"Орион": к МКС, Луне и Марсу
АрхивНаука и жизньВ следующем году космический челноки - "шаттлы" - уйдут на заслуженный отдых. Заменить их должны космические корабли "Орион" и ракеты серии Ares, которые будут использоваться и для полётов на Марс и Луну.
"Орион" - название в космонавтике достаточно популярное. Об этом мало кто знает, но изначально это имя принадлежало проектируемому космическому кораблю на ядерной тяге, проекту, начатому в 1958 году. Грубо говоря, предполагалось, что он будет развивать скорость за счёт взрывов аппарата атомных бомб в хвостовой части. Проект "Орион", был закрыт в 1993 году из-за частичного запрета испытаний ядерного оружия. Но, подумать только, если бы он был воплощён в жизнь, то полёт до Марса сократился бы до считанных недель. О космическом корабле, оснащённом подобным двигателем, впрочем, вспомнили в 2003 году, но ненадолго - в 2006 проект его постройки, как и в случае с "Орионом" был закрыт.
Таким мог бы быть ядерный "Орион"
Зато имя "Орион" никуда не делось - теперь так называется новый космический пилотируемый корабль NASA, который должен прийти на замену шаттлам-старичкам. Задачи перед новым проектом стоят нешуточные: модификации корабля будут использованы для полёта человека на Луну в 2020 году, а также для путешествия на Марс.
Конечно, Россия и Европа поспешили дать ответ американской программе Constellations ("Созвездия"), в которую входит новый "Орион" и летом прошлого года обнародовали "Перспективную пилотируемую систему" или, сокращённо, ППТС. Но если ППТС полетит в космос не раньше 2018 года, то испытания американского космического корабля уже вовсю ведутся и, по идее, он впервые доставит людей к МКС в 2015 году. Заметим, полёты шаттлов закончатся уже в 2010 году, так что в следующие пять лет американцы смогут попадать на орбиту только на борту российских "Союзов".
Ares 1
Отдельный вопрос — разработка ракеты-носителя для всего этого дела. Утверждённый и разрабатываемый в настоящий момент проект NASA - Ares I - подразумевает создание ракеты с нуля. Однако имеется альтернативный проект под названием Jupiter Direct 2.0, создатели которого утверждают, что проще, дешевле и быстрее будет, если использовать в конструкции компоненты старых челноков. Противостояние даже вышло за рамки чисто инженерных споров и на данный момент до сих пор не разрешилось.
"Орион" на окололунной орбите
Тем временем полноценный модель "Ориона" на днях был доставлен для прохождения серии посадочных испытаний в Центре боевого применения надводных сил, а испытания в океане начнутся 6 апреля этого года. Специалисты надеются узнать, что ждёт астронавтов во время приземления, а также с какими трудностями может столкнуться команда спасателей, что поможет NASA более точно спланировать спасательную операцию.
После проверки в закрытом помещении модель «Ориона» отправилась на место «полевых тестов», причем по дороге, 30 марта, она была выставлена для демонстрации любопытствующим гражданам перед Национальным музеем авиации и космонавтики.
Заметим, основной задачей Orion и Ares I, о которых мы писали выше, является доставка людей или грузов к МКС. Межпланетные же полёты являются уже второй стадией проекта, во время которой будет разработан специальный блок, пригодный для таких экспедиций. Этот блок будет рассчитан на многомесячные космические перелёты и включать в себя несколько модулей, в числе которых каюты, лаборатория, а также склад.
На этой стадии "Орион" совершит полёты к Луне, к второй точке Лагранжа, к какому-либо околоземному объекту и уже потом к Марсу и его лунам. При этом аппарат не будет оснащён модулем для посадки на спутник Земли или Красную планету.
Спускаемые аппараты появятся у "Ориона" лишь на третьей стадии проекта, которая начнётся в 2020 году. Если же вернуться к российско-европейским разработкам в этой области, то ожидать полёта "наших" на Марс стоит не раньше 2030-2040 года. Впрочем, подготовка к нему ведётся уже сейчас - 31 марта стартует второй этап эксперимента "Марс-500". Но об этом - уже в следующем материале.