Архивы: по дате | по разделам | по авторам

На могилу "Зорка"

АрхивСтатьи
автор : Михаил Карпов   06.04.2009

Серия игр Zork в начале 80-х стала одной из первых в стиле Adventure. Современным геймерам это название пока, возможно, ни о чем и не говорит, но компания Activision решила откопать "мертвеца" и сделать браузерную игру Legends of Zork.

Даже для тех, кто начал играть на ПК в начале девяностых (и даже в конце 80-х) текстовые компьютерные игры являлись чем-то жутко древним. Нет, конечно энтузиасты были во все времена, но этот класс электронных развлечений стал динозавром ещё задолго до того, как у нас появились первые компьютеры.

Но если всё же припомнить былое, то наверняка каждый, хотя бы краем уха, слышал слово Zork. Zork - одна из первых интерактивных фантастических игр для персонального компьютера - была разработана четырьмя сотрудниками Массачусетского технологического института (MIT): Тимом Андерсоном Марком Бланком, Брюсом Дэнилсом и Дейвом Леблингом. Эти товарищи основали компанию Infocom, которая её и выпускала. Кстати, если кому-то интересно, что же это за странное слово такое - Zork, поясним - на жаргоне хакеров MIT оно означало незаконченную программу.


Именно так и выглядел Zork. Не слишком красочно, не так ли?

Игра увидела свет в 1979 году и работала на всех популярных тогда платформах, в том числе Apple II, Commodore 64, а также, конечно же, IBM PC. Игрок начинал свой путь возле дома: в него необходимо было зайти, и там, под старым половиком он обнаруживал потайную дверь, ведущую в тёмное подземелье. Пользователя ждала целая подземная империя, в которой, пройдя через многие испытания, предстояло найти девятнадцать сокровищ Зорка и победить всевозможных врагов.

И всё это - исключительно в текстовом режиме. Как это происходило? Примерно так: сначала игроку давалось описание локации, скажем: "Вы стоите в открытом поле к западу от белого дома, дверь дома забаррикадирована, а ещё неподалёку находится небольшой почтовый ящик", а потом предлагалось ввести свою команду. Например, "открыть почтовый ящик". Ну а дальше - всё как в обычных квестах, только для того, чтобы представлять себе, что происходит, нужно было обладать недюжинным воображением. Оно, кстати, и к лучшему, а то мы, похоже, фантазировать совсем разучились - всё нам вынь да положь на блюдце с голубой каёмочкой.

Неудивительно, что за первой игрой последовали ещё три, а потом и всякие ответвления от изначальной серии. А затем случилось то, чего не могло не случиться: в начале 90-х всем известная Activision выпустила последнюю игру Zork (а именно - Return to Zork), которую сделала Infocom. Была она уже графической, озвученной "профессиональными актёрами" и тем самым шармом текстовых "зорков" не обладала. Каюсь, я начал своё знакомство с серией именно с неё, и она мне совершенно не понравилась, впрочем, как и многим критикам. RtZ представлял собой квест в пустующем мире (не то, чтобы он действительно пустовал - персонажей было предостаточно, но создавалось общее ощущение "пустоты"), давящем на психику и не особо интересном.

С тех пор утекло немало воды. Activision выпустила ещё две игры, по концепции мало чем отличающиеся от "Возвращения в Зорк", и несчастную тушку того, что когда-то звалось "Зорком" наконец-то оставили в покое. Достаточно надолго, надо сказать.


Новый Zork. Вроде как атаковали. Вроде как убили

Но "мертвецам", особенно популярным, а тем более - легендарным, на кладбище компьютерных игр никогда не давали лежать спокойно слишком долго. На первое апреля 2009 года (нет, увы, это не шутка) Activision решила раскопать могилу и вытащила на свет нечто, носящее имя Legends of Zork.

Как без труда поймет внимательный читатель, с нашей точки зрения, ничего хорошего у компании не вышло. Вместо захватывающего мира, оживающего между букв на чёрном экране любителям Zork предложили... браузерную MMORPG. Самую обычную. Вот начало: да, вы стоите возле белого дома. Вы можете пойти в лес. Там вам обязательно встретится какой-нибудь противник. Вы даже сможете с ним побороться (только помните, что все баталии проходят исключительно автоматически: "Вы что, и есть за меня будете?! - Ага!"), вы сможете вступить в группу игроков, которые как будто бьют другую группу игроков (тоже автоматически), а также покупать всякую ерунду на игровые деньги. Вы, с другой стороны, можете этого всего не делать (что мы вам искренне и советуем, если, конечно, вы не страдаете от смертной скуки, а вашим любимым занятием не является просиживание на подобного рода сайтах).

Конечно, в LoZ есть определённая доля загадок, лабиринтов, и ловушек. Но зачем называть всё это Zork? На это, наверное, лучше всего ответит один из разработчиков браузерной игры, который написал в комментариях одного не особо положительного обзора игры, что мол те люди, которые давали деньги на всё это, хотели, чтобы она вышла побыстрее. Ну, вы понимаете, что из этого могло выйти.

P.S. Эта заметка не будет выглядеть логически завершенной без этой надписи: Zork R.I.P.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.