Интервью с MWC: Flash Networks
АрхивИнтерактивВыходя со встречи с генеральным директором Flash Networks Лиамом Галином, корреспондент "КТ-Онлайн" чувствовал себя как разведчик, ненадолго сползавший в тыл к неприятелю...
Честно говоря, это интервью является некоторым образом контрабандой - не в наших правилах слишком часто "светить" компанию или персону на сайте, если, конечно, компания не является одним из титанов рынка. Тем не менее, Flash Networks, о которой мы рассказывали в сентябре, хоть сама по себе и незаметна для широкой публики, занимается важным делом - помогает операторам зарабатывать деньги, что автоматически означает знание рынка и возможность делать более-менее обоснованные прогнозы. Именно поэтому я не мог упустить возможность пообщаться на выставке MWC с директором FN Лиамом Галином. И пусть он зачастую оказывается "по другую сторону баррикад", на стороне операторов, конечным пользователям прислушаться к его мнению небесполезно.
- На выставке довольно ожесточенно спорят сторонники WiMAX и LTE. Каково Ваше мнение, кто выиграет намечающуюся войну стандартов?
- LTE, однозначно.
- Каковы основания так считать?
- Он создан консорциумом операторов полностью под требования самих операторов. В этом стандарте операторы определяют правила игры в значительно большей степени, чем в сообществе, продвигающем WiMAX.
- Да, но WiMAX уже здесь, например, в Москве стандарт уже работает в мобильной версии...
- Ну, у WiMAX есть свои проблемы, его довольно дорого разворачивать, велики расходы на большой backhaul... И еще стоит вспомнить, что операторы до сих пор не "отбили" инвестиции в предыдущее поколение сетей, 3.5G. Вкладывать прямо сейчас деньги в переход на стандарт, совершенно иной по организации (я имею в виду WiMAX) было бы крайне неудобно. К тому же, для LTE есть такие базовые станции, которые сочетают поддержку разных поколений сетей, что позволяет осуществить намного более плавный переход. Для WiMAX подобных решений не предвидится.
- С точки зрения Flash Networks как производителя софта, сетями какого стандарта проще управлять?
- Я не уверен, что могу раскрыть все аспекты, но вообще-то нам всё равно. Наше ПО способно работать как с WiMAX, так и с LTE. Что бы ни выбрал оператор, то мы в состоянии предложить ему наши продукты.
- Я припоминаю одну из частей Вашей московской презентации, где Вы говорили о способностях Вашего софта адаптировать контент сайтов к примитивным браузерам и маленьким экранам. В то же время есть такое мнение, что со временем "простых" трубок на рынке просто не останется, все будет основываться на смартфонных платформах, таких как S60. Как это может повлиять на ваш бизнес?
- Оговорюсь, что доля этого направления в нашем бизнесе составляет менее 5 процентов. Мы в основном сконцентрированы на трех направлениях. Во-первых, это повышении качества сервиса, предоставляемого пользователям, для чего необходимо ускорять мобильный Интернет путем оптимизации трафика. Второе направление - оптимизация трафика самого оператора, чтобы уменьшить нагрузку на опорную сеть и сократить таким образом издержки. Это также касается оптимизации P2P-трафика в сети и его кэширования. Сюда же относится принцип, который мы называем Fair Use - до определенного объёма Вы платите одну сумму, а превышая этот объём - другую. Третье направление - монетизация Интернета. Как заработать на рекламе, как оператору выжать прибыль из принадлежащего ему контента. Или наоборот, как сэкономить путем фильтрации контента, например, если вы - работодатель, вам нужно быть уверенным, что выданные для работы устройства сотрудники не используют для просмотра не относящихся к делу веб-страниц или личной почты. Так что оптимизация контента - не такая уж критичная часть. К слову, она у нас на аутсорсинге. Компания, которая на самом деле ей занимается, имеет солидный опыт в этой области.
- Не думаете ли Вы, что с приходом сверхвысокоскоростных сетей задача оптимизации трафика несколько потеряет актуальность? Что пользователь вообще может сделать с этими безумными 40-50 мегабитами в секунду?
- Ха, когда у меня много лет назад был модем на 14400, я тоже понятия не имел, что делать с этой "бешеной" скоростью. Потом пришли 28800, потом 33600... Потом и DSL подтянулся. В мобильниках всё было очень похожим образом, от GPRS к HSDPA. И всему этому, что характерно, находилось применение. Стоит только помнить, что в вопросе скорости мобильного доступа всегда будет остро стоять вопрос мощности опорной сети (backhaul), и что она всегда будет не очень хорошо соответствовать предельным скоростям доступа, указываемым в спецификациях беспроводных стандартов.
- А как вообще обстоят дела с соответствием тех опорных сетей, которые Вы наблюдаете у клиентов Flash Networks, и теми беспроводными стандартами, которые они используют?
- Да все очень плохо. Несоответствие на самом деле просто невообразимое, я бы сказал - зияющая пропасть. Несоответствие ещё больше, чем Вы можете себе представить. Позвольте продемонстрировать Вам один слайд... [ищет среди презентаций]
- А ситуация когда-нибудь исправится? Подтянут ли опорные сети до уровня сотовых?
- Некоторая разница в пропускной способности будет всегда, я думаю.
- А не приведет ли это к своеобразному blackout, связанному с перегрузкой сотовых сетей из-за несоответствия?
Карта Австрии, на которой разными цветами отмечена степень запущенности ситуации с опорной сетью
- Я бы не стал так утверждать. Не думаю, что кто-то в отрасли заинтересован в масштабной катастрофе, пусть и виртуальной. Это, в конце концов, реальный экономический ущерб. [находит слайд] Вот как выглядит Австрия с точки зрения backhaul, это ситуация по одному из национальных операторов, я конечно же не могу раскрыть его название. Красным отмечены районы, в которых на каждую вышку приходится канал "шириной" в 2 Мбит/с. Как видите, почти вся страна - красная. Зеленым отмечены зоны с более приличным значением, ну а голубым - города, где все ещё лучше, но и пользователей мобильного Интернета значительно больше. В общем и целом, картина не очень радостная, и Австрия здесь не уникальна - эта картина довольно типична для Европы. Безусловно, все это нуждается в масштабном улучшении в преддверии внедрения сетей нового поколения.
- Немного хотелось бы поговорить о VoIP. В принципе, общее мнение таково - сети 3G плохо подходят для этой цели. Качество голоса при звонках не радует. Каков ответ Flash networks на этот вызов?
- Ну, наши решения как раз позволяют управлять трафиком, выделяя каналы для VoIP. Конечно, операторы не в восторге от связки 3G+VoIP по очевидным причинам, но и здесь можно заработать дополнительные деньги путем предоставления абоненту гарантированного уровня качества звонков за фиксированную плату. Конечно, это не так много, но лучше, чем ничего. В принципе, VoIP еще не готов к совсем уж массовому применению - для этого ему нужно подтянуться по качеству связи. Пока что пятидесятидолларовые тарифы рано отправлять на свалку. Однако в частных беседах операторы демонстрируют, что уже смирились с неизбежным будущим.
- А как насчет доходов от мультимедийного контента? Те же магазины программ были в руках многих операторов, а теперь ими командуют производители. Не произойдет ли то же самое и с музыкой/видео?
Так выглядит описанный ниже способ дополнительного заработка для оператора
- [достает HTC G1 Android] Вот, посмотрите. Я открываю браузер и захожу на сайт U2. На этом сайте можно приобрести музыку напрямую у группы. Для оператора от этого никакой прибыли, и вот что мы можем с этим сделать - мы добавляем сверху логотип оператора. Я пролистываю сайт, но логотип остается в верхней части экрана, убрать его невозможно. Вы нажимаете на него, думая, что бы это могло быть - а там вас поджидает ссылка "скачать mp3". Ссылка ведет в данном случае на страницу с композициями U2 в магазине, принадлежащем оператору. А теперь я для примера зайду на страницу футбольного клуба Real Madrid. Спортивного контента у оператора нет, но монетизировать все равно хочется. Пользователь нажимает на логотип оператора, а там его ждет лента спортивных новостей от BBC - естественно, британской корпорации это обходится не даром. Операторы ищут новые источники дохода? Вот они, доступны в наших решениях. Кстати, когда пользователь переходит по ссылке на сайт BBC, логотип пропадает - акт монетизации уже произошел.
Предвижу возмущенные комментарии читателей, однако считаю, что интервью получилось интересным и достойным публикации. Если хотите, воспринимайте это как "разведданные из стана врага".