Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Парни по вызову: настройка ПК на дому

АрхивСтатьи
автор : Марина Пелепец   30.03.2009

Практически в каждом городе существуют конторы разного пошива и калибра, позиционирующие себя в качестве "Скорой компьютерной помощи". Как функционируют подобные фирмы, и насколько законны их действия?

Практически в каждом городе существуют конторы разного калибра, позиционирующие себя в качестве "Скорой компьютерной помощи". Что это значит на практике? Если в один прекрасный день ваш персональный компьютер "встанет не с той ноги" и откажется нормально функционировать, то после первого же звонка в подобный сервис к вам домой приедет молодой человек (а иногда и целая бригада юных профессионалов), который оперативно и качественно устранит неполадку и приведет боевого друга в чувство. Почему бы не заняться починкой самому? Дело в том, что на самом деле не только переустановить Windows, но и банально раскрутить и почистить системный блок умеет далеко не каждый рядовой пользователь ПК.

Законна ли работа таких компаний? Ведь очевидно, что в случае необходимости переустановки операционной системы они предложат поставить именно пиратские "винды" – за исключением тех случаев, когда поломался ноутбук и в наличии имеется наклеечка с серийным номером. Да и вообще: о лицензионности программного обеспечения наивному пользователю могут рассказать всё, что угодно, а на самом деле поставить скачанную из Интернета "сборку", не требующую активации. Здесь надо заметить, что борцы с пиратством такими сервисами почти не занимаются, хотя на деле разбираться с ними проще простого: вызвал мастера, который моментом установит взломанную XP, и хватай его с поличным.

Мы позвонили в несколько "Скорых помощей" и, включив блондинку, пожаловались на то, что Windows не загружается после установки браузера Internet Explorer 8. В первой нам сообщили, что переустановка Windows обойдется в 720 рублей, поинтересовавшись – а есть ли на корпусе компьютера наклейка от Microsoft? Если нет, то система пиратская, и её заменят на такую же. За резервное копирование данных и установку драйверов, разумеется, нужно платить отдельно, и во сколько это обойдется, оператор сказать не готов.

Во второй конторе ремонт оценили в 500 "деревянных" – это в том случае, если удастся обойтись без переустановки. А вот если она потребуется, то за XP Home со всеми драйверами, которая к тому же ещё и будет нормально обновляться, придется отдать около 1000. При этом ни о каких наклейках нас спрашивать не стали, отметив, что систему поставят со своего собственного диска, и что она будет полностью лицензионной.

Прайс-листы такого рода фирм можно легко найти в Сети и, надо сказать, рассчитаны они в большинстве своем на совсем уж неопытных пользователей: как вам пункт "сохранение информации при переустановке операционной системы", которое обойдется в 200-300 рублей за 1 Гб? Общий счет за установку ОС, драйверов, архиваторов и пиратского антивируса может составить 10-20 тысяч рублей (!), а то и больше, если клиент согласится заплатить.

С другой стороны, в последнее время появились мастерские, работающие только с лицензионным ПО, да еще и при наличии у клиента документов, подтверждающих легальность приобретения. Кроме того, сегодня многие пересаживаются на ноутбуки или отдают предпочтение фирменным ПК, которые широко представлены в супермаркетах электроники. Они обычно комплектуются оригинальной ОС Windows и, конечно же, соответствующей наклейкой с ключом. Так что в случае падения операционки её можно будет вполне легально переустановить либо самостоятельно, либо в результате похода в сервисный центр, либо с помощью "мальчиков по вызову"; другое дело, что последние наверняка предложат вам за дополнительные деньги доукомплектовать систему целым набором взломанного софта сторонних производителей.

В США все немного проще – большинство компьютеров произведены крупными компаниями, и можно обратиться напрямую к производителю (если гарантия закончилась – за платным ремонтом). Более мелкие проблемы решают в сервисных центрах при магазинах электроники. Вот только деньги в них обычно берут не за каждое конкретное действие или установленную программу, а за время, потраченное на обслуживание – в зависимости от наглости, от 75 до 200 долларов в час.

За комментариями мы обратились в ассоциации по защите интеллектуальной собственности "Русский щит". По словам главы ее Северо-Западного отделения Андрея Евгеньевича Павленко, судебная практика по борьбе с "компьютерными сервисами" практически отсутствует, и по этой причине сами правообладатели и правоохранительные органы стараются не касаться этой темы. Доказать вину руководителя такой организации очень сложно, и чаще всё сводится к административному правонарушению – отсюда и отсутствие каких либо значимых новостей в прессе. На сегодняшний день угрозу представляют частные установщики – как правило, это одиночки в погоне за легкой прибылью. "Русский щит" регулярно проводит мониторинг и организует мероприятия в отношении недобросовестных "компьютерных сервисов".

Не так давно в Курортном районе Санкт-Петербурга по заявлению этой ассоциации была пресечена деятельность организации, занимающейся ремонтом и продажей компьютерной техники. За отдельное вознаграждение она предлагала установить любой лицензионный софт, однако при проверке установленное ПО было признано контрафактным.

На этой неделе состоялась проверка одной из крупнейших в Санкт-Петербурге сетей магазинов по продаже компьютерной техники. Также была проверена услуга выездного сервиса этой же сети. Не обошли вниманием и провайдеров: монтажники и технические специалисты нередко предлагают установить игрушки и переводчики. В своей работе "Русский щит" ставит цель максимально быстро устранить нарушение прав членов ассоциации, а не пополнять общую статистику уголовных дел. Поэтому помимо мониторинга проводятся разъяснительные беседы с руководителями организаций. Вместе с этим документально фиксируются правонарушения. В случае, если они не будут устранены, собранный материал передается правоохранителям.

Производственная практика Сергея Вильянова

Саратов город вроде бы и немаленький, но удивительно сонный. Поэтому первым в новой сфере бизнеса там было стать относительно просто. Так, мой отец стал первым индивидуальным предпринимателем в области медицины. Настолько первым, что в налоговой инспекции (ещё советской) понятия не имели - сколько с него брать, и брать ли вообще. А я в 1997-м году, перелистывая местную газету бесплатных объявлений, задумался - почему, собственно, там нет ни одного предложения наладить компьютер на дому? И скоро соответствующее объявление в этой газете вышло. В конце стоял мой номер домашнего телефона.

Не буду врать, что меня тут же захлестнул шквал заказов. Возможно, просто не все дозванивались: дома я бывал нечасто, потому что работал и учился одновременно. Но в течение года стабильно обслуживались один-два заказа в неделю. Правда, уже через несколько месяцев я отказался от случайных клиентов в пользу постоянных. В это трудно поверить, но есть люди, регулярно доводящие свой компьютер до неработоспособного состояния, и готовые щедро платить за его экстренную реанимацию. До сих пор с теплотой вспоминаю двух братьев, чья мама держала довольно крупный бизнес, и на компьютер сыновей не жалела денег вообще. Сколько просят, столько и давала. А ребята были фантазерами: то Windows сотрут, то захотят к Интернету подключиться, то поставят пиратскую игру, и она им чего-нибудь хитро напортачит. Наконец, немало хлопот доставляли вирусы. Я, конечно, не наглел, но и особо не стеснялся, когда озвучивал сумму очередного "гонорара". В случаях, когда, к примеру, речь шла о подключении принтера к старенькому компьютеру университетской преподавательницы, я денег не брал вообще - полагая, что за неё мне заплатили богатые детишки. Приятным бонусом в этой беготне было то, что, покупая какое-то оборудование клиентам, я предъявлял чеки в своей налоговой, списывая "затраты" на себестоимость. Был у меня небольшой бизнес, связанный с рекламно-информационной деятельностью, и любая железяка, от принтера до винчестера, сходила у моего инспектора на "ура".

Закончив университет, я из Саратова уехал, и карьеру домашнего компьютерного умельца пришлось завершить. Однако и сейчас считаю такую подработку почти идеальной для сметливого студента. Главное - не наглеть.

Остается напомнить, что при должной настойчивости разобраться с капризами компьютера можно и самостоятельно – в Сети лежит масса подробных инструкций для "чайников", которые помогут в кратчайшие сроки устранить программную неполадку. А вот обращение в сторонние сервисы вполне может вылезти боком – даже решение незначительной проблемы обойдется в крупную сумму, да и пиратский софт через несколько дней может ни с того ни с сего потребовать регистрации. В конце концов вы рискуете стать "заложником" одной из таких фирм, которые как раз и занимаются поиском новичков, нуждающихся в банальных советах и едва ли не круглосуточной технической поддержке.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.