Связь-Экспокомм: Сон разума с небольшими просветами
АрхивКолумнистыНаш постоянный автор и комментатор, аналитик рынков связи и навигации Михаил Фадеев просуммировал свои впечатления от прошедшей в Москве выставки "Связь-Экспокомм" - в основном негативные.
Вынесенным в заголовок выражением я бы и охарактеризовал "Связь-Экспокомм 2009". Прежде всего, стоит сказать, что я - человек, не то, чтобы избалованный выставками, избалованный – слишком мягкое определение. Скорее я человек уже "измученный выставками", так как по роду своей работы повидал их столько, что никакого энтузиазма ни одна из них у меня уже не вызывает, в какой бы части света мероприятие ни проходило. (Михаил изрядно спешил, когда готовил эту интереснейшую колонку, поэтому в тексте присутствуют опечатки. Приносим свои извинения, как раз в данный момент мы опечатки устраняем - прим. редакции.)
И хотя выставочное движение в IT-телекоме за последние несколько лет находится явно не на подъёме (в мире осталось две-три хоть сколько-нибудь приличных выставки подходящей тематики: Mobile World Congress, CTIA да Computex), но все-таки некоторые ожидания от выставок у народа всё ещё остались. Соответственно, осталось понимание, что такое "хорошая выставка", зачем она вообще нужна и как она должна выглядеть.
В этом плане нынешний "Связь-Экспокомм" не принес в это понимание ничего нового. Напротив, выставка лично на меня произвела достаточно удручающее впечатление. Не могу сказать, что совсем всё было плохо – есть некоторые положительные моменты, о которых я скажу ниже, но общее впечатление - это конец. Причем конец до некоторой степени вызывающий удивление. Не тем, что всё умерло (то, что "Связь-Экспокомм" "сдувается", было ясно уже два года назад), но тем, что окончательной стадии смерти "Связь-Экспокомм" всё ещё не достиг, хотя по идее уже должен. И даже кризис не вывел пульс этого мероприятия на ожидаемый монотонный ровный писк.
Прежде всего, про организацию. Что ж, никакое природное явление, никакое экстраординарное событие, никакое несчастье, вроде "нечаянного" (конечно, никто и не подозревал, что он приедет!) приезда президента огромной державы не способно заставить русского человека работать. Работать – это против правил. Это – дурной тон. Это – вредно и глупо. Работать - это разлагает душу. И даже кризис тут ничего пока не меняет.
Уже на подходе к выставке были слышны объявления (причем - о, чудо - на двух языках!) о том, что покупать пригласительные билеты с рук нехорошо и опасно. Это всё, что организаторы смогли противопоставить толпам "шаромыжников" уже у метро осаждавших приближающихся к выставке посетителей предложением "купить билетик задёшево". Надо сказать, что хотя и предложений было много (несмотря ни на какие объявления), клиентов у продавцов я лично не видел. Да и вообще, поток публики на выставку от метро был достаточно хилый.
Рабоче-крестьянская организация выставки не слишком порадовала
По пути на выставку я попробовал представить, что испытывает иностранец, который посещает сие радостное мероприятие в первый раз. Думаю, что особенного комфорта он точно не испытывает. Вешать в метро указатели, помогающие людям найти вожделенный вход или ставить консультантов – это, как я сказал выше, явно моветон. Ничего, не инвалиды, не развалятся спросить. Если, конечно, повезёт и рядом окажется знающий человек. А не повезет – да и фиг бы с ними! Понаехали тут! Сидели бы у себя дома, а не шлялись бог знает где.
То, что в немногочисленных холлах выставки всё-таки удается потеряться благодаря полному отсутствию каких-либо указателей – это, в общем-то, полбеды. Как всегда, самое удручающее впечатление на любом мероприятии в "нашей Раше" производят отхожие места. Видимо, к приезду Дмитрия Анатольевича, в туалетах постелили зеленые ковровые дорожки. Но, вероятно, к приезду того же Медведева из соображений безопасности закрыли 4 или 5 кабинок из 8. Чтобы никто не спрятался. Как же тут без национальной русской забавы "А кто последний? Ой, господа побыстрее!"? Надо полагать, охрана Медведева извела всю туалетную бумагу во всех кабинках, она же использовала все жидкое мыло в умывальниках. По причине отсутствия запасов дамы, которые призваны блюсти частоту отхожих мест, не особенно сильно волновались таким положением дел, а мирно трещали на лавочки у входа в WC. Вообщем, всё как всегда: IT, не IT, Медведев, не Медведев, а русский туалет есть русский туалет. Но довольно о грустном, перейдем от национальных традиций организации выставок к собственно содержательной части.
По сравнению со "Связь-Экспокомм" двухлетней давности в списке участников произошли некоторые изменения. Нет, Nokia и Samsung, конечно, не возобновили своего участия. Но организаторы нашли простое, зато гениальное решение, как занять стремительно пустующие площади павильонов. Они просто собрали под одной крышей, точнее - в одно и то же время, несколько разных выставок. Проходящая в павильоне "Форум" (он был просто закрыт два года назад) выставка с чарующим названием "Сварка, резка, наплавка" совершенно не добавила интереса моей основной целевой выставке, равно как и проходящие в других павильонах в параллельно со "Связь-Экспокомм" увлекательные шоу ТРУБЫ РОССИЯ-2009, АЛЮМИНИЙ / ЦВЕТМЕТ-2009, ПРОВОЛОКА РОССИЯ-2009, МЕТАЛЛУРГИЯ-ЛИТМАШ-2009. А, вот, соседство с НАВИТЕХ-ЭКСПО-2009 как раз оказалось крайне полезным. Именно НАВИТЕХ-ЭКСПО-2009 со своим крайне небольшим числом участников привлёк, как мне кажется, наибольшее внимание многих посетителей.
Почему? А все очень просто. Основные смысловые составляющие выставок: 1) Демонстрация новинок 2) Заведение новых контактов и знакомств 3) Показ достижений индустрии широкой публике (то есть конечным потребителям, массовому покупателю). Первое для "Связь-Экспокомма" уже слабо актуально. Революционных новинок российская телеком-индустрия уже давно не рождает. А иностранные бренды в основном предпочитают использовать совершенно другие площадки для анонса новых продуктов. Второе также больше не актуально. IT-телеком – отрасль с многолетней историей, здесь все друг друга знают, все со всеми знакомы, все в курсе всех дел партнеров и конкурентов. Поэтому смысл телекомовской части "Связь-Экспокомм" стремительно стремится к нулю – какие там могут быть новые контакты? И в чем смысл видеть в сотый раз того же Петра Петровича или Иван Иваныча, которых ты уже видел и год, и два, и три назад и с которыми ты уже давно работаешь, и встречаешься постоянно и без всяких Экспокоммов. В конце-концов есть Интернет и телефон. Широкой публики на выставке почти нет: "Связь-Экспокомм" – выставка для специалистов.
Таким образом, особенной ценности основная телекомовская экспозиция для большинства посетителей уже не представляет. Другое дело - тема навигации, то есть параллельная выставка НАВИТЕХ-ЭКСПО-2009. Тема, что называется "на гребне", сегмент это молодой, но чрезвычайно динамичный. Люди здесь пока друг с другом не перезнакомились. Именно НАВИТЕХ-ЭКСПО-2009 и стал той отдушиной лично для меня, по причине которой я не могу сказать о полном провале нынешней "Связь-Экспокомм". Правда, и тут не обошлось без курьёзов. Запомнился мне стенд компании M2M Телематика. На стенде стоял какой-то очень понтовый ретро-автомобиль, на котором плясали две девицы, обряженные под Мерлин Монро. Все, с кем мне довелось пообщаться в этом павильоне, лишь пожимали плечами на вопрос "Что хотели показать авторы сей инсталляции?". Обычно такие стендовые шоу призваны привлекать внимание проходящих мимо зевак. Но: а) зевак на выставке нет – тут одни специалисты, которым и так интересно то, что показывают участники; б) в павильоне НАВИТЕХ-ЭКСПО-2009 выставлено всего-то с два десятка компаний. А потому за внимание посетителей бороться таким образом можно только уж если ну совсем денег девать некуда. К тому же, компания M2M, насколько мне известно, работает, главным образом, в B2B-сегменте, к тому же, судя по всему, позиционирует себя как компания предлагающая инновационные решения. При чем тут "ретро" я понять так и не смог, в конце концов остановившись на двух предположениях: либо это банальный "чудовищный выброс креатива" какой-нибудь облеченной полномочиями девочки-маркетолога (своре всего, даже с MBA), либо люди нацеливаются на decision makers возраста где-то лет 60-70, молодость которых как раз пришлась на период расцвета крашеных кучерявых блондинок с развевающимися на ветру коротенькими юбочками. Типа понастальгируют, смахнут слезу, глядишь и подойдут поговорить. А так бы не подошли никогда! (???) В общем, хорошо, когда на креативчик есть денежка.
Креатив и денежка встретились
В основном павильоне основной выставки "Связь-Экспокомма" всё то же, что и было два года назад: всякие пензенские и саранские кабельные заводы, ФГУПЫ и НИИ со всей страны, представляющие какие-то металлические шкафы неопределенного назначения… В общем, скучно. Отвлекся от депрессивных мыслей я на трех стендах. АФК Система показывает всех своих дочек: Sitronics, МТС, МГТС, "Скай Линк" и прочая. Что и кому показывают, я, к сожалению, не понял. Но стенд большой и красивый. Привет "M2M Телематика". Креатив ради креатива удался. Деньги потрачены. Видно, что у АФК "Система" все очень неплохо. С деньгами.
ФГУП "Почта России" - их стенд вызвал во мне некий заряд позитива. Я поймал себя на мысли, что до недавнего времени "Почта России" ассоциировалась у меня с хамоватыми тетками предпенсионного возраста с грудями 28-го размера, на которые можно ставить контрольно-кассовый аппарат, очередями бабушек, жаждущих получить очередной месячный госпаек, затертым столами и прочими прелестями пропитанного совковым духом заведения, который (дух) оттуда выветрить не удастся ещё лет 30 или 40.
Но нет. Сначала я заметил, что на почтах стали появляться компы с Интернетом. Конечно, сделано это было кривоватенько, но уже очевидный шаг в будущее. Затем почта начала работать как банк, принимая платежи за коммунальные услуги (чему я был очень рад – очередей в соответствующее окошечко практически никогда не было в отличие от толп все тех же вездесущих бабушек в Сбербанке). И, наконец, почта стала работать как копировальный центр – все отделения оснастили ксероксами. Налицо реальный поворот к клиенту. Стенд на "Связь-Экспокомм" меня окончательно уверил, что Почта России меняется. Современный стильный дизайн стенда, молодые лица со следами интеллекта на лице, какие-то действительно интересные и современные услуги (вроде Киберпочты). В общем, сплошной позитив.
Неожиданно разочаровал мой любимый "Билайн" (я их бессменный абонент с 1999 года). Столь серьёзная и инновационная (как мне всегда казалось) контора и вдруг занимается какой-то технологической некрофилией. Во-первых, представляют мобильное телевидение стандарта DVB-H. Да, я понимаю, что они долго и упорно вкладывали в это направление деньги и надо как-то отчитаться перед публикой о результате. Но, ей богу! Не насилуя же де-факто мертвую технологию, которой, как все уже поняли, не суждено стать массовой. Где, я вас спрашиваю, сеть вещательных станций данного стандарта? Где сеть каналов? А самое главное, где абонентские устройства, которые могут работать в DVB-H? Ааааа… Вы вспомнили две модели: кажется, Samsung, и, кажется, Glofiish. А ещё, кажется, был LG. Были-были. Но где они теперь? Где купить? То-то же! Если и будет в этой стране массовое мобильное телевидение, то, скорее, банальное IP-TV на обычном быстром мобильном Интернете. Как у Spb TV. Просто, быстро, доступно всем – работает на любом девайсе, который способен подключиться к Интернету. DVB-H же – не более чем очередная технологическая блажь.
Ах, если бы анонсы у "Билайна" были столь же хороши
Второй "выкопанный труп старушки", представленный "Билайном" – BlackBerry. Зачем его было выкапывать – одному богу известно. BlackBerry в России не подняться. Во-первых, потому что push e-mail есть в огромном количестве популярных телефонов многих гораздо более раскрученных брендов (Nokia со своим Symbian, многие аппараты на Windows Mobile). Это в Америке, где потребительский рынок весьма инерционен, а рядовые пользователи очень часто "думают брендами", BlackBerry – это синоним push mail. Потому, что ББ – первые, кто правильно захватил эту нишу. В России это не так. Здесь в эту нишу изначально пришли другие. А ББ децл опоздал.
Но это даже не самое главное. Главное, что в нашей стране существенно другая культура работы с электронной почтой. Даже у бизнес-сообщества, которое и есть основная ЦА BlackBerry в США и Европе. Если в США цикл "получил письмо - ответил - получил следующее" занимает часы, а то и минуты, то у нас в стране традиционно почта - это "долгоиграющий" вид коммуникации: "Я сегодня не в офисе. Завтра доеду до почты и отвечу" - традиционный ответ, который приходится слышать ежедневно. Если что-то срочное и важное – позвони по телефону, если важное и быстрое – напиши по аське, в Скайп. А почта – это серьёзно, основательно, долго. И пока менталитет нашего бизнес-сообщества не поменяется, BlackBerry да и push mail вообще у нас массового распространения не получит. В общем, "Билайн" меня нынче разочаровал, а никто другой на "Связь-Экспокомм" этого года никаких сильных "чуйств" у меня, к сожалению, не вызвал.
Были ещё большие, до потолка, стенды, с громкими именами (ВГРК, Газпром-связь, ещё кто-то). Странно смотрелся на всём этом фоне отечественного околобюджетного гигантизма IBM. Но, как я понял чуть позже, смысл такого "стояния" в основном павильоне "Связь-Экспокмома" в этом году как раз был. Помимо того, что люди показывали всем остальным, что с деньгами у них все "чики-поки" и они "не хуже других правильных ребят", в этом году появился ещё один повод "выступать по-взрослому" - выставку посетил Дмитрий Анатольевич собственной персоной. Естественно, со свитой. Понятно, что особенно много времени гулять по павильону и вникать в то, что и кто там представляет, а, тем более, зачем это делается, у него не было. Но даже если пару раз его взгляд или кого-нибудь из окружения (имеющего вес, естественно) просто остановился на стенде той или иной компании… Это ж ведь как реклама бренда на потребительском рынке. Чем чаще потребитель (тот, кто платит компании деньги) видит твой логотип, тем выше шанс, что выбор падет именно на твою продукцию, когда, наконец, человеку понадобится тот товар, который ты производишь. И вероятность того, что он "вспомнит" твою компанию, тем выше, чем чаще твой бренд мелькал у него перед глазами раньше. Так и с Медведевым. Визуальная реклама брендов "больших" компаний - и не более того.
Гипноз Президента брендом
Выводы: Краткое резюме по выставке – сон разума, но с некоторыми приятно удивившими просветами (НАВИТЕХ-ЭКСПО-2009). Которые дают основание полагать, что агония "Связь-Экспокомм", вполне возможно, продлится ещё несколько лет.
Вдогонку... Нет, все-таки, сон разума – это заразно. Как все уже успели заметить, тема ГЛОНАСС, как и тема нанотехнологий, приобрели уже характер публичной паранойи. Причем обострения случаются обычно после очередных "встреч на высшем уровне". Которые к чему-то конкретному приводят редко, но зато шуму на соответствующую тему поднимают много. Тема ГЛОНАСС в последний раз "педалировалась" СМИ и вовлеченной публикой в конце прошлого года, когда "главный фанат", господин Путин, с кем-то в очередной раз встречался и беседовал на тему будущего российской навигационной системы. Тогда все "побурлило" и успокоилось. Тема ГЛОНАСС всем надоела.
Но на прошлой неделе состоялась очередная судьбоносная встреча. Путин вызвал к себе Евтушенко, главу АФК "Система". Или он сам напросился. Не важно, в общем. Важно, что говорили они о ГЛОНАССе. Ну, Евтушенко в который раз обещал, что с приемниками сигнала ГЛОНАСС скоро все станет "чики-поки". Прошлый раз, если не изменяет память, его контора обещала всем счастье в начале прошлого года, и "чики-поки" в виде линии, шлепающей сотни тысяч копеечных микросхем по несуществующей в России на тот момент технологии 90 нм, были запланированы то ли на конец 2008, то ли на начало 2009. Не срослось. Но теперь нашли какой-то "новый путь", привлекли каких-то немцев, у которых уже есть технология 90 нм, и даже круче, и вроде как точно должно сростись. Свежо предание, но верится с трудом. Но это и непринципиально. Главное, что встреча прошла, как пишут в протоколах, "в конструктивном деловом ключе". Поговорили, в общем. И СМИ забурлили в очередной раз на тему "фетиш N2 – ГЛОНАСС".
Как всегда в таких случаях, нашлись люди, которые вдруг осознали, что они как-то до сих пор от фетиша стояли в некотором отдалении. И что все порядочные "сурьёзные дяди" уже что-то сделали или хотя бы сказали (что, обычно, более соответствует действительности) на тему "ГЛОНАСС – наше всё!", а они как-то пока пролетали. И пошли комментарии. В тему и не в тему. Кто кого! Апофигеем (как говорили у нас в вузе) стало мегакреативище Роскосмоса и комментариев его главы Анатолия Перминова. Позвольте процитировать первоисточник: "Роскосмос предлагает правительству ввести повышенные таможенные пошлины на ввоз в страну спутниковых навигаторов системы GPS и автомобилей, не оборудованных приемниками, принимающих сигналы и российской ГЛОНАСС, и американской GPS, говорится в сообщении на сайте федерального агентства." Мда… У вас есть вопросы? У меня кончились все мысли. Такого… предложения я давно не слышал. Папа, а инопланетяне есть? Нет, сынок, это фантастика!
Самый фантастический экспонат выставки - ТОТ САМЫЙ чемоданчик
Не знаю, как это можно вообще комментировать. Лучше всего высказался один мой знакомый: "Предлагаю правительству ввести повышенные таможенные пошлины на ввоз в страну телефонов, в которых в качестве рингтона НЕ стоит гимн России. А исключительные права на исполнение гимна передать хору Александрова. Чтобы остальные - все, кто гимн в телефоны ставит, отстегивали бы хору соответствующие fees. Чем не популяризация национальных символов? А, главное, всё предельно просто – ввел пошлины, и можно уже больше не работать, ничего не популяризировать".
К чему я это? А все к тому же, с чего начал. Это - против правил. Это – дурной тон. Это – вредно и глупо. Это разлагает душу. И никакой кризис тут ничего не меняет. Это – наша Родина, сынок!