Просто добавь мозгов
АрхивКолумнистыУ английской сказки есть канон, согласно которому героям-животным разрешается делать то, что реальные зверушки могли бы, но не сообразили совершить. Вот и оружие системы NLOSLS очень похоже на ракеты, которым щедро добавили мозгов.
У английской литературной сказки есть канон, согласно которому героям-животным разрешается делать то, что реальные зверушки могли бы (пользуясь зубами и лапами), но не сообразили совершить. Вот и оружие системы NLOSLS очень похоже на ракеты, которым щедро добавили мозгов.
Крылатые ракеты, истребляющие супостатов, осаждающих высокотехнологический город, появились век назад в посмертно изданном романе Жюля Верна "Удивительные приключения экспедиции Барсака". Реальностью подобные системы оружия стали только на нынешнем этапе развития техники, для чего потребовался не один отдельно взятый гений, а обусловленные экономикой усилия всего человечества. Прежде всего - в области информационных технологий.
NLOSLS (NonLineofSight Launch System, пусковая система для стрельбы с закрытой позиции) представляет собой контейнер, смахивающий на промышленный холодильник, весом 1430 кг, длиной и шириной по 1,15 м и высотой 1,75 м, с пятнадцатью ракетами и компьютерной системой управления. Разработала его корпорация NETFIRES LLC ("Сетевой огонь"), совместное предприятие оборонных корпораций Raytheon и Lockheed Martin. Заказчиками выступили Армия США и Флот США. (Напомним, что эти ведомства имеют раздельное финансирование.) Армия отводит новинке роль элемента системы NonLineofSight более высокого уровня, куда входят ранее описанные в рубрике самоходные гаубицы для огня с открытой позиции NLOSC и самоходные минометы для непосредственной поддержки пехоты NLOSM. Флот планирует оснастить ею корабли литорального класса (Littoral Combat Ship), предназначенные для действий в прибрежной зоне. Сухопутный вариант перевозится попарно на трехосном грузовике повышенной проходимости, поодиночке - на армейских пикапах. Корабельные системы монтируются по четыре в единый пакет.
Ракеты в контейнерах - двух типов. Первый из них PAM (Precision Attack Munition, высокоточное ударное снаряжение). Ракетный двигатель доставляет изделие длиной 1,5 м, калибром 180 мм и весом 45 кг на расстояние до 40 км. Эффективность боеголовки довольно скромного веса достигается за счет высокой точности попадания, которую обеспечивают три бортовые системы наведения. В заданный район, где находятся предварительно разведанные цели, снаряд выводит GPS/инерциальная система управления. GPS периодически передает системе управления координаты снаряда, определённые по спутниковым сигналам. Поскольку, как знает каждый обладатель навигатора, для того чтобы зацепиться за спутники, нужно время, в промежутках инерциальная, с лазерными гироскопами, система управления ведёт изделие в инерционном, экстраполированном режиме, корректируя курс по следующему отсчету от GPS. Над целью же задействуются другие системы наведения. Инфракрасная ищет заложенные в её память по данным предварительной разведки сигнатуры танка или боевой машины и направляет к ним снаряд. Полуактивная лазерная наводится на "зайчик", отраженный от цели. В последнем случае необходима подсветка цели лазером, установленным на дистанционно пилотируемом летательном аппарате (ДПЛА), наземном роботе или боевой машине. То есть над/рядом с целью необходимо присутствие ещё одной боевой машины. Которую противник может попытаться уничтожить или, если это не получится, укрыть себя облаком дыма или аэрозоли - для этого на танках начиная со Второй мировой установлены устройства отстрела дымовых гранат. Скажем, российские оборонные специалисты были приятно удивлены тем, как во время событий, предшествовавших войне в Грузии, удалось эффективно сбивать грузинские ДПЛА израильского производства. Однако делать из этого далеко идущие выводы явно не стоит - возможно, виной тому недостаточное овладение материальной частью нового оружия.
При использовании инфракрасной системы самонаведения противник пребывает в счастливом неведении о том, что на него идет снаряд. Однако "мозги" у PAM хоть и высокоточные, но не слишком большие. Их можно очень грубо соотнести с антивирусом, работающим без эвристики, на основании ограниченного набора сигнатур. И, вероятно, они окажутся уязвимыми для различных видов ловушек. Хотя простейшие, точечные тепловые ловушки, уводившие в Афганистане стингеры от штурмовиков и вертолетов, тут уже не сработают - PAM ищет двухмерные образы и, видимо, имеет некое представление о ракурсах. Тут понадобится (на новом техническом уровне, конечно) нечто подобное приёмам, отображенным в старом фильме "Беспокойное хозяйство". Или, выражаясь в терминах постмодернизма, создание инфракрасных симулякров.
Второй комплект боеприпасов системы NLOSLS много хитрее. Это LAM (Loitering Attack Munition) - ударные боеприпасы, характеристическим свойством которых является пришедшее из англосакских средневековых судебных уложений Loitering - праздношатание с целью попрошайничества, грабежа, разбоя, проституции. Ну, к попрошайничеству и проституции LAM не склонен - он совершает деяния покрупнее. Хотя он выполнен в тех же массогабаритах и по той же аэродинамической схеме, что и PAM, но у него не ракетный, а турбореактивный двигатель. Это повышает дальность действия до 70 км да еще и дает возможность праздношатания над целью, к которой его выводит GPS/инерциальная система управления, аналогичная имеющейся у РАМ. Подобно тому, как бродяга высматривал зажиточный дом или лавку с недешевым ассортиментом, LAM своими инфракрасными сенсорами осматривает местность и - как карманник охлопывал мошну потенциальной жертвы - прощупывает её импульсами лазерного радара. Последний может служить и дальномером, обеспечивая совместно с GPS получение абсолютных координат цели, которые могут быть переданы другим элементам системы. Да и подсветить цель для полуактивного режима PAM’ов или авиабомб тоже может. LAM довольно хитрый - не глупее знающего рыночную конъюнктуру грабителя. Его система автоматического распознавания целей может быть - опять-таки очень грубо - соотнесена с самым мощным антивирусом с эвристикой. Она, по мысли создателей, должна выделять цель, невзирая на маскировку и помехи, наводить на цель более простые PAM, подобно тому, как главарь использует рядовых членов банды. Но, в отличие от норовящего выйти сухим из воды главаря, LAM, обнаружив важную цель или исчерпав горючее, сам ударит по противнику. То есть часть боеприпасов, выпущенных NLOSLS, временно превращается в ДПЛА, выполняя функции разведки и целеуказания. И все это - вспомним имя фирмы-разработчика, "Сетевой огонь", - в раскинутой над полем боя сети. Важнейшим свойством нового оружия, по мнению американских военспецов, является способность обмениваться информацией с другими элементами боевых систем будущего - Future Combat Systems. Дальности огня должно хватить для поражения пусковых установок тактических ракет, систем ПВО, связных и штабных машин, установок систем залпового огня, выдвигающихся к полю боя резервов. В конце ноября прошлого года РАМ успешно отстреляли по старому советскому танку Т72. Ожидается поставка этого оружия 43-й пехотной бригаде Армии США.
Также очень важны новые ракеты для кораблей литорального класса. Дело в том, что, в отличие от ветеранов Второй мировой, современные крейсеры, эсминцы и фрегаты крайне ограничены в возможностях влияния на ход берегового боя. У стоящих сотни мегабаксов фрегатов главный калибр представляют собой трехдюймовки. Как у бронекатеров Великой Отечественной. Но у последних была еще и броня... Конечно, автоматизация и наведение у современных артсистем не в пример лучше, но пехотинцам на берегу, лишенным полноценной артподдержки тяжелыми орудиями, от этого не легче. Ракеты NLOSLS (боекомплект - 180 штук) на борту корабля литорального класса должны частично решить эту проблему. Да и при атаке судов противника они могут быть весьма эффективны - современный фрегат под завязку набит очень уязвимой электроникой, а брони на нём не водится. Так что двух трех боеголовок PAM ему может хватить на билет до дна...
Автору представляется, что лучшим использованием накопленных Россией денег было бы не спасение банкиров и офисного планктона, а выделение средств на перевооружение отечественных Вооруженных Сил современной техникой, что дало бы работу нашим инженерам и рабочим, создало бы задел для РЕАЛЬНОГО высокотехнологического экспорта.1 Да, и не надо забывать, что кризис 1929 года завершился 1 сентября 1939-го...
1.. Несмотря на кризис, портфель заказов Рособоронэкспорта превысил 20 млрд. долларов. [назад]
Из еженедельника "Компьютерра" № 10 (774)