Интервью с MWC: Microsoft
АрхивИнтерактивОдним из самых интересных интервью на Выставке стал разговор с директором Microsoft по мобильным коммуникациям Скоттом Рокфелдом - хотя бы потому, что удалось посмотреть на девайс, пролетевший 4 этажа и сохранивший работоспособность.
Что и говорить, шум вокруг Windows Mobile 6.5 на выставке был изрядный, хотя принципиально нового в ней не так много. Каково будет мнение потребителей на эту тему, покажет время, а пока мне предоставилась возможность обсудить некоторые моменты - такие как интерфейсы, магазин приложений и сервис MyPhone - со Скоттом Д. Рокфелдом, директором направления мобильного коммуникационного бизнеса корпорации Microsoft.
- Хотелось бы начать с вопроса про магазин приложений. У многих операторов уже есть такие магазины, в т.ч. для Windows Mobile. Есть такой магазин и у SPb Software. Почему Вы думаете, что они свернут свои бизнесы и отдадут инициативу на откуп Microsoft?
- Вот что стоит сказать с самого начала - мы не хотим кого-то принуждать перебираться в наш магазин программ. Мы хотим дать людям выбор, в том числе в виде нашего магазина. Самой главной причиной, по которой люди пойдут именно в наш магазин, является, надеемся, большая продуманность взаимодействия с пользователем. Также мы хотели бы максимально приблизиться к требованиям разработчиков и операторов. Мы ищем способы сделать этот бизнес более жизнеспособным. Например, для потребителей мы ищем наиболее приемлемые способы платежей - напрямую нам или через счет мобильного оператора. Мы сейчас исследуем эти вопросы.
Ну а для мобильных операторов мы готовы предложить вот что - если оператора всё устраивает в интерфейсе магазина, то, может, будет проще всего выделить ему специальный отдел в этом магазине? Вот самое главное - "Майкрософт" является, в первую очередь, надежным партнером. Для операторов, для OEM-производителей; мы не собираемся вводить какие-то новшества без учёта их мнения. Когда мы что-то делаем, мы сначала убеждаемся, что со всеми участниками процесса - операторами, софтописателями и потребителями, - обошлись честно и справедливо. Я приведу Вам пример - сервис MyPhone, который я Вам покажу. Мы ищем способы, как операторы могли бы его брендировать. У них уже сегодня есть подобные сервисы, как ещё мы можем подогнать MyPhone к их требованиям?
- Но вы ещё не определились окончательно с моделью распределения прибыли в магазине?
- Ещё нет, все в процессе, переговоры идут пока. Вот на этом шоу такие переговоры и проходят.
- Да, и у вас есть некоторое время до коммерческого запуска системы.
- Да, вот именно! То, что нам нужно сделать сейчас, и то, чем мы занимаемся, мобильных операторов вполне устраивает. Разногласий не замечено.
- Что Вы думаете о расширении магазина с помощью мультимедийного контента? Музыка, видео...
- Ну, это для нас совсем не приоритет на данный момент.
- У вас была такая штука, как Marketplace в десктопном Media Player. Но потребители в наше время, кажется, охотнее загружают контент напрямую на мобильные устройства. И на этом, например, в России, много небольших компаний делает деньги - на оплачиваемых посредством sms песнях. Вы перехватите у них бизнес?
- Нет, это в наши планы не входит. У нас сейчас 20000 приложений готово для магазина, есть работа на некоторое время. Надо её сначала закончить. Надо убедиться, что потребители легко находят и устанавливают нужные им приложения. Еще раз хотелось бы подчеркнуть - мы не говорим, что мы единственный магазин на платформе, что надо идти именно к нам, не принуждаем ни к чему. Но если наша платформа онлайн-торговли "попрет", то мы наверняка задумаемся и о мультимедийном контенте. В любом случае будем более всего ориентироваться на мнение потребителей.
- Ну а где, по Вашему, пролегает граница между "иметь выбор" и "быть ошарашенным выбором"?
- Интересный вопрос. Вот Стив Балмер вчера толкнул спич (интервью взято на следующий день после презентации WM6.5), в котором, в частности, говорил о широком диапазоне вариантов между полной открытостью и закрытостью. Если вы слишком откроетесь - появляются риски безопасности, раздробленности, появления чувства дезориентации у потребителей, всё в таком духе. Перегнёте палку в другую сторону - и появляются другие недостатки, которые мы можем наблюдать на примере некоторых платформ на рынке. Мы, конечно, стремимся к открытой части шкалы, и в общем мы тоже нарабатываем опыт. Ищем правильный баланс. У нас есть мощный "движок", и мы кооперируемся с партнерами, чтобы создавать отличные "машины". В этом случае не стоит слишком открывать "блок цилиндров" и "коробку передач", потому что это риск для безопасности. Это может привести к непредсказуемым последствиям - Вы рулите влево, машина едет вправо. Надо всегда помнить, что если перейти определенные границы, платформа просто не будет допущена в корпоративный сектор, что для нас очень важно.
- А Вы думаете, что вопросы безопасности платформы останутся прерогативой Microsoft? Вот вчера Евгений Касперский тоже толкнул спич, в котором обозначил такой тренд - девайсы станут удобнее в использовании, но менее безопасны. Не думаете ли Вы, что подобно десктопной Windows, вопросы безопасности перетекут под крыло Касперского и его коллег?
- Ну, конечно ему надо пиарить свой продукт, обосновывать его необходимость [смеется]. Вот наша точка зрения - мы еще семь-восемь лет назад декларировали, что хотим создать единый девайс для работы и для личного использования. Я хочу, чтобы мне было удобно им пользоваться, но в то же время чтобы в понедельник утром я мог бы его принести на работу, и IT-специалисты сказали бы - да, Вы можете подключить это к корпоративной сети. Единственный путь к этому - безопасность должна быть заложена в платформу с самого нижнего уровня, никаких компромиссов.
- Господин Касперский - известный параноик, для его работы это вполне естественно. Еще один вопрос, который я хотел бы поднять - многие ваши партнеры, производители девайсов и софта, были вынужденны предлагать собственные решения в области интерфейса, кардинально меняющие внешний облик ОС. Почему вы позволили им занять этот рынок? Что может измениться с приходом 6.5? Думаете, что рынок для этих программ скукожится?
- Да, ребята создают классные интерфейсы. Мы бы хотели, чтобы эти продукты остались на рынке по целому ряду причин. Нумеро уно, это позволяет нам отслеживать, что больше всего нравится пользователям [по доброй привычке, за чужой счет - прим. авт.]. Мы и сами делаем фокус-группы, но они могут пробовать какие-то конкретные ходы. Возьмите, к примеру, T-Mobile Shadow в США - они сделали интерфейс из панелек. У HTC очень интересные разработки. Фокус-группы - это ещё не показатель. Никогда не знаешь наверняка, сработает ли идея, пока не выведешь её на рынок. Иногда люди в фокус-группах говорят одно, а потом делают совершенно противоположный выбор. Мы изучаем опыт наших партнеров, и это бесценно.
Эксперименты в области интерфейсов Microsoft предпочитает проводить силами сторонних разработчиков
Вторая причина - наша доля на рынке сейчас 10%, но сам рынок растёт бешено. Очень скоро он достигнет размера в 500 миллионов человек (это я только о смартфонах говорю), это просто огромное поле деятельности. Полмиллиарда человек невероятно сильно различаются между собой. Студент в Индии, бизнесмен в Нью-Йорке, домохозяйка в Москве... Да даже у меня в семье мои вкусы и вкусы моей жены различаются в поразительной степени. У меня целый год был Samsung Blackjack, моя жена посмотрела на него и говорит - у тебя аппаратная QWERTY-клавиатура, ты гик! У нее слайдер T-Mobile Shell, она его обожает! Под давлением жизненного опыта мы просто не верим в существование одного единственного правильного решения. Есть правильный телефон для каждого из нас. И это означает, что нам нужно работать со всеми производителями и разработчиками, чтобы у них была возможность создать подлинное разнообразие.
Признак "гиковости" Скотта Рокфелда
- А вот еще интересный интерфейсный вопрос. Вы, кажется, бросили попытки заставить людей писать стилусом? Посмотрите вокруг, выросло уже одно поколение людей, которым писать от руки значительно труднее, чем на клавиатуре.
- Да, всё так, но не стоит забывать и о более пожилых пользователях или об электронной подписи - тут можно вспомнить о службе доставки UPS. Стилус до сих пор очень важен в азиатском регионе, где иероглифы пишутся от руки и распознаются. Актуальных причин для сохранения стилуса полно. Посмотрите вот на что - вот девайс [показывает HTC Touch Pro 2 с Windows Mobile 6.5 и приличной вмятиной], кстати, я уронил его в шахту лифта с 4-го этажа, и он до сих пор работает нормально; так вот, на этом девайсе стилуса нет, но он может с ним работать. Вот что важно. Стилус будет сохраняться для каких-то специфических применений. А ещё у нас тут на выставке присутствует партнер, и он использует распознавание письма для всех задач! Абсолютно!
Доказательство необходимости стилуса
- А сколько ему лет примерно?
- Ну, где-то 35-40.
- Это многое объясняет.
- Да уж, ему не 20. Да и мне, в общем-то, тоже давно не 20, так что спрос на стилус пока сохраняется.
- Вот ещё вопрос приберег: я тут побегал по выставке и поговорил с некоторым количеством китайских производителей трубок. Знаете, такие маленькие производители, которые иногда определяют облик целых рынков в некоторых странах. Они так счастливы от перспективы срезать ещё несколько баксов с цены девайса за счет установки Google Android! Как вы намерены с этим бороться? Раньше они как-то больше на WM ориентировались...
- Ну в этом и заключается идея Android. Мы продолжим работать над привлекательными предложениями для этих клиентов, так что, надеюсь, они останутся с нами. Второй момент - доля ОС в стоимости девайса крайне незначительна. Всё, что нам надо сделать - предложить больше смысла на доллар стоимости. Вот поэтому с нами и подписывают новые контракты - Sony Ericsson, Garmin, LG, которая в ближайшие годы выдаст 50 новых WM-смартфонов. У них свой интерфейс, и это хорошо, думаю, для определенных сегментов он им пригодится. Если приток партнеров сохраняется, значит, всё в порядке. У нас больше опыта, налаженные отношения с операторами и огромное число стороннего софта. С операторами не так-то просто, у всех своя специфика, а мы уже давно со всеми знакомы.
Новый смартфон LG KM730 на ОС Windows Mobile. Android им только снится...
- А вот вопрос насчет бизнес-пользователей. Что вы им такого предложите, что они побросают свои Blackberry и перейдут на WM?
- Да мы особо-то не призываем никого ничего бросать. Посмотрим на бизнес-сегмент. Что там нужно IT-профессионалам? Чтобы всё легко и дёшево интегрировалось и надёжно работало. Во многих компаниях решения Microsoft занимают доминирующую позицию, и Windows Mobile интегрировать в эту среду куда проще. В новом System Center смартфонами можно управлять точно так же, как и обычными десктопами и лэптопами. Стоимость обучения ниже, выбор девайсов куда больше. Полная интеграция с Windows Server, Exchange, обычными десктопами. И к тому же Windows Mobile предлагает немного больше после того, как рабочий день закончился. У нас в последний год было 363 победы в тендере категории Lighthouse, что означает приобретение заказчиками 500 и более смартфонов. На самом деле заказы крупнее, всего продали 1,4 миллиона девайсов. Да и с RIM воевать нет никакого смысла - они предлагают решения для Windows Mobile, так что они тоже наши партнеры. И тут на передний план выходят перспективы виртуализации, запуска "виртуального Blackberry" и вообще - разделения личного и рабочего пространств, если на то будет воля заказчика.
- Чуть более консьюмерский вопрос: сервис MyPhone предлагает всего 200 Мб свободного пространства. Почему так мало?
- Сейчас все в стадии бета-тестирования, мы посмотрим, каково будет реальное использование пространства, и в соответствии с полученными данными предложим оптимальный вариант. Мы вообще-то посмотрели на то, что могли бы забэкапить 95% пользователей и пришли к выводу, что 200 Мб - это много [что подтверждается примером Сергея Вильянова - прим. авт.]. У 95% пользователей, в отличие от нас с Вами, гигов информации на аппарате нет. Это сервис для масс. Возможно, с маркетинговой точки зрения было бы лучше внедрить что-то с окончанием "гигабайт".
- Вот вы предлагаете сервис, подобный предложениям ваших конкурентов, но несколько позже, что вы почерпнули из их опыта?
- Сразу оговорю один момент - мы не ставим MyPhone на одну доску с MobileMe. Мы не собираемся предлагать синхронизацию PIM-информации, это работа для Exchange. MyPhone - это в чистом виде резервно-восстановительный сервис. Даже почта не бэкапится, потому что она есть у Вас на сервере. Вот я уронил телефон в шахту лифта, слава богу, он работает, а если бы нет? Вот тут-то мне бы и пригодился MyPhone. Кстати, к одной учетной записи можно подключить несколько телефонов. В общем, MyPhone ещё и хорош для апгрейда, потому что на новом девайсе вы быстро сможете почувствовать себя как дома. Сервис бесплатен, так что почему бы не иметь такую бесплатную страховку, о которой и думать не надо? Надо только ввести свой LiveID, и все автоматом включено.
- Я недавно поигрался с Spb Shell 3.0, и у них есть такая интересная опция - вводишь свой аккаунт Facebook, и система автоматически подкачивает фотографии для контактов. А как у вас с интеграцией с крупнейшими социальными сетями?
- Я могу сказать только одно: оставайтесь на нашей волне, будут новости.
- Хорошо, но у вас нет идей разворачивать свой конкурирующий сервис и пытаться переманивать народ туда? Microsoft порой этим грешит в тех областях, где, казалось бы, никакой необходимости не было.
- У нас хорошие отношения с партнерами, будь то программисты или социальные сети.
Упал в шахту лифта с 4-го этажа и продолжил работать. Живучий...
- Спасибо, это все вопросы, которые я хотел задать.
После этого у меня было время поиграться с устройством HTC с установленной на нем ОС Windows Mobile 6.5; не могу сказать, что мой критический настрой сильно остыл, но, например, проблема скроллинга решена весьма неплохо, что сильно улучшает общее впечатление. Конечно, это пока ещё альфа-версия, но кое-что понятно уже сейчас. Увы, чтобы чувствовать себя комфортно, нам потребуется много стороннего софта. Слава богу, с этим у Windows Mobile проблем нет.