ввел со вполне внятной виртуальной клавиатуры), при следующем же включении сам вышел в Интернет и предложил обновить прошивку. Я позволил, прошивка обновилась. Программа Kodak EasyShare digital display, идущая на диске в комплекте с рамкой (и, кажется, и с другими, попроще, фоторамками от Kodak тоже), установила специальные расшаренные папки, и рамка - по моей просьбе - стала показывать снимки и оттуда, с десктопа, а я, в свою очередь, со стороны компьютера легко оперировал с содержанием рамки. Потом - снова по моей просьбе - рамка полезла в Интернет, на кодаковские специальные серверы,- и стала показывать фотки оттуда. Глубже разбираться с онлайн-талантами рамки я не стал - возможно, они ещё шире, - ибо и эти показались мне более чем достаточными, а тратить слишком много сил и времени на вещь, которая тебе нравится, но которую поневоле придется отдать, - как-то, знаете... очень уж внутренне... обидно. До слёз.

Конечно, учитывая тысячедолларовую (рекомендованная заявленная цена - $999) цену, отнестись к этой фоторамке иначе, как к имиджевому продукту, просто невозможно. Ее имиджевость подтверждает и великолепно спроектированная коробка: черная, с бархатом и красными ленточками, и вложенная в неё специальная протиральная "замша". Но кому, как не Kodak, и заявляться на этом поле: ведь именно он был едва ли не первым разработчиком OLED-технологий: ещё в 1987 году Чин Танг и Стив ван Слайк, работающие в Kodak, продемонстрировали OLED-концепт, после чего компания открыла специальное OLED-подразделение.

Фоторамка, вообще говоря, не самая необходимая для жизни вещь. Она украшает дом или кабинет, но можно обойтись и без неё. Настоящее проникновение в народ разных цифровых фоторамок началось, когда цены на них упали баксов до 100–150 (а на некоторые - так даже и ниже). Я слышал, будто Kodak, выпустив этот эффектный, выставочный, имиджевый шедевр, намерен выдать рынку несколько его упрощенных, но и более дешёвых вариаций. Тогда, думаю, они окажутся, - даже по нынешним кризисным временам - отличными знаковыми (а позже - и просто бытовыми) подарками.

И, возможно, нам не так долго ждать времени, когда держать дома цифровую рамку на LCD-дисплее станет как-то... неприлично.


Из еженедельника "Компьютерра" № 19( 783)

1. Приблизительно такое же - по яркости - впечатление от собственных снимков я получил, когда впервые вывел их на 42-дюймовый экран плазмы, - но там дело было в небывалом размере. [назад]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.