Эволюция пингвинов
АрхивReaditorialЗагрузив как-то под влиянием постоянных разговоров "живой" дистрибутив Ubuntu я подумал: а зачем он мне? Какую задачу я буду решать с помощью него сегодня?
Приятно, когда в редакцию приходят настолько адекватные и интересные материалы от читателей, особенно в тяжёлую годину "войны за Linux" на форуме. Честно скажем, прочитали с удовольствием и согласны с выводами автора на 100%. Орфография и пунктуация сохранены. - прим. ред.
Любому значимому человеческому достижению предшествует большая и кропотливая работа, которая, как правило, остается за пределами поля зрения обывателя. Кажется, что вот в один прекрасный день что-то родилось из ничего. Со всеми достоинствами и недостатками. Разгоревшиеся на форуме Компьютерры споры об операционной системе Linux между ее приверженцами и противниками постоянно сводятся к озвучиванию тех или иных аргументов, чем Linux лучше или хуже по сравнению с другими операционными системами. Критерии "лучше" или "хуже" имеют под собой очевидное основание – при помощи какой операционной системы с меньшими затратами можно решить стоящие перед пользователями проблемы. Под затратами понимаются материальные, интеллектуальные, временные ресурсы. Говоря о том, что тот или иной дистрибутив Linux вплотную приблизился к домашнему пользователю, подразумевают, что некий среднестатистический пользователь может решить свои среднестатистические задачи с одинаковыми затратами, как в Windows, так и в дистрибутиве Linux. Но когда используется слишком много абстрактных понятий, наполняемых разным содержанием, то придти к определенной точке компромисса оказывается очень сложно. За свою историю, вот уже на протяжении более чем десяти лет мне так или иначе приходится сталкиваться с дистрибутивами Linux, и полученный мною опыт, как я считаю, является весьма интересным и показательным. Начну по порядку.
В далеком 1998 году Евгений Козловский на страницах Компьютерры в своих Огородах с интересом описывал опыт по сборке системы с процессором Pentium-II. Мне же, с моими друзьями, такая техника могла только снится, поскольку самым массовым компьютером у нас тогда был 486DX4-100. В принципе, на то время, это железо уже представляло из себя морально устаревший хлам, но позволить себе большее нам было не по средствам. Одним из больших минусов 486-го компьютера была невозможность проигрывать Mp3 файлы в стерео-режиме. Моно – пожалуйста, а стерео – никак. Звук начинал заикаться. И вот неизвестно какими путями до нас дошел слух, что существует операционная система Linux, которая "очень продвинутая", потребляет мало ресурсов, и Mp3 на четверке играет в стерео. Задача достать чудесную операционку была поставлена и через непродолжительное время успешно осуществлена. Но обратной стороне диска с надписью Mandrake Linux 5.2 можно было лицезреть то, что в среде Windows называют "рабочим столом". На нем был открыт какой-то графический редактор, в окне которого очаровательная девушка, обнимала плюшевого пингвина. Рядом с любительницей пингвинов было что-то, очень напоминающее повсеместный тогда Winamp. Мечта стала ближе на один шаг. Теперь все это хозяйство нужно было установить.
Понятно, что сейчас первым делом последовала бы попытка загрузиться с компакт-диска. Но 486-ые компьютеры не умели загружаться с компакт диска! Немного копаний среди непонятных файлов на диске привело к мысли, что для установки необходимо сделать специальные загрузочные дискеты. Сделали. Загрузились. Дальше было все непонятно. Около часа "вкуривания" в экран привело к тому, что прямоугольник, символизирующий куда надо ставить операционку, стал одного цвета и ему была присовена какая-то точка монтирования, которая представляла собой косую черту.
Тут нервы главного участника эксперимента сдали и он зачем-то перегрузил компьютер. Следствием явилось то, что с жесткого диска отказалась загружаться привычная операционная система. Вся информация не нем была уничтожена. То, что разбивка жесткого диска является заурядным процессом при установке операционной системы очевидно сейчас, но тогда было неведомо. В общем, мосты были сожжены, все действия повторены заново и примерно через час операционная система установилась. Чтобы хоть чуть-чуть разобраться в ней, потребовалось пара дней. Главной сложностью было монтирование дисков, но когда очень хочется, можно и не такое.
Как бы там ни было, но Linux заиграл! Плеер XMMS воспроизводил Mp3 на четверке в "стерео"! Это была победа. На последних страницах школьных тетрадей красовались изображения пингвина и надписи типа "I Love Linux". Это была победа над системой. Билл Гейтс, который создал операционку, тормозящую на наших компьютерах, был врагом, а Linux победившим его героем. Конечно, потом Linux пришлось удалить, поскольку в нем не было русского языка даже в зачаточном состоянии, а разобраться, как его настроить без каких-либо источников информации было невозможно. Но ощущение победы, ассоциирующееся с пингвином, надежно поселилось на глубине души.
Потом на протяжении нескольких лет была серия экспериментов с Linux, но все упиралось в невозможность толково настроить русификацию. И вот, спустя несколько лет, мобильный оператор объявил о бесплатном тестировании новой технологии – GPRS. Халявный интернет во время повсеместного dial-up с поминутной оплатой, это было нечто, мимо чего просто невозможно пройти. Работал GPRS крайне нестабильно. Открывать сайты под Windows в обычных браузерах было мучительно.
И тут на ум пришло следующее. Ведь в Linux есть консольный браузер! Идея засела в голове. Ведь что главное в Интернете – информация. А самая важная информация она в текстовом виде. Консольный браузер подходил для этого на все сто процентов. Выбор пал на дистрибутив, который сейчас как-то не на слуху – Slackware. Задача стояла гораздо более сложная, чем прослушивание Mp3. Ведь надо было не только настроить дистрибутив, но и подключить к нему мобильный телефон. На все про все ушло около двух недель. Зачем нужен Gnome или KDE? Есть и другие оконные менеджеры – более легкие. Мой выбор пал на FluxBox. Все было настроено как надо! Справа была полоска отображающая системные ресурсы. Посредине иконка запуска красиво настроенной, полупрозрачно консоли, в которой зеленым шрифтом на черном фоне отображался консольный браузер elinks, а в соседнем консольном окне отображался текстовый ICQ-клиент CenterICQ. Все это работало очень шустро и стабильно. Задача была решена, и от этого на душе становилось радостно. Я снова ощущал себя поклонником Linux и подумывал заказать кепку с его логотипом. Но у человека, для которого компьютер страсть, железо не задерживается надолго. Так и у меня произошла замена процессора и материнской платы. Все нужно было перенастраивать заново. Но было уже лень. На новом железе хотелось поиграть в игры, и установка Linux была отложена на неопределенный срок.
Сейчас у меня в качестве настольного компьютера заурядная система с четырехядерным процессором и 4 гигабайтами оперативной памяти под управлением Windows Vista, на ноутбуке родная MacOS X. И загрузив как-то под влиянием постоянных разговоров "живой" дистрибутив Ubuntu я подумал: а зачем он мне? Какую задачу я буду решать с помощью него сегодня? И сам себе ответил, что на настоящий момент такой задачи нет. Правда оглядывая коробку с "ненужными" комплектующими, подумываю о том, чтобы собрать свой сервер и подключить его к местной локалке, для организации обмена музыкой в lossless-форматах. И уж если дойдут руки, то этот сервер будет обязательно на Linux.
Но почему так много споров об использовании дистрибутива Linux в качестве альтернативы ОС от Microsoft? В своей книге "Just for fun" Линус Торвальд, делясь своими изначальными планами на создаваемую им операционную систему, говорит: "Исходно я хотел написать такую операционку, которую мог бы использовать вместо Minix. Мне не нужно было, чтобы она могла делать больше, чем Minix, но она должна была выполнять те функции Minix, которыми я пользовался, а также кое-что еще".
В настоящее время разработчики дистрибутивов хотят сделать из Linux такую операционку, которую можно использовать вместо Windows и чтобы она выполняла те же функции. Но что это означает? Ведь из Linux не получился Unix, а получился продукт совершенно особого рода, который может делать все тоже самое, но по-своему. Поэтому если на сегодняшний день перед пользователем стоит задача, скажем, по обработке текста, то Linux с готовностью предоставит ему свой инструментарий, который будет похож некоторыми своими свойствами на используемый в других операционных системах, но не более того. В виду открытого кода Linux, большого количества доступных приложений, можно с уверенностью сказать, что с его помощью можно решить любую стоящую перед пользователем задачу. Но какие будут при этом затраты? Ответить на этот вопрос очень сложно, поскольку речь идет об относительных, а не абсолютных величинах.
Как бы там ни было, Linux, особенно в лице популярных дистрибутивов, постоянно развивается. То, что было десять лет назад и то, что сейчас – две большие разницы. Но эволюция дистрибутивов Linux также совершенно особого рода и несравнима с развитием других операционными системами. И все это нужно учитывать, прежде чем делать какие-то выводы.