Lebensraum цифрового века
АрхивКолумнистыВ январе китайское правительство обнародовало "Белую книгу об обороне КНР в 2008 году". Это уже шестой подобный документ с 1998 года. И его тридцать тысяч иероглифов заставляют о многом задуматься даже тех, кто иероглифы читать не умеет.
О "русском фашизме", начиная с времен перестройки и гласности, слышал весь мир (конечно, фашизм вызревает в либеральном гражданском обществе, к которому Россия иммунна, но у нас иные тараканы). А вот о том, что доктрина жизненного пространства, основа основ нацизма, открыто декларируется на госуровне одной совсем не мелкой державой, почему-то упорно умалчивает и либеральная, и казенная пресса.
В январе китайское правительство обнародовало "Белую книгу об обороне КНР в 2008 году". Это уже шестой подобный документ, увидевший свет с 1998 года. И его тридцать тысяч иероглифов заставляют о многом задуматься даже тех, кто иероглифы читать не умеет. Когда-то Карл фон Клаузевиц (подполковником русской службы сражавшийся с Наполеоном под Смоленском и Бородино) определил войну как продолжение политики иными, насильственными, средствами. Сегодня, похоже, мы, в соответствии с новомодной наукой синергией, встречаемся с тем, что высокотехнологические возможности войны начинают уже определять политику. В Белой книге отмечается, что "Китай, отстаивая первенство государственного суверенитета, безопасности, территориальной целостности, развития страны и интересов китайского народа, стремится к формированию несокрушимой оборонной мощи и строительству могучей армии и к одновременному созданию богатого государства и сильных вооруженных сил в процессе всестороннего построения среднезажиточного общества"1. Ну что же, пока все очень мило. Да и то, что "существуют шансы избежать полномасштабной войны глобального характера в сравнительно долгосрочной перспективе, поскольку в настоящее время наблюдается увеличение факторов, которые благоприятны для защиты мира и сдерживания войны", звучит вполне оптимистично. Ну а то, что "существует много трудностей и вызовов для поддержания мира и развития на нашей планете. Обостряется борьба за стратегические ресурсы, стратегические районы и доминирующую роль в проблемах стратегического значения. По-прежнему существуют идеи гегемонизма и силовой политики. Увеличивается количество горячих точек, одно за другим вспыхивают локальные конфликты и войны. Усиливается влияние финансового кризиса, вызванного ипотечным кризисом в США, обостряются проблемы энергоресурсов, продовольствия, терроризма, окружающей среды, климата, эпидемий, транснациональной преступности и пиратства" - кто ж с этим не согласится...
Только вот официоз Народно-Освободительной Армии Китая (НОАК), газета "Цзефанцзюнь бао" ещё 3 апреля 1988 года, говоря о концепции "стратегических границ жизненного пространства", с солдатской прямотой обозначила её как: "Эффективный контроль, осуществляемый в течение продолжительного времени над стратегическим районом, который осуществляется за пределами географических границ, в конечном счете приведет к переносу географических границ"2.
Сопоставить оба высказывания нетрудно - потребность полуторамиллиардного населения КНР в ресурсах, необходимых для "среднезажиточной" жизни, вполне может привести к процессам, в ходе которых будут передвинуты географические (на самом деле, конечно, государственные - горы и реки-то останутся на своих местах) границы. Ничего личного - просто народу нужны ресурсы, и их перспективная доступность может дать новый толчок экономическому развитию...
И тут данные "Белых книг..." предстают перед нами в совсем ином свете. Взять, скажем, бюджет НОАК. На 2009 год он оценивается в $70,2 млрд. Не так уж много, если сравнить с американским, да и в процентах от ВВП КНР всего лишь 1,7%. Но давайте вспомним о мизерной зарплате и редкостной прилежности китайцев. Такого бюджета вполне хватает на содержание вооруженных сил численностью 2,25 млн. бойцов. Раньше бывало больше, но теперь упор делается на качественные параметры, и они впечатляют.
НОАК располагает стратегическими ядерными силами, и несколько лет назад, во время очередного этапа разборок с янки по поводу Тайваня, из уст декана факультета оборонных исследований Университета национальной обороны НОАК генерал-майора Чжу Чэнху прозвучала угроза ядерного удара по территории США3. В сугубо сослагательном наклонении, но прозвучала. И, кстати, была очень интересно мотивирована - тем, что Китай уступает Америке по обычным (то есть самым высокотехнологическим) вооружениям, а ввязываться с янки в гонку - значит разорить себя и разделить участь СССР.
Тем не менее консервировать отставание НОАК не собирается. И компенсирует его двояко. Так, еще в "Белой книге 2004 года" главной темой была информатизация НОАК. "Спецификой войн 21-го века станет информатизационная война, в этой связи необходима информатизация нашей армии", - говорил тогда военный эксперт Фу Яньсун. А части хакеров в НОАК были созданы ещё в 2000 году ("КТ" не раз писала о скандалах в США, связанных с деятельностью китайских сетевиков).
То есть можно предположить, что, осознавая свою слабость в ИТ по сравнению с янки, китайские военные намерены в случае конфликта вести кибервойну асимметрично - хакерскими атаками на объекты инфраструктуры, огневыми и диверсионными атаками на информатизированные штабы (представим себе разборку между оператором дрона, отвлеченным от экрана и манипулятора, с отличником боевой и политической подготовки Шаолиня), действиями пятой колонны. Такой способ боевых действий описали ещё в 1999 году два старших полковника (sic!) НОАК - Цао Лиан и Ван Ксиансу в книге "Неограниченная война"4.
Но нас больше интересует традиционная военная техника сухопутных войск, обеспечивающая означенный Белой книгой переход к "активной обороне" (то есть к защите районов стратегических интересов от тех, кто имеет на них свои виды). А техника модернизируется очень серьезно. Вот новый китайский танк - его именуют (в зависимости от орудия) Type98 или Type99, заводское обозначение WZ123. Весит он 54 тонны, имеет унаследованный от советских машин (с копирования Т-54 когда-то началось танкостроение Поднебесной) низкий, 2,2 метра, силуэт. Это очень важно - автор не верит в рассказы о том, что в Корее шерманы успешно противостояли тридцатьчетверкам, ибо при одинаковом весе (бронезащита) и примерной мощности 89 и 85 мм орудий M4A2 был много выше, а значит, и уязвимее, чем Т-34. Орудие двух вариантов - или аналогичное натовскому 120-миллиметровое гладкоствольное с полуавтоматическим заряжанием на Type98, или цельнотянутое с отечественного 2А46 125-миллиметровое с автоматом заряжания на Type99 (у последнего экипаж сокращен с четырех до трех человек). Приводит в действие эту махину скопированный с германского MB871ka501 турбонаддувный дизель в 1500 лошадей, скорость - 80 км/час, запас хода 600 км. О бронезащите точных данных нет. Говорят и о композитах на основе корунда, и об активной броне. Имеется лазерный комплекс защиты JD3, - поймав зайчик от лазерного дальномера противника или луч наведения ПТУР, он бьёт в ответ лучом большой мощности, слепящим оператора и выжигающим камеры и электронно-оптические преобразователи. Орудие стабилизировано в двух плоскостях и наводится с помощью тепловизора, данные которого подаются на цветные дисплеи. Пушка может стрелять и российскими противотанковыми ракетами 9М119 "Рефлекс" с лазерным наведением. Поступают эти машины по $2,5 млн. за штуку в Пекинский и Шэньянский военные округа на севере Китая (зачем бы?).
Новейших танков, не уступающих по ряду оценок германским Leopard2A6, пока выпущено около двух сотен. Должно же что-то ездить на парадах...
Из еженедельника "Компьютерра" № 14 (778)
1. russian.people.com.cn/31857/96323/index.html. [назад]
2. nvo.ng.ru/concepts/20080222/2_ugroza.html. [назад]
3. www.pravda.ru/world/2005/5/15/42/20336_CHINAUSA.html. [назад]
4. Английский перевод см. на www.terrorism.com/documents/TRCAnalysis/unrestricted.pdf. [назад]