Голубятня: Визитная карточка
АрхивГолубятня-ОнлайнЕсли мы добьемся взаимопонимания в вопросе адаптации визитных карточек, мы получим прямо-таки идиллическую картину: высказывания на форуме будут совершать не безликие тени, а АБСОЛЮТНЫЕ ЛИЧНОСТИ.
Этот пост - сто пятидесятое предупреждение китайской дипломатии. :-) Ну а если серьезно, то - еще одна попытка (а понадобится, так будет и пятая, и десятая) внести уточнение в термин "анонимности", который фигурировал в моей публикации "Внеурочно об анонимизме". "На пепелище анонимизма", вышедшей в бумажной "Компьютерре" читатели усмотрели "отыгрыш назад" и желание скрыться за ширмой "меня не правильно поняли". И правильно, надо сказать, усмотрели: именно этот мотив (неадекватность восприятия изначального текста) лежал в основе возвращения к данной теме. Больше скажу: и сегодня пишу по тем же соображениям.
Вопрос: "Чего привязался как банный лист к мочке уха?" Ответ: "Привязался, поскольку тема анонимизма представляется мне, если не самой важной, то, по меньшей мере, ключевой в виртуальной жизни". И деваться, главное, некуда, потому что я, как и тысячи моих читателей, большую часть биологической жизни провожу именно в Сети, а не в Риаллайфе. И, следовательно, по аналогии: вопрос анонимности для виртуалов не менее важен, чем запрет на импорт криворульных автомобилей - для реалистов.
Существует и ещё одна, весьма тревожная для меня лично, причина, по которой я возвращаюсь к этой теме по третьему разу: обсуждение моей позиции на форуме пошло по пути, который не просто представлял её в кривом свете, но и делал полярно противоположной основополагающим принципам, которыми руководствуюсь в жизни с того момента, как ощутил себя полноценной личностью (лет, так с 20-ти). Подмены подобного рода случаются с моими текстами сплошь и рядом: самый свежий пример - обсуждение "Невроза альтернативы", которое кульминировало в публикации читательской реплики в Readitorial. Реплики, которая сражается с ветряными мельницами, поскольку "Голубицкий" в ней представлен эдаким душителем свободомыслия, врагом альтернативных подходов. Большего бреда придумать невозможно: либо человек просто не понимает, что читает, либо это интеллектуальная провокация (достойный ученик Старого Голубятника. :-) Склоняюсь к первому варианту, поскольку нашлось множество читателей, которые восприняли текст адекватно: я высказался не против альтернативы как таковой, а против психологического насилия над собственной личностью, которое толкает человека на альтернативный путь вопреки подсказкам логики, здравого смысла и очевидности (отсюда и невроз).
Подмена в контексте обсуждения "анонимизма", однако, оказалась гораздо серьёзнее, поскольку, как я уже сказал, затронула самые глубины моего мировоззрения. Мое неприятие "анонимизма" было расценено как посягательство на безопасность личности (чувствуете разницу между таковым и посягательством на свободомыслие?), замелькали предложения опубликовать мои ники на торрент-треккерах и тому подобные кровавые мальчики. :-) Для меня такой поворот событий явился не только обидным, но и просто оскорбительным, поскольку каждая вторая "Голубятня" за последние десять лет была посвящена киберсвободе, утверждению бакунианского пафоса и отстаиванию интересов личности в её борьбе с международным корпоративным игом, государством и Новым мировым порядком. Достаточно вспомнить хотя бы номинальное количество моих статей, посвященных программному обеспечению безопасности и анонимности личности в Интернете (от описания ВСЕХ видов криптозащиты, криптодисков, анонимного серфинга, утилит для использования каскадных прокси и проч. и проч.), чтобы дезавуировать полнейшую абсурдность обвинения Старого Голубятника в борьбе со свободомыслием и в посягательстве на информационную (и гражданскую) безопасность виртуализированных соотечественников.
Мне, сейчас, как и в момент написания "На пепелище анонимизма" по-прежнему кажется, что причина разночтения моего послания кроется в неадекватном восприятии, однако во имя высших конструктивных целей готов без малейших вторичных условий принять тезис о неадекватности самовыражения. В смысле: я плохо (коряво, нечетко, криво - как вам больше нравится) выразил свою мысль и обозначил позицию. А поскольку для меня конструктивные цели (о них - чуть ниже) гораздо важнее любых амбиций, с удовольствием вношу ещё одну коррективу (то самое - сто пятидесятое китайское) и довожу исходную мысль до максимального уточнения: АНОНИМИЗМ МЕНЯ НЕ УСТРАИВАЕТ НА УРОВНЕ ОБЩЕНИЯ, а отнюдь не на уровне безопасного серфинга, противостояния вездесущему государству и тому подобным ужасам.
Теперь хочу перейти к конструктивным целям, кои уже помянул дважды. У меня есть две данности: с одной стороны мне трудно (тяжко, неприятно, неинтересно, скучно и так далее) общаться с анонимами (что в виртуальной реальности, что в риаллайфе), с другой стороны - общение это является неотъемлемой частью моего бытия. Одно дело - ответить по электронной почте неведомому инкогнито на единственное письмо и через минуту забыть, совсем другое дело - изо дня в день обмениваться репликами с бессмысленным "ником". Скажу больше: сегодня со всей очевидностью передо мной встала правота тех читателей, которые неоднократно указывали мне на иллюзорность преодоления анонимности с помощью реального ФИО. Я как и раньше убежден, что использование собственного имени и фамилии НЕОБХОДИМО для полноценной самооценки и адекватности самовосприятия (иными словами: все, что я писал в "На пепелище анонимизма", остается в силе), однако повышению качества общения и АДЕКВАТНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ собеседника его имя и фамилия ни малейшим образом не способствуют, если, конечно, речь не идет о public person, коих, как вы понимаете, при форумном общении с гулькин нос.
В этом контексте становится очевидно, что преодолению анонимности и облегчению общения (а также - его углублению) могут послужить не раскрытие ФИО (бессмысленное для окружающих, однако - повторюсь снова и снова! - архиважное для самого участника дискуссии), а лишь предоставление ПОСЛУЖНОГО СПИСКА, который, конечно же, не подразумевает ксерокопирования паспортных данных :-) Речь идет о создании уникальной визитной карточки и именно эта идея с головой захватила меня в последнее время! Мне бы очень хотелось совместно с читателями разработать макет подобной визитной карточки, выработать приемы её формализации, а также воплотить на нашем форуме, по крайней мере - среди участников обсуждения "Голубятен" и любителей культур-повидла. Все сказанное не означает, что общение без предоставления визитной карточки априорно станет невозможным (баны, запреты на публикации, демонстративный отказ от дискуссии и прочие детскости), однако могу гарантировать, что качество общения с моей стороны вырастет в разы, если я буду вступать в диалог с человеком, чья визитная карточка мне известна.
Теперь о том, в каком виде эта визитная карточка мне представляется. Мне кажется, что наиболее существенными признаками индивида при общении служат его:
1) возраст;
2) образование и род занятий;
3) общественно-политические взгляды;
4) психологическая характеристика (психологический архетип).
В идеале хотелось бы, чтобы каждый участник общения мог предоставить свою визитную карточку, которая бы отражала все перечисленные аспекты личности. Знание возраста позволит избежать неадекватных и оскорбительных обращений типа "Послушай, мальчик" (в адрес 60-летнего ветерана МВД. :-) Знание образования и рода занятий позволит исключить совершенно бессмысленные и неадекватные словопрения между экспертом в каком-то деле и абсолютным дилетантом (поскольку вес слов первого и второго несопоставим по определению). Знание общественно-политических взглядов также позволит обойтись без ненужных словопрений на самом обобщенном уровне (ясно, что человек левых взглядов никогда не найдет общего языка с человеком правой ориентации, а значит и копий ломать не потребуется). Наконец, знание психологической характеристики позволит каждому участнику адекватно скорректировать манеру общения (если грубо, то: "тыканье" сангвинику - это совершенно не то же самое, что "тыканье" холерику).
Первый и второй пункт нашей визитной карточки самоочевидны, поэтому не буду на них останавливаться. Третий пункт я предлагаю разрешить с помощью прохождения универсального общественно-политического тестирования на ресурсе Political Compass. Тестирование это предельно стандартизировано, универсально, и главное - общепринято. В результате мы получаем индивидуальную карту социальной (политической) и экономической ориентации, которая емко и четко характеризует индивида, устраняя все неопределенности и недопонимание. Единственный минус Политического Компаса - тест на английском языке. Поэтому я бы обратился к читателям с личной просьбой: если у кого из англоговорящих найдется свободная минутка, пожалуйста, переведите вопросы теста на русский язык и пришлите мне - я опубликую их в виде отдельного поста Голубятни Онлайн, а затем мы создадим постоянную страницу, которую любой желающий всегда сможет распечатать для быстрого прохождения теста Политического Компаса.
Наконец, психологическая характеристика, которая будет представлена в визитной карточке всех тех, кто пожелает вывести наше форумное (а в преддверие запуска Агоры - и не только форумное) общение на совершенно иной, несопоставимо более высокий уровень, на сегодняшний день наиболее полноценно определяется тестом Кейрси, который, будучи абсолютным американским стандартом (для приема в "продвинутые" компании :-), уже как восемь лет знаком всем студентам Виртуального Колледжа, которые проходят его перед обучением (на предмет выявления психологической совместимости с биржевым трейдингом). Тест Кейрси я перевел на русский язык и адаптировал для наших реалий, поэтому вы можете пройти его прямо сейчас вот по этом линку. Просто не обращайте внимания на нижнюю таблицу вводной страницы, где дана привязка психологического портрета к биржевой деятельности: сами описания портретов абсолютно универсальны.
В результате, если мы добьёмся взаимопонимания по части адаптации визитных карточек, мы получим прямо-таки идиллическую (с точки зрения адекватности, полноценности и глубины общения) картину: высказывания на форуме будут совершать не безликие тени в самом широком смысле слова, а АБСОЛЮТНЫЕ ЛИЧНОСТИ). Ну а сама визитная карточка может выглядеть в формализированном виде примерно таким образом:
46
филолог, журналист, преподаватель
-5.50 / -2.41
INFJ (сигма 36)
Расшифровываю:
Возраст: 46 лет
Образование, работа: филолог, журналист, преподаватель
Место на шкале Экономического профиля (правый - центр - левый) - 5.50
Место на шкале Социального профиля (либертарианство - центризм - авториторизм) - 2.41
Психологический тип - Аполлон (NF), Психологический портрет - Предсказатель.
Визуально мое место в общественно-политическом спектре выглядит таким образом (все это вы сможете составить для себя на сайте Политического Компаса:
В качестве комментария: аккурат в том же месте находятся общественно-политические взгляды Махатмы Ганди. :-) И еще комментарий: пристрастия человеческие не статичны и постоянно меняются, поэтому настоятельно рекомендую время от времени корректировать свою визитную карточку и проходить тест повторно.
А вот описание моего психологического портрета (для себя вы всё также найдете по линку выше на тест Кейрси на портале Виртуального Колледжа):
Тип: NF (Apollo)
Портрет: INFJ (Предсказатель)
Как известно из греческой мифологии, Аполлон служил посредником между людьми и обитателями Олимпа; ему были присущи одновременно все людские слабости и некий отблеск божественности. Смыслом жизни для NF - людей (ENFP, INFP, ENFJ, INFJ) является постоянный поиск смысла жизни (перечитайте эту фразу еще раз). NF-люди ищут потаенный смысл буквально во всех явлениях природы, духовность - вот свойство, присущее им в высшей степени. Часто духовность сочетается в NF - людях с религиозностью, но может проявиться в умении общаться с людьми и находить путь к сердцам окружающих с простотой, которой не в состоянии достичь представители других типов темперамента. Поэтому среди практикующих психологов, психиатров, психотерапевтов значительное большинство представляют собой Аполлоны.
Художественная литература, поэзия - ещё одна область, где доминирует NF-тип, вновь и вновь поднимающий извечные проблемы человеческого бытия: Добра и Зла, Истины и Лжи, Красоты и Безобразного, проблему смысла Человеческого Существования.
Карл Роджерс, выдающийся психолог и психотерапевт, писал: "Стать Личностью - это значит находиться в движении к сознательному и приемлемому существованию, причем смысл заключается в самом процессе движения, направленного от личин и ложных фасадов к истинному лицу. Не следует брать на себя больше, чем ты есть на самом деле, - за это придется платить постоянным чувством опасности и напряжения. Не стоит и представлять собой нечто меньшее, чем ты есть на самом деле, испытывая непреодолимое чувство вины или неполноценности. Нужно с величайшим вниманием и осторожностью прислушиваться к глубинному голосу, нашептывающему ту самую верную формулу твоей сущности, к которой следует постоянно стремиться". И пусть этот отрывок в лучшем случае воспринимается окружающими как нечто сложное, а в худшем - как бессмыслица, все же для NF подобные мысли соответствуют глубинному смыслу поиска самовыражения и Самости.
Цели SP, SJ и NT понятны представителям этих типов, хоть они могут и не разделять чужих приверженностей. Так, для NT стремление SP спонтанно действовать и быть свободным от всяческих обязательств абсолютно ясно. равно как и желание SJ быть нужным людям, принадлежать и служить им. Возлагая на себя нелегкий груз ответственности. SP способны понимать потребность NT в достижении совершенства и компетентности или желание SJ быть в ответе за чьё-либо благополучие. И не важно, что SP чаще всего не принимают цели, свойственные другим типам. В свою очередь, SJ восхищаются способностью NT беречь и укреплять науку и технологию; им импонирует открытость и дружелюбность, щедрость и широта натуры SP. "Но ни одному из типов не дано до конца понять цели SP, равно как и NF не способны по достоинству оценить направленность окружающих, - считает Д. Кейрси. Для NF актуальна единственная, достаточно загадочная, бросающая вызов собственному существованию цель: становление. Вечное круговое движение - удел NF, цель жизни которых может быть сформулирована как "всегда иметь в жизни цель". Сиддхарта, герой одноименного произведения Г. Гессе; Дон Хуан Матус и Дон Хенаро Флорес со своими учениками и предшественниками из девятитомной эпопеи Карлоса Кастанеды; Долгорукий, но не князь, а "подросток" Достоевского и многие другие герои художественных произведений относятся, как и их создатели, к типу темперамента Аполлон, цель которого по сути своей недостижима. Ведь можно стать самим собой лишь в непрерывном стремлении быть самим собой, и уловить, остановить тот миг, когда в потоке изменений собственной сути появится истинное лицо NF - задача, не имеющая, решения. Быть самим собою для NF значит быть только самим собою, имея исключительно свои, индивидуальные особенности. И в поисках своего истинного лица NF блуждает вслепую, выбирая себе в качестве проводников духовность, психоанализ, спиритизм, стремясь удовлетворить извечное желание быть самим собой, хотя дороги, по которым приходится бродить, темны и опасны.
Быть одинокой песчинкой в пустыне из миллиардов таких же песчинок равносильно тому, чтобы быть ничем. Затеряться в толпе, не иметь собственного мнения и собственного лица - значит быть никем. Чтобы достичь своеобразия, иметь свое лицо, NF затрачивают массу энергии, играя разнообразные общественные роли: работников, друзей, любовников, родителей, детей, руководителей или творцов идей. Неважно, как распоряжается NF своими силами и временем, главное - чтобы во всём этом был смысл. NF желает, чтобы его своеобразие было оценено по достоинству или, по крайней мере, окружающие признавали наличие у NF собственного лица. Только благодаря такой обратной связи NF узнает о том, что достиг успеха в своем стремлении к самовыражению.
Достичь целостности для NF - это значит общаться с окружающими на глубоком подлинном уровне, быть в гармоничных взаимоотношениях с собственным внутренним голосом. Фальшивить, проявлять двуличие или неискренность означает для NF утратить Самость, лишиться своего лица и жить жизнью, недостойной уважающего себя человека. Жить так, чтобы оставить след в обществе, внеся определенные перемены, - одна из задач, которые NF ставит перед собой. Нет сомнений, что NF воспринимают жизнь как драму, полную значимости и смысла. NF особенно тонко понимают язык жестов, им ясен подтекст сложных действий и поступков, не замечаемый представителями других типов. NF иногда стремятся расширить границы общения до такой степени, что это становится слишком трудным и неприемлемым для окружающих.
Отношения NF с людьми обычно строятся на основе взаимного уважения и чуткого внимания к индивидуальным особенностям. Этим отношениям присущ неподдельный энтузиазм - энергия, затрачиваемая NF на создание и поддержание идеальных взаимоотношений, не имеет границ. Когда NF сталкиваются с непониманием, это удивляет и огорчает их. Однако обычно усилия Аполлонов бывают результативными, и их щедро расточаемая энергия встречает понимание и оценивается окружающими по достоинству.
Хотя Аполлоны насчитывают лишь около 10% от всего населения, их влияние на общественное мнение и образ мыслей современников бывает значительным, так как большинство писателей относится к этому типу. Трагедия - явно творение Аполлонов, и интересную картину взаимоотношений "дионисийского" и "аполлоновского" начал нарисовал Ф. Ницше в работе "Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм". В произведениях NF изображают людей в бесконечном поиске ответов на вопрос о смысле жизни. Примером служит Кролик из романа Д. Апдайка "Беги, Кролик, беги". Иногда это смущает SP, SJ и NT которые начинают думать, что, вроде бы, и им следует серьёзнее интересоваться подобными проблемами. То, что 90 процентов людей не разделяют в полной мере озабоченности NF относительно решения вопросов о сокровенном смысле бытия, является вечной загадкой для Аполлонов. Творчество Т. Вулфа или А. Камю - талантливая иллюстрация подобного положения.
NF находят себя также в практической психологии, в психиатрии, в религии или в системе образования. Мастерство устной и письменной речи, не лишенной поэтической окраски, свойственно NF в большей степени, чем представителям других типов. NF успешны в роли посредников, в чьи задачи входит налаживание отношений между различными группами людей.
Несмотря на то что NF легко увлекаются на пути к решению волнующих их проблем, они быстро остывают, если новые цели теряют свой глубинный смысл и не способствуют достижению гармонии во взаимоотношениях всех людей на Земле. Так было, например, с движением хиппи, где NF - первоначальные духовные лидеры постепенно уступили место SP, сменившим духовность на атрибутику и активно-демонстративные действия.
Результатом успешных поисков NF может стать какое-нибудь духовное начинание. Например, Роберт Кирш так описал биографию основателя гештальт-терапии Фрица Перлза: "Он стал тем, кем был, очень поздно. В 32 года он ещё жил со своей матерью. Когда ему было 53, он только заканчивал "тренировку". Лишь после шестидесяти, в скитаниях по Америке, экспериментируя с LSD, отказавшись от респектабельности ради непрерывного поиска, он обнаружил, что его жизнь пульсирует в одном ритме с дыханием Земли. Время для его идеи пришло. Молодые психологи Калифорнии поражались его дару психотерапевта, его удивительной способности читать людей как раскрытую книгу. Один среди звезд, он презирал соперников. При малейшем намеке на оценку или аттестацию он выходил из себя. Перлз испытал на себе психоанализ, биоэнергетическое и психоделическое воздействие, методы Рольфа и Александера - все те методы, которые дают надежду на спасение. Он не нашел спасения.
Возможно, спасения не было. Не было в жизни счастья. "Лепестки роз прекрасны, но нет роз без шипов."
Будучи гуру или просто рядовым школьным учителем NF находит привлекательной работу по передаче знаний и форм человеческих отношений. SJ- и NF-представители составляют большинство среди школьных учителей, a SP и NT встречаются в школе крайне редко. Гуманитарные или общественные науки - вот сфера деятельности NF в школе. Вообще работа, в результате которой люди становятся хоть немного добрее, теплее и ближе друг к другу, всегда привлекательна для NF. Они склонны видеть во всем задатки хорошего и не жалеют собственных сил для того, чтобы дать возможность развиться этим задаткам. Для того чтобы помочь человеку найти себя, NF способны на любые жертвы. Чего не может допустить NF, так это безжалостного отношения к кому бы то ни было.
Торговля и вообще любая коммерческая деятельность едва ли заинтересует NF, да и точные науки скорее всего останутся областью, где для NF нет места. Они предпочитают обращаться со словами и нуждаются в постоянном общении с людьми (прямом или непрямом). Одним из вариантов, благодаря которым NF утоляют свою потребность в общении, является артистическое мастерство. Если SP свойственно "действовать" на сцене, то NF находят дорогу к сердцам зрителей, опираясь на слово. Характерные роли созданы для NF. Там, где SP остается самим собой, лишь только переодетым в костюм своего героя, актеру NF свойственно внутреннее перевоплощение. Каждая новая роль становится второй натурой для NF, живущего уже не только своей жизнью, но и жизнью своего героя. "Степной волк" Г. Гессе или "Вальпургиева ночь" Г. Майринка, "Золотой горшок" Э.Т.А. Гофмана или "Остров пингвинов" А. Франса, "Манон Леска" Шодерло де Локло или "Замок" Ф. Кафки - книги, в которых проблема перевоплощения и самоидентификации раскрыта с разных сторон. Общей чертой этих произведений является их значимость для NF.
NF обладают поразительной способностью представлять из себя именно то, чего ждут от них окружающие. Аполлона забавляет такое положение, когда его знают как личность, не имеющую почти ничего общего с тем, что он собой представляет на самом деле. NF стремится быть тем, кто нужен в данную минуту конкретному человеку. NF-людей вообще несколько больше среди женщин, и ты, наш опытный читатель, наверняка встречал женщин, способных, как героиня П. Айше мисс Джиллан, "...мгновенно реагировать, подобно хамелеону меняя окраску, соответственно тому, кто на неё смотрит. Она могла по собственному желанию бледнеть, быть интеллектуальной, сексуальной, отчужденной. Она могла быть, кем бы то ни было в зависимости от желания смотрящего на нее мужчины. Она могла быть женщиной мечты для любого мужчины, при этом не теряя сознания целостности собственной индивидуальности. Это был процесс превращения, он осуществлялся не как механический фокус, а благодаря обостренной чувствительности; превращение происходило не в ней самой, а лишь в глазах того, для кого оно происходило".
Зачастую NF занимались решением проблемы поиска смысла жизни сообща, в группах гештальт-терапии и "первичного крика", трансцендентальной медитации и LSD-терапии, в группах встреч, нудистских марафонах и т.п. Но было нечто общее в стремлениях столь непохожих друг на друга и живущих в столь различных условиях людей. Этим "общим" являлось стремление к тому, чтобы жить раскрепощённее и с большим достоинством, придать своему существованию глубокий волнующий смысл, наконец-то найти пути к истинно человеческим, интимным и гармоничным взаимоотношениям. Во многих случаях людям удавалось достигнуть желаемого чувства единства и интимности, но лишь на время. Когда волнующий и обогащающий опыт общения в группе оборачивался со временем рутинной серостью повседневной жизни, группа прекращала свое существование.
Расщепленность на части, одна из которых "наблюдает" за процессом становления и поиска собственного лица другой частью, проблема постоянного сознания непрерывности и динамичности самосовершенствования - явления, свойственные NF-людям. Для NF типично находить "взрослые" проблемы в историях для детей. Можете спросить истинного NF (даже не психолога) о его мнении относительно "детскости" сказок Г.Х. Андерсена или братьев Гримм. Он ответит, что это "взрослые" произведения.
Так как работа NF должна давать сознание собственной значимости и быть необходимой для окружающих, ему часто бывает трудно сэкономить время и силы, отдаваемые работе. А после того как работа окончена, результат оказывается далеким от недостижимого совершенства. Тем не менее NF практически неспособны, да и не желают уменьшать взятые на себя обязательства. В результате они могут оказаться слишком зависимыми как от окружающих, так и от самих себя.
В стремлении к совершенству можно увидеть нечто общее между NF и NT. Различие здесь состоит в "предмете веры". "Духовный" Аполлон верит в непознаваемость истины, в недостижимость конечной цели, в божественное или любое иное провидение. Скептик Прометей верит (заметьте - именно верит! Здесь общее для N характеристики: NF, как и NT, в конечном итоге верят в существование истины, желательно, в конечной инстанции) в то, что разум способен познать истину, что существует прогресс и возможно движение вперед. В своем стремлении к достижимой, хоть и далекой цели Прометеи уже в который раз бросают вызов богам подобно Фаусту Гете, "Антихристианину" Ницше или тургеневскому Базарову, при этом рассчитывая получить ответ, ведь не плюют же в небо, предполагая, что там никого нет. А поэтому существует ещё одно различие между Аполлоном и Прометеем: внешне зависимые от окружающих, ориентирующиеся в собственной деятельности на решение проблемы спасения ближнего своего, NF в конечном счёте заботятся лишь о себе, пытаясь увидеть, словно в зеркале, в изменениях отношений с окружающими отражение своего собственного лица. Прометеи, презирающие даже богов (а уж обществу они бросали вызов со времен Диогена, днем с огнем разыскивавшего человека, и Сократа, заявлявшего: "Вы, греки, ничего не знаете; я же знаю, что ничего не знаю!"), внешне холодные и никоим образом не зависящие от окружающих, в глубинах бессознательного имеют веру в то, что искомый человек всё же где-то существует. Ведь не для себя же Прометеи "двигают" прогресс и думают о будущем, забывая иногда пообедать.
Неспособность отказаться от сверхурочной работы также свойственна Аполлону, как и Прометею с Эпиметеем, - Аполлон напрягается, полируя "зеркала" - окружающих его людей, желая видеть собственное отражение не искаженным. Прометеи в печальном, но гордом одиночестве прокладывает для толпы дорогу в будущее. Эпиметей, не особенно заботясь о направлении движения, надежно укрепляет и охраняет торную дорогу, проложенную старшим братом, часто даже потеряв его из виду, забыв о том, что где-то впереди еще не вымощен путь, и обучая детей географии по картам, на которых дорога Прометея была всегда неизменной, а там, где прошли Эпиметеи, она носит уже их имя.
Несмотря на страстные творческие порывы, NF может быть легковесным в интеллектуальном плане, перескакивая от идеи к идее, и выглядеть дилетантом в области знаний по сравнению со "снобом" NT. NF стремятся познать жизнь во всем её многообразии, но в отличие от SP, видящих смысл в действии как таковом, для NF важно значение каждого события. Аполлоны вносят некий романтизм в собственную жизнь и жизнь окружающих, будучи заинтересованными в наблюдении за особенностями поведения людей. Как и NT, NF ориентированы на будущее и то, что может произойти. Но, в отличие от Прометеев, рассуждающих об абстрактных возможностях и принципах, NF переносят эти принципы в область человеческих взаимоотношений. Им нравится пробуждать в людях добро, и NF часто говорят о "реализации потенциала", имея в виду свои и чужие задатки. К окружающим NF подходят с той же меркой, что и к себе: то, что имеется на данный момент, не может быть достаточным; NF никогда не согласится с тем, что единственно реально то, что можно увидеть прямо сейчас.
Для греков Аполлон олицетворял чистоту духа, преданную помощь окружающим, был носителем исцеляющих душу и тело музыки и пения. Он был пророком для людей и выразителем их надежд и упований перед богами. Низкое и неистовое начало пробуждалось в Аполлоне, лишь если кто-либо бросал вызов его величию. Временами он впадал в ярость при неудачных попытках научить людей жить в мире и счастье. В божественном Аполлоне одновременно существовали сознание предназначенности, культ индивидуальности, поиски смысла и беспредельная похоть, разбойничьи инстинкты, стремление использовать священный порыв жриц во вред психическому здоровью, и в конце концов - предательство собственного отца - Зевса. В нем уживались святой и буйный язычник, составлявшие неразрывную пару и определявшие сложность его натуры.
Для NF Аполлон является прототипом. Их стремления сконцентрированы не на вещах, но на людях. Их не интересуют абстракции - они ищут истинных взаимоотношений. Они не испытывают потребности действовать - им нужно взаимодействие. NF стремятся к самовыражению путем достижения целостного единства и уникальной индивидуальности; они знают, что это задача всей жизни - смысл в непрерывном поиске смысла и желанной Самости.
INFJ (Предсказатель)
Краткая характеристика: радость друзей - радость и для INFJ; проницательность и прозорливость; успешное самообразование; ранимость, не любят споров и конфликтов; богатое воображение, поэтичность, любовь к метафорам; врач, писатель, гармония человеческих взаимоотношений, психолог.
INFJ хорошо ориентируются в различных жизненных ситуациях, включая и самые сложные из них. Именно INFJ особенно прозорливы в оценке событий настоящего и прошлого. Им также свойственна незаурядная способность прогнозировать будущее.
Характерно, что INFJ способны настолько глубоко прочувствовать глубинные течения человеческой души, что часто замечают эмоции и настроения людей до того, как это замечает сам наблюдаемый человек. Такая проницательность INFJ часто смущает и даже отпугивает людей других типов. INFJ интуитивно распознают добро и зло в людях, хотя редко способны объяснить, каким образом они достигли такого понимания.
Последующие события часто подтверждают их выводы. INFJ обычно хорошо учатся и работают - скромно, без излишнего шума. Они серьезно относятся к своей работе и любят самообразование. При решении каких-либо проблем они часто прилагают даже больше усилий, чем этого требует задача. INFJ редко являются яркими лидерами, но их скрытое влияние ощущается во всех областях их деятельности.
Очень трудно проникнуть в чрезвычайно богатый духовный мир INFJ. Они не делятся секретами с теми, кому не полностью доверяют. INFJ легко ранимы из-за своей развитой способности углубляться в себя и изучать людей. Безмолвно поэтому они и обладают таким свойством, как скрытность. Даже люди, живущие с ними долгие годы, могут вдруг обнаружить совершенно незнакомое им свойство характера.
INFJ любят радовать окружающих. Они предпочитают соглашаться с людьми и считают любой конфликт неприемлемым и разрушительным. Раскрепощенное воображение часто приводит INFJ в область искусства: музыка, математические системы, поэзия, драматургия, беллетристика становятся делом жизни для 1NFJ. К слову сказать, INFJ - самые поэтичные люди. Так же, как ENTJ не может не быть лидером, нельзя представить INFJ, не обладающего интуицией. Это свойство распространяется на людей, события, вещи принимая формы предвидений, предсказаний, вплоть до слуховых и зрительных галлюцинаций.
INFJ часто выбирают свободные творческие профессии и предпочитают деятельность, связанную с взаимоотношениями один на один. Например, преуспевающий практик в медицине, психолог, психиатр может быть INFJ. INFJ может избрать перо орудием труда, и тогда его воображение сделает язык ярким и увлекательным, поэтичным и полным мистических картин, INFJ - мастера метафор, их устная и письменная речь отличается утонченностью, элегантностью и сложностью. Их яркие лингвистические способности используются как для описания людей, так и для общения с людьми. 1NFJ пишет всегда для какого-то конкретного лица, творчество для безликой, абстрактной аудитории лишает его вдохновения.
INFJ может быть выдающимся врачом, способным входить в душевное соприкосновение с больным исследовать пациента настолько глубоко, что это недоступно врачам других типов INFJ наиболее эмоционально ранимы по сравнению с представителями других типов. Врач INFJ скорее всего предпочтет специальность медицинского психолога или психиатра.
Что бы он ни выбрал, ему будет сопутствовать успех благодаря исключительной теплоте, энтузиазму, глубине концентрации, оригинальности, организаторским способностям.
Где бы они ни находились, INFI тонко чувствуют и соблюдают нормы общения с людьми. Они способны выполнять работу, требующую одиночества и концентрации, но так же успешно трудятся в контакте с другими людьми, стремясь при этом к установлению глубоких взаимоотношений.
INFJ хорошо ориентируются в общественных структурах, да и их собственные взаимоотношения с людьми обычно строятся довольно удачно. Они ценят гармоничный состав трудового коллектива и желают, чтобы деятельность организации протекала гладко и легко, прилагая к этому максимум усилий со своей стороны. Они часто бывают угнетены чрезмерной критичностью коллег; благодарно принимают похвалы и сами с успехом используют моральные стимулы. Если INFJ встречают недружелюбную, враждебную трудовую атмосферу или постоянную критику, они теряют покои, чувствуют себя несчастными, скованными и в конце концов просто заболевают.
INFJ обычно преданы супругу, но могут не всегда быть открытыми для физического сближения. Иногда они могут проявлять значительную половую активность, но предпочитают выбирать время для этого самостоятельно, в соответствии со своим настроением. Это может вызывать сложности если их супруг является экстравертированной личностью. Постоянные конфликты, явные или тайные, буквально разрушают психику INFJ. Родитель INFJ самоотверженно предан детям. Эта способность может вызвать чрезмерную зависимость матери от ребенка и наоборот, что может, в свою очередь, негативно отразиться на их здоровье. В то же время INFJ склонны по-настоящему дружить со своими детьми, что, однако, не исключает строгой дисциплины. Они обычно очень внимательны к комфортной обстановке в доме, а особенно к психическому комфорту и здоровой атмосфере во взаимоотношениях между родителями и детьми.
____________
Что ж, если вас заинтересовала идея визитной карточки, следующий шаг - за вами! Все линки указаны, все тестирование займет 20 минут.
Также напоминаю о просьбе перевести тест Психологического Компаса на русский язык.