Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Голубятня: Кофе для IT-народа

АрхивГолубятня-Онлайн
автор : Сергей Голубицкий   13.03.2009

Любимое заведение Старого Голубятника - кофейня Starbucks - пришла на просторы нашего Отечества: что же, делюсь впечатлениями!

Кофе для IT-народа

Есть у меня в Америке любимое заведение - кофейня Starbucks, навеки засевшее в памяти символом интеллектуальной Заокеании. Впервые я побывал в "Старбаксе" в 1994 году, когда компания еще была фирменным знаком Северо-Запада, правда, слухи об удивительной кофейне из Сиэтла, сумевшей сотворить невозможное - преодолеть национальную привязанность к коричневой бурде, подогреваемой сутками в булькающем стеклянном жбане (это и есть т.н. "американский кофе"), уже вовсю расползались от океана до океана. Историю национальной и мировой экспансии Starbucks я описал в "Бизнес журнале" (эссе "Третье место") - с удовольствием отсылаю к нему всех любознательных читателей. Сегодня же хочу рассказать о впечатлениях, которые возникли у меня после презентации новой марки кофе - гватемальского Casi Cielo - организованной российским представительством Starbucks.

Да-да, сиэтлская кофейня уже в Москве - с 2007 года - причем за это время успела разметаться по 12 точкам! Презентация проходила в арбатском "Старбаксе" (Старый Арбат 38, есть еще одна - в начале променада, дом 19). Искусная барышня и ее тактичный помощник терпеливо рассказывали журналистам об искусстве правильной заварки правильных напитков: 55 граммов на 1 литр во французском прессе, выстоять ровно четыре минуты, отжать пресс и подавать. За точность цифр не ручаюсь, потому как на дому все равно ничего повторить не получится, проверенно неоднократно. Посему варианта два - либо пить в самом "Старбаксе", либо варить по старинке в джезве.

Журналисты внимательно слушали, потом дегустировали Casi Cielo, потом сравнивали его с другими марками, потом аппетитно чмокали, уписывая неземные пирожные. Короче, всё как обычно, за небольшим исключением. Дело в том, что Starbucks - если брать его в сиэтлском исполнении - это не простая кофейня, а уникальный меланж из трех компонентов: эксклюзивного кофе (что не удивительно: средняя закупочная цена кофейных зерен Starbucks в пять раз превышает среднюю биржевую цену на зерна той же категории качества) + атмосфера интеллектуального салона + музыкальный симбиоз с Apple. В российском исполнении в кафе на Старом Арбате представлен лишь первый компонент - шикарный напиток, два же других пока отсутствуют. Музыкальный симбиоз с Apple, можно не сомневаться, дело наживное: просто дорожки старых партнеров ещё не пересеклись в нашем Отечестве. Когда же это случится, мы станем свидетелями традиционного для Америки действа: завсегдатай (а в "Старбакс" ходят практически всегда только завсегдатаи) слушает музыку, как правило, в стиле new-age (у Starbucks даже есть собственный звукозаписывающий лейбл), и если что-то особенно нравится, достает из широких штанин дубликатом бесценного груза ... правильно: догадались! - iPhone, тут же соединяется с местным старбаксовским сервером, который, в свою очередь, тесно спаян с яблочным iTunes, загружает в свой коммуникатор приглянувшийся трек, после чего к чеку автоматически добавляется 99 центов. Стильно до невозможности. Не сомневаюсь, что как только спайка Apple-Starbucks реализуется, от московских яппи в кофейне не будет отбоя.

Пока же яппи в кофейне нет, как нет и интеллектуальной тусовки - лишь случайные иногородние прохожие, из тех, что минутой ранее еще пожирали глазами матрёшек, тельняшки и солдатские шинели староарбатского променада. В данном случае наживным делом отделаться не получится, потому что для формирования правильного имиджа российскому "Старбаксу" придется слить семь потов. Если этого не случится, если не удастся создать в общественном сознании образ кофейни исключительно как оазиса для интеллектуалов (подобно тому, как это реализовано в Америке), можно не сомневаться, что Starbucks in Russia через год-другой превратится в заурядное кафе с импортным ореолом (каких в городе тысячи - и итальянских, и американских, и немецких, и французских, и просто новорусско-понтовых). Почти не сомневаюсь, что при таком - неправильном - исходе событий, Starbucks придется оставить наш рынок, как пришлось это сделать, скажем, в Австралии.

И это будет дважды жаль, потому что в Австралии у "Старбакс" не сложилось по известной причине: экспансия сиэтлской компании проходит со скрипом в странах, обладающих собственной серьезной кофейной культурой (Балканы, Иберия, Скандинавия, Италия, Австралия). Россия к таковым не принадлежит (настойка крепкая 40 градусов на кофейных зернах?), поэтому у "Старбакс" есть все шансы для формирования единственно правильного и успешного имиджа. Тем более, что главный посыл есть - высококлассный кофейный напиток.

Осталось прояснить последний момент: при чем тут IT-народ? Ну это-то как раз просто: Starbucks во всем мире выступает символом американской экспансии, не жлобско-бигмаковской а-ля мерзкий "МакДональдс", а интеллектуально-технотронной. В первую очередь, конечно же, речь идет об IT-цивилизации, которая, нравится нам это или нет, вышла из Good Ol' US of A. При таком раскладе - куда же, спрашивается, следует податься программеру-гоблину с подружкой свободным вечерком, дабы пригубить эксклюзивного кофе? Вопрос риторический.

Если кто-то из завсегдатаев Голубятни уже отметился в московских кофейнях Starbucks, приглашаю поделиться собственными впечатлениями на форуме: интересно сравнить эмоции. Сюда же, на наш форум, я приглашу и людей из российского "Старбакса", так что сможете задать им вопросы (напополам с наездами и пожеланиями) - интерактивничать, так по полной! :-).

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.