СУБД для заговорщика
АрхивКолумнистыШахматные базы для большинства населения - всего лишь забава, приятные пустяки. Но есть и другие базы, которые и не пустяки, и не приятные. В умелых руках база данных сродни сказкам Шехерезады.
У меня хранятся миллионы шахматных партий. Шахматист-теоретик середины прошлого века отдал бы за подобное сокровище половину души. А узнав, в каком безукоризненном порядке они хранятся, тут же отдал бы и вторую половину. Действительно, чтобы найти все партии, сыгранные, скажем, в 2008 году вариантом Фрица в защите двух коней игроками-перворазрядниками, мне понадобятся секунды.
В прошлом веке шахматист собирал свою сокровищницу, выковыривая крупинки информации из бюллетеней турниров, из отечественной прессы, из доступной ему неотечественной, а то и просто шел в Центральный шахматный клуб и вручную переписывал тексты партий с хранящихся бланков на каталожные карточки.
Потом добросовестно сортировал карточки, раскладывал по ящичкам, а ящички размещал где-нибудь на антресолях, если таковые имелись. А теперь можно просто купить готовый продукт от всемирно известных поставщиков, а у кого денег нет или настроения - скачать бесплатную SCID. Никаких хлопот.
Имея базу данных и программу для работы с ней, хочешь - твори дебютные монографии для себя любимого, хочешь - изучай соперника по турниру во всех его проявлениях. Наслаждайся процессом. Это может делать каждый, поскольку в современных шахматных базах присутствуют и лучшие гроссмейстеры, и скромные любители от третьего разряда и ниже. А современные турниры таковы, что в принципе поединок гроссмейстера с третьеразрядником не исключен. Гроссмейстер за победу получит всего 1 пункт ЭЛО, но, как говорится, сто старушек - уже сумма...
Шахматные базы для большинства населения - всего лишь забава, приятные пустяки. Но есть и другие базы, которые и не пустяки, и не приятные. За последний год в нашей провинциальной Гвазде открылись филиалы десятков российских банков - преимущественно в силу инерции. Прошлой весной приняли решение, выделили сумму на покупку двушки на первом этаже и переоборудования ее в филиал, не зная, что осень 2008 года прольется холодными дождями. Порой над новоявленным филиалом висит объявление "Скоро откроемся", а уже принято решение об отзыве у банка лицензии. Ну и люди, рассчитывающие на престижную и денежную работу, вдруг остаются у разбитого корыта. И в силу привычки тащат это корыто домой, надеясь хоть как-то утешиться. Кто стул прихватит, кто скрепок канцелярских горсть, а кто и базу данных клиентов почившего в бозе финансового учреждения.
В умелых руках база данных сродни сказкам Шехерезады. Тут и Синдбад-мореход, и Али-Баба, и сорок разбойников. Проницательный ум быстро рассортирует клиентов по рейтингу. Это гроссмейстеры, это крепкие перворазрядники, а те - просто безденежные доны и больше ничего. Безденежным донам терять, понятно, нечего, у них даже цепей нет. Цепи давно отнесли в пункты приема черных и цветных металлов. Зато гроссмейстеры начинают нервничать. Бояться за свой рейтинг. Конечно, любой банковский управляющий будет уверять в наивысшей степени конфиденциальности, надежности и лояльности, гарантированной клиентам, но никакая надежность не бывает крепче человека, её обеспечивающего.
Да только ли банки? Предприимчивый человек извлечет пользу даже из базы данных стоматологической клиники или туберкулезного диспансера. А уж какие возможности предоставляют сведения абортариев...
Однако никаких подвохов рядовой обыватель от банков, абортариев и прочих облегчающих жизнь заведений не ждет, данных не скрывает. Напротив, ночами не спит, очередь стережет, чтобы доложить начальству собственную подноготную. Не так давно оно, начальство, решило, что пора нашему народу полностью оплачивать свое жилье. До этого-де оплачивали процентов восемьдесят, а остальные двадцать вносил какой-то другой народ.
Беднякам обещали субсидию. Для начисления оной нужно отнести в приемный пункт документы обо всех доходах. Пропускная способность приемных пунктов маленькая, вот и выстраиваются в очередь загодя. Хорошо, зима теплая.
Я нисколько не боюсь, что данные эти попадут в руки уголовного элемента, напротив, пусть прочтет, прослезится и перекуется. Но вот если эти данные попадутся политическим...
Шахматные и шашечные гроссмейстеры, изучив по базам данных соперника, строят собственную стратегию, исходя из знания сильных и слабых сторон противника. Порой победа достигается еще до начала партии.
Гроссмейстеры мятежей и революций будут моделировать поведение революционных и не очень масс, исходя из многофакторного анализа жизни населения. Изучат базы данных коммунальщиков и связистов, банкиров и налоговиков. Выберут точки наивысшего напряжения. Заложат заряды политической взрывчатки. И в назначенный час активируют детонаторы.
Лишь всеобщее заблуждение - будто телевидение есть главный инструмент контроля масс - позволяет обществу жить стабильно. Покуда Разины, Пугачевы и Ульяновы стремятся попасть на телеэкран, особо беспокоиться не стоит. Если знание - сила, то потуги их тщетны, ибо какое же в телевидении знание? Но вот когда недоразумение рассеется, пойдет такая игра, что не только фигуры полетят с доски. Что фигуры, пустое. Начнут пропадать игровые доски...
Из еженедельника "Компьютерра" № 11 (775)