Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Blockbusted: конец арендной вакханалии

АрхивСтатьи
автор : Антон Нехаенко   17.04.2009

В США тихо умирает бизнес по прокату фильмов на дисках - всего лишь чтобы уступить место аренде через Сеть. В России тем временем вполне официальные компании предлагают потребителям совсем другие способы.

Как уже успели заметить читатели, поводами для написания статей на нашем сайте часто становятся события, прямого отношения к российскому рынку не имеющие. Логика здесь проста - бывает интересно понаблюдать, как российский рынок становится для более богатых рынков своеобразным кривым зеркалом, в котором протекают вроде бы сходные (местами) процессы, но с другой скоростью и со своими особенностями. Хороший пример здесь - ситуация с услугами по прокату видео. В нашей прогрессивной стране массовый исход потребителей из этого сегмента случился даже раньше, чем успела толком закончиться эра VHS - ну, примерно, одновременно с достаточным удешевлением пишущих магнитофонов. Эти же события и дали старт заболеванию, которое позднее переросло в полноценный "сетевой плюшкинизм" - стремление грести под себя любой контент почти без разбору, ибо - бесплатно.

В тех же Штатах все не так просто - при десяти-двенадцатикратной разнице в стоимости между прокатом и покупкой диска "одноразовые" фильмы проще было арендовать, чем покупать. Это, вкупе с разнообразными защитами дисков от копирования, привело к распространению больших сетей салонов проката. Одной из самых заметных была сеть Blockbuster, основанная ещё в 1985 году и с тех пор раскинувшая щупальца по пяти континентам, добравшись из США до Канады, Бразилии, Израиля, Австралии и ряда стран Европы.

Построить такой большой бизнес без видения, без умения предугадывать веяния невозможно. И видение у руководства Blockbuster местами проявлялось очень хорошо - например, еще летом 2007 года они сделали твердую ставку на Blu-ray, послав HD-DVD куда подальше - и это при том, что к тому моменту его ещё не успели послать несколько крупных киностудий, и у Toshiba не было ни малейшего желания поднимать лапки. Но с другой стороны, в последнее десятилетие имели место несколько провалов, которые предопределили дальнейшие проблемы компании. В 2004 году у компании появился очень опасный конкурент - Netflix. Его стартовой идеей стала аренда DVD без необходимости посещения магазина - проще говоря, по почте.

Поскольку исключались целых два похода в магазин, то Netflix стал быстро набирать клиентскую базу, а Blockbuster, соответственно - терять. К тому же ещё раньше, в 2003 году, на рынок при участии McDonald’s вышла компания с говорящим названием Redbox, чьи красные автоматизированные будочки с возможностью аренды DVD за доллар и отсутствием штрафов за просрочку по распространенности быстро обогнали сеть полноценных магазинов Blockbuster. Практически проспала компания и эру видео-через-Интернет. В то время как Netflix представила собственную приставку с возможностью "аренды" фильмов по Сети, максимум, на что хватило Blockbuster - предложить аренду DVD и Bluray-дисков через Интернет. Всё это и привело к тому, что компания, которую уже когда-то продавали медиагруппе Viacom за 8 с половиной миллиардов долларов, стала (после серии убыточных лет) стоить менее пятисот миллионов, а настоящему моменту скатилась и вовсе до 150.

Естественно, выборка новостей, связанных с компанией, оптимизмом не блещет. В феврале 2009 года Blockbuster попала в список издания US News and World Reports "15 компаний, которые могут не пережить 2009 год". А уже в начале апреля сами представители компании признали, что риск невыплат по займам велик, и что сравнительно скромный кредит в 40 миллионов долларов, который им необходимо отдать до августа, может стать роковым, и потому его непременно надо перенести на год, а общую сумму долговых обязательств снизить до 250 миллионов (заметим, это превышает рыночную капитализацию Blockbuster). Финальное соглашение с кредиторами ожидается 11 мая текущего года, и позиции компании не выглядят многообещающе - в марте на волне голых слухов о банкротстве акции компании потеряли 90 процентов стоимости - инвесторы просто не верят больше в такой бизнес.

Ну что ж, с "тамошними" рынками все понятно, конец аренде физической - даешь интернет-приставки. А что же у нас? В принципе, уже с приходом пиратских DVD по 100-200 рублей никаких перспектив для арендного бизнеса не осталось, да и риски в нашей стране существенно выше, чем в Европе или Америке. Затем официальные распространители фильмов сообразили, что с наших потребителей много не возьмешь - и вот уже в магазинах появляются автоматы с вполне легальными фильмами по 200 рублей. Но как правильно заметил товарищ Голубицкий, в городах с приличным Интернетом физические носители - чушь собачья. Все качается из Интернета бесплатно и смотрится... Ну, к примеру, на столь почитаемых товарищем Козловским TViX’ах, оснащенных HDMI и декодерами всяких HD-форматов.

Есть лишь одна загвоздка - имея некоторый опыт общения с "рядовыми пользователями", я не вижу у них большого желания разбираться с поиском и скачиванием торрентов. Им бы одну кнопку нажать - и вперед! Но бесплатные фильмы в высоком разрешении есть только в торрентах, что же делать? Как выяснилось, российское представительство BBK знает, что делать. В приставку PopCorn TV, продающуюся уже достаточно давно, добавлена возможность доступа к порталу Torrents.ru, что и было продемонстрировано на недавно прошедшей выставке HDi Show. При этом никаких заморочек с поддержанием рейтинга или заведением аккаунта нет - просто выбираешь соответствующий пункт в меню системы, вводишь в поисковую строку название фильма, выбираешь торрент с нужным уровнем качества - и вперед! На встроенный диск объемом 500 Гб уместится мнооого контента...


"BBK-угроза обществу"

Лично у меня подобный ход вызывает только один вопрос - как вполне официально функционирующая BBK смогла договориться с таким enfant terrible как Torrents.ru? PR-менеджер BBK Илья Федоровцев ответил на него предельно расплывчато - мол, вёе через третьих лиц, и вообще, мы за нарушения пользователями 4-й части ГК не отвечаем совершенно. Интересно было спросить этаких смельчаков об их видении перспектив российского рынка, если таковой вообще устоит под натиском приставок, вроде PopCorn или просто подключенных к Интернету компьютеров. Илья Федоровцев ответил следующее: "Теоретически, модель сетевого бизнеса с платным контентом в нашей стране существовать может, но тут должно совпасть довольно много факторов. Безусловно, российский пользователь готов платить за легальный контент и чувствовать себя спокойно, но цена при этом должна быть разумной. Должен быть найден определенный баланс между ценой и безопасностью. Только нужно время, правовая база и т.п. Пока такого сервиса не существует, российский пользователь предпочитает использовать "свободный контент", невзирая на угрозу со стороны УК. Позиция мейджоров с правильной ценой на секвестрованные релизы практически убила пиратство на DVD". В общем, совместив давление на torrents.ru с приходом российской версии Netflix, можно ожидать каких-то подвижек в легальном направлении, а пока же российским интернетчикам, как метко заметил господин Федоровцев, угроза правового преследования глубоко до лампочки.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.