Голубятня: Контраверза №1
АрхивГолубятня-ОнлайнПериодически меня посещают совсем уж непонятные мысли. Эдакие разрушительницы устоев, суждений, уверенностей, которые только и позволяют обывателю жить в спокойствии и безмятежном самообмане.
Ещё одна рубрика поселяется в гостеприимной "Голубятне Онлайн". Всё это мне напоминает фильм "Чужие" - помните: пустили как порядочного в организм неведомую зверушку, она же снесла без спроса в организме яйцо, из которого вылупилось нечто, распухло, пустило корни ... ну и далее по Дарвину-Скотту (который Ридли).
Короче говоря, периодически меня посещают всякие совсем уж непонятные мысли. Эдакие разрушительницы устоев, привычных суждений, уверенностей, которые только и позволяют жить обывателю в спокойствии и безмятежном самообмане. В случае контраверз речь пойдет об идеях, которые в первую очередь разрушают мое собственное благополучие, на котором годами выстраивал всякие теории.
Первая контраверза посвящена иллюзии интеллектуального мира. Есть у столичных интеллигентов такая фенечка: типа, современный мир очень разумен, рационален, органичен и структурен, потому что в эпоху просвященного гуманизма общий уровень людей качественно вырос по сравнению не то что там с Диким Средневековьем, но даже и с революционным XVIII - прорывным XIX веками. Фенечка эта усилилась десятикратно в годы Советской власти, которая сначала вырезала всю творческую и пассионарную страту населения (в первую очередь - вырезала целенаправленно страту русского населения), а затем стала повсеместно внедрять и насаждать мерзкую ложь про "самый читающий народ" и тому подобные скабрёзности.
Признаюсь, я и сам искренне верил в сказку про интеллектуальность мира. Нет, не в совковую составляющую этой сказки (чай, прожил тут большую часть собственный жизни и видел собственными глазами жирные срезы этих "самых читающих" коммунальных роботов), а в составляющую её универсальную. Где-то в глубине души чуял, правда, подспудно подвох, но не обладал цифрами и доказательствами, способными уничтожить иллюзию массовой интеллектуальности. А тут вот совершенно неожиданно цифры эти и доказательства подвернулись под руку. Взглянул на них и... обмер! В самом прямом смысле слова. То есть, я догадывался, но не до такой степени.
Предлагаю эксперимент. Задаю вопрос, а ответ скрываю полным скроллингом веб-страницы, чтобы у читателя было время самостоятельно попытаться ответить на вопрос, и только затем прокрутить пост и сравнить свое мнение с тем, как обстоят дела на самом деле. Итак:
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКОЙ ПРОЦЕНТ НАСЕЛЕНИЯ ОБЛАДАЕТ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ?
Для полноты и глубины картины предлагаю также разбить этот вопрос на два:
КАКОЙ ПРОЦЕНТ В НАШЕЙ СТРАНЕ?
КАКОЙ ПРОЦЕНТ В ЕВРОПЕ?
Ясное дело, что точной цифры никто не ожидает, но приблизительно ответить, думаю, будет несложно, особенно в рамках универсальной иллюзии об интеллектуальности мира. Читатель наверняка уже почуял подвох, но не пугайтесь - отвечайте смелее. Все равно реальность сильно превзойдет всякие ожидания.
Ответили? Ну а теперь прокручивайте страницу...
В журнале "Социология образования" (2008, №6) опубликовано исследование "Показатели уровня образования населения в странах мира: анализ данных международной статистики" (Карпенко О.М,, Бершадская М.Д., Вознесенская Ю.А.), от которого волосы становятся дыбом. Целиком прочитать этот взрывоопасный и открывающий глаза опус можно по этому линку, я же приведу из лишь несколько характерных цифр:
Охват населения законченным высшим образованием
Страна | Доля лиц с высшим образованием |
Россия | 21% |
Германия | 15% |
Франция | 15% |
Италия | 12% |
Австрия | 9% |
Думаю, достаточно. Цифры по всем остальным странам мира найдете в статье, а пока что ужаснитесь вместе со мною прочитанному! В стране Моцарта высшее образование у 9 % населения! У величайших законодателей искусства, науки и цивилизации - Франции и Германии - по 15 %. В "самой читающей стране мира" институтско-университетским дипломом может похвастаться лишь один из пяти присутствующих. Что-то мне подсказывает, что цифру эту (данные за 2005 год) сегодня можно смело ещё делить надвое.
Такие вот пироги с универсальной интеллектуальностью мира. Химера и чушь собачья! Мир необразован и туп, так же как он был необразован и туп на протяжении всей своей истории. Вместо тиражирования сказок про прогресс и растущую образованность нужно взглянуть в глаза правде о прогрессирующей деградации и вырождении. Впрочем, ничего нового в таком взгляде на вещи нет - всё это уже писал великий Юлиус Эвола более полувека назад. И Генон писал, и Ортега-и-Гассет писал. Правда, в школе, со страниц журналов и газет нам вбивали в голову совершенно иную парадигму.